- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению по теме: С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы
Конспект урока по литературному чтению по теме: С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Л.Г. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"
3-й класс
Цели:- Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
- Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
- Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
- Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
- Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
- Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.
Задачи:
-
познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
-
познакомить с основной темой творчества Есенина - темой Родины, родного дома;
-
отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
-
развивать речь, образное и эстетическое мышление;
-
воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
-
учить замечать красоту в обычном.
Планируемые результаты.
Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Оборудование:
Проектор, музыкальные фрагмент - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.
II. Актуализация и фиксирование затруднения.
- Что я прочитала? (стихотворение)
- Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)
- Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?
- Каким должен быть человек, написавший такое?
- А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)
- А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?
- Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:
Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли…- Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).
- Какие задачи перед собой поставим?
III. Знакомство с автором.
-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.
1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина - вот истинные источники его поэзии.
2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз - у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы - у российских нив, мягкие кудри - у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России - глубокую и необъятную душу».
IV. Работа над произведением.
1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
2.Анализ первичного восприятия текста.
- Скажите, каким вам показалось это стихотворение?
- О чём пишет поэт?
- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?
-Какие непонятные слова встретились? (нивы)
3.Словарная работа.
- Что оно обозначает?
- Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).
Нивы - обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)
4.Работа над содержанием.
-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.
1 строфа - Прочитайте только первую строку. - О чём они говорят? (Осень) - Какая это осень? (поздняя) - Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось). - Как вы понимаете выражение «рощи голы»? - Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом) - Определите настроение. Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло) Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался) - Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое) - Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный) - Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)
2 строфа - Прочитайте вторую строфу. - О чём пишет поэт в этой части? (О дороге) - Что такое дорога? (Это путь) - Какая эта дорога? (Взрытая) - Как вы это понимаете? - Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай)) - А сейчас чем она занимается? (дремлет) - Как вы это понимаете? - Какой приём использует автор? (олицетворение) - Что это значит? - Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось) -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось»)
- Почему? (очень холодно) - А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает) - А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.) - И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р». Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось…
- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая) - Кого она вам напоминает? (Старуху) - Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая? - Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости. -Определите настроение. Усталость (дремлет дорога) Мечтательность (примечталось) - Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным) - Какой темп будем соблюдать? (Медленный) - С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)
3 строфа - Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)
- Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
(С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть) - Верит он в то, что всё изменится к лучшему? - Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой) - Когда мы говорим - «Ах»? (Когда удивляемся) - Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани) - Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»? - Как вы себе это представляете? - В этом и заключается талант Есенина - видеть в самых простых вещах необычные образы. - Какой приём использует поэт? (Сравнение) - Определите настроение. Усталость. Надежда на лучшее. - В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
V. Физкультминутка. - А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить) Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево) Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком) И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками) Полетел куда-то вперемешку с пылью.
- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.
VI. Самостоятельная работа над выразительностью чтения. - Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения. - Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп) Ученики отвечают по одному - зачитывают стихотворение выразительно. - Спасибо, ребята. - Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе. Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна. VII. Итог урока. - Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.) - Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?) - А мы здесь причём? - Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты) - Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню? - Что для этого надо сделать? - Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили? - Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.
(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)
VIII. Рефлексия.
- Выберите одну из фраз и закончите её:
« На уроке мне было интересно, потому что…
На уроке мне было не интересно, потому что…» - Спасибо вам за работу.
IX. Домашнее задание. - Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.
X.