Итоговая работа по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КИтоговая работа по ОРКСЭАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Итоговая работа по ОРКСЭ



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Калашникова Наталья Александровна

Район

Автозаводский

Место работы

МБОУ СОШ № 111

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

«Школа России» А.В.Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 - 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012

Тема урока

Дружба

Тип урока

комбинированный

Цель, задачи

Цель урока: Расширение понятий «дружба», «друг» и изучение законов дружбы.

Задачи:

1) Образовательная

- способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.

2) Развивающая

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;

- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

3) Воспитательная

- воспитание нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, Компьютер, выход в Интернет

Дидактическое обеспечение

Фрагменты текстов, толковый словарь, учебник, маршрутные листы (задание для группы),


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • формирование осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о дружбе;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.


  • предметные

  • усвоить понятия: дружба, избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов;

  • понимать значимость дружеских отношений.


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • формирование умения ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом;

  • овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу и находить способы ее осуществления;

  • формирование умений планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия с учётом поставленной учебной задачи;

  • овладение способами адекватной ретроспективной оценки;

  • овладение логическими действиями сравнения ,обобщения, установления ,аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений;

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

самоконтроль


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А.В.Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 - 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012

Дополнительная

  • Словарь синонимов, Толковый словарь русского языка

Интернет-ресурсы

  • sc-1063.ucoz.ru/raspisanie/112.png

  • img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//46/744/46744963_laroshfuko.jpg

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Активизация деятельности детей, мотивация к дальнейшей работе.

-Друзья мои, приветствовали ли вы сегодня друг друга? Предлагаю вам еще раз поздороваться так, как будто мы давно не виделись, соскучились и очень рады встрече (Для приветствия образуем два круга с одинаковым количеством детей. Внешний круг стоит на месте, а внутренний двигается по часовой стрелке до тех пор ,пока дети со всеми не поздороваются .Упражнение выполняется 3-5 раз.)

-Друзья мои, вы молодцы!

-Я рада, что у вас все отлично получилось!

-Здравствуй друг! (Дети в паре подают друг другу руки)

- Как ты тут? ( Хлопают друг друга по плечу)

-Я скучал…(Прикладывают руки к сердцу)

-Ты пришел! (Разводит руки в сторону)

-Хорошо! (Пары обнимаются)

Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-Девочки и мальчики! Я расскажу вам одну историю, которая случилась с моим знакомым, вашим ровестником, Петей Васильевым.

Итоговая работа по ОРКСЭ-Как вы думаете, почему у Пети возникло чувство одиночества?

Поразмышляйте.

-Кто исчез из реального круга общения Пети после переезда?

-Почему никто из окружения Пети не мог заменить ему друзей?

Итоговая работа по ОРКСЭДети изучают информацию и высказывают свои мысли.

-Если у человека нет друзей, то у него может возникнуть чувство одиночества. Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, взглядам на мир формирование нравственной модели поведения детей; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста, строить речевое высказывание в устной форме, делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, , оформлять свои мысли в устной форме.


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Итоговая работа по ОРКСЭ-Дайте характеристику модели отношений мальчика с другими людьми.

-Думаю, вы уже готовы определить тему урока.

Итоговая работа по ОРКСЭ-Что нового можно открыть в понятии «дружба»?

-У кого есть друзья?

-А кто бы хотел иметь настоящего друга?

-Определимся с вопросами, которые мы можем исследовать?

Девиз урока:

Итоговая работа по ОРКСЭ

Дают характеристику отношений мальчика с другими людьми.

-Тема урока: «Друзья» («Дружба»)

Дети определяют задачи урока.






















Дети разбиваются на группы и записывают в таблицу по два «тонких» и «толстых» вопроса.

(«тонкие» - однословный ответ; «толстые» - требуют размышления, умения анализировать)

Итоговая работа по ОРКСЭ Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника; договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе Регулятивные УУД: анализ поступков героев произведения. Познавательные УУД:

извлекать информацию из текста,

строить речевое высказывание в устной форме;

делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей.



4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Чтение текста учебника страница 32 (1, 2 абзац) - Сделать пометки на полях: «+» - знаю «Н» - новое «?» - не понятно «-« - думаю иначе (Прием «инсерт») - О чем прочитали? - Что нового определили для себя из текста?
- Работа с иллюстрациями на с. 33. С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья? - Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать? - Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему? Учащиеся работают с текстом учебника, делая пометки на полях.













Рассматривая иллюстрации, учащиеся составляют небольшие рассказы








Познавательные УУД:

смысловое чтение, анализ текста, ответы на вопросы к тексту

умение самостоятельно добывать новые знания,

перерабатывать полученную информацию,

выявлять главное в тексте.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно планировать, алгоритм выполнения задания

Коммуникативные УУД:

формирование собственного мнения

Личностные УУД: анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Что же понимаем под словом «дружба», кого можно назвать настоящим другом, как найти друга, каковы правила дружбы, что отличает дружеские отношения (Работа в группах) Итоговая работа по ОРКСЭ


Учащиеся работают в группах. 1группа-изучает определение понятия «дружба»

Итоговая работа по ОРКСЭ2 группа - создает словесный портрет «Настоящего друга»

Итоговая работа по ОРКСЭ




3 группа - отвечает на вопрос «Как найти друга?»

Итоговая работа по ОРКСЭ4 группа - составляет правила дружбы

Итоговая работа по ОРКСЭИтоговая работа по ОРКСЭ5 группа - находит отличительные черты дружеских отношений

Итоговая работа по ОРКСЭ Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, взглядам на мир, формирование нравственной модели поведения детей; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, Познавательные УУД: умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова-синонимы, составлять словосочетания, подводить под понятие Коммуникативные УУД: использование знаково-символических средств, умение работать в группах, определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности умение слушать собеседника; использование различных способов поиска, сбора информации Регулятивные УУД:

самооценка


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Знакомимся с результатами коллективной работы.

Тактично корректирует ход выступлений.

Каждая группа представляет результат работы. Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, взглядам на мир Познавательные УУД: Развитие творческого мышления. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. «Собери пословицы» (интерактивное задание)
Дружба- как стекло, разобьёшь - не сложишь (русская) Дружных, шкурка ягнёнка укроет, а недружных и бычья шкура не спасёт (абазинская) Дружба да братство - дороже богатства (украинская) Не завязывай дружбы с неиспытанным человеком (чеченская) Счастлив тот, у кого есть верные друзья (лаосская)

Лучше воздержаться от шутки, чем потерять друга (английская)

Учащиеся составляют пословицы.

Читают рассказ В.Осеевой «До первого дождя» (из хрестоматии) и подбирают пословицу, которая подходит к нему. Ответ поясняют. Личностные УУД: формирование нравственной модели поведения детей; развитие доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, Познавательные УУД: Анализ и синтез, овладение логическими действиями сравнения, обобщения при работе с пословицами; умение самостоятельно добывать знания, подбирать слова-синонимы, составлять словосочетания, подводить под понятие Коммуникативные УУД: использование знаково-символических средств, умение слушать собеседника; Регулятивные УУД:

самооценка


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Настоящий друг везде

верен - в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов

Вывод: Дружба - это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

руга.

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга

Учащиеся приходят к выводу, что «дружба» - это единение, сплочение, верность, доверие поддержка, радость общения


Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Вспомним цели урока.

Достигнуты ли они?

Возвратимся к таблице «Тонкие и толстые». Проанализируем, на какие вопросы уже ответили.

Какие вопросы вам еще интересны?

Опираясь на вопросы, сформулируйте домашнее задание.

Итоговая работа по ОРКСЭИтоговая работа по ОРКСЭ

Дети выбирают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Личностные УУД: формирование нравственной модели поведения детей Регулятивные УУД: анализ своих поступков;

выбор и планирование действий при выполнении заданий.

ГИтоговая работа по ОРКСЭБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2010-2022