- Преподавателю
- Начальные классы
- Новогодний молдавский обычай Соркова
Новогодний молдавский обычай Соркова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аксыной Д.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Название кружка: Молдавское народное творчество Ф.И.О. руководителя кружка: Аксыной Д.В. Дата проведения учебного занятия: ___________ Количество присутствующих ___________ Тема учебного занятия (согласно календарному плану кружка): Обычай «Соркова». Верования и обряды связанные с водой, хлебом, монетами и.т.д.
Цель: (раскрывает содержание учебной деятельности на занятии): - готовить детей к восприятию и овладению фольклорными формами - инсценировки песен и малых фольклорных форм. Задачи:
- готовить к восприятию и овладению фольклорными формами, что позволит хорошо ориентироваться в данном разделе детской литературы;
-
Воспитать уважительное и доброжелательное отношение к прошлому своих предков. Воспитание таких понятий, как добро и зло, честь и справедливость, порядочность и доброжелательность на примере устного народного творчества.
-
Знакомить детей с молдавским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
-
Формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
Методическое сопровождение учебного занятия (образовательная программа кружка, литература по профилю кружка)
-
Ботезату Г. «П.В. Штефэнукэ. Фолклор ши традиций популаре», Кишинэу., 1991.
-
Караман П. «Колиндатул ла молдовень, славь ши алте попоаре». Кишинэу, 1983
Ход занятий 1. Организационная часть. Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Основная часть занятий.
Учитель: - Вы уже знаете что молдавские новогодние обычаи и традиции перенимались от язычников, христиан, от римских новогодних торжеств, а некоторые зародились в средневековье. Не многие из этих традиций дошли до нашего времени, но большинство из них остались в истории как забытые народные традиции.
На прошлых занятиях вы уже ознакомились с некоторыми обычаями как Поздравление с плугом (Плугушорул) и «Посев» (Семэнатул). Расскажите о них.
-
«Поздравление с плугом»
31 декабря подростки собирались группами по 3-6 человек и выходили на улицы с деревянным (иногда железным) плугом. Он был украшен лентами, колокольчиками. Один из ребят ходил с бичом. Молодые люди входили во двор, спрашивали под окном: «Вас поздравить?». Если хозяин отвечал положительно, то поздравление декламировалось одним из поздравляющих или поздравляли по очереди, под звон колокольчика и щелканьем бича. Первыми жителями, которых поздравляли, всегда были священник и сельский староста, а затем поздравляли уже всех остальных. В то же время поздравления могли иметь и угрожающий характер. Колядовавшие иногда, в виде предупреждения хозяину дома, уносили калитки, ломали заборы, били стекла, горшки, крали животных и т.д. В Ниспоренском и Каларашском районах поздравлявшие носили специальные палки для защиты от собак или с целью причинения ущерба скупому хозяину.
Учитель: - Давайте посмотрим как поздравляют с плугом в разных регионах Молдовы. (видео - запись)
- А теперь я попрошу вас исполнить «Плугушорул».
- А каким был новогодний стол?
-
О новогоднем столе
У наших предков было множество обрядов, связанных с убранством праздничного стола. Под стол они клали солому или лемех, а под скатерть - сено. На западном и восточном краях стола ставили 6 калачей-плетенок, украшенных базиликом. В центре стола обязательно была тарелка с кутьей и калач. Все это имело определенный смысл. Так, лемех под столом символизировал удачную пахоту, сено под скатертью - будущий богатый урожай. Считалось, что того, чего не будет на новогоднем столе, не будет и весь год. Поэтому из новогодних блюд обязательными были: пшеничный хлеб, кутья, мясо (петуха, зайца, овцы и других животных). Мясо животного появлялось на столе для того, чтобы съевшие его обрели качества этого животного (например, зайчатина - проворство). Ещё одной традицией было запекать в праздничные плацинды монету. Человека, которому она попадалась, ожидал счастливый год.
Учитель: - А что же делали на второй день, в утро Нового Года?
3. Посев
В утро Нового года дети ходили из дома в дом и «посевали» родственников и соседей. Они, словно сеятели, разбрасывали горстями зерна пшеницы, ржи, кукурузы, овса и гороха. При «сеянии» обязательно произносились слова с пожеланиями процветания в будущем году. «Посевали» дети не только людей, но и животных, в надежде получить хороший приплод.
Учитель: - Сегодня я расскажу вам ещё об одном Новогоднем обряде «Соркова»
В день св. Андрея (30 ноября) и св. Анны (9 декабря) дети приносили в дом ветви яблони, груши, вишни, сливы или других плодовых и оставляли их в сосуде с водой, пока на них не распустятся листья и цветы. В канун Нового года эти ветви связывали красной шерстяной нитью. Этот букет и назывался «соркова». С этими ветвями дети ходили по домам в новогоднее утро. Касаясь «сорковой» хозяина дома, они произносили поздравления, текст которых в сегодняшний день также называют сорковой. Считалось, что зеленая ветвь при прикосновении к человеку передает ему свою красоту и силу.
- Давайте послушаем эти поздравления и споём вместе, текст перед вами, он очень простой!
Практическая работа: инсценировка песен малых фольклорных форм.
Учитель: к сожалению сегодня эти веточки всё чаще искусственные, они украшены мишурой и бумажными цветочками или можно изготовить очень оригинальные сорковы которые имитируют цветущие ветки яблони, что я вам и предлагаю.
Практическая работа: Изготовление сорковы - ручной труд.
3. Заключительная часть занятий. Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы. Самостоятельное изучение новогодних обрядов связанных с водой, хлебом и монетами.
Подпись руководителя кружка:___________________________________
Изготовление «Сорковы»
Инсценировка поздравления
«Плугушорул»