Конспект урока по литературному чтению по теме: С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

3-й класс

Цели:
  • Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
  • Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
  • Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
  • Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.


Задачи:

  • познакомить с жизнью и творчеством Есенина;

  • познакомить с основной темой творчества Есенина - темой Родины, родного дома;

  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

  • развивать речь, образное и эстетическое мышление;

  • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:

  • учить замечать красоту в обычном.

Планируемые результаты.

Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Оборудование:
Проектор, музыкальные фрагмент - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.

II. Актуализация и фиксирование затруднения.

- Что я прочитала? (стихотворение)

- Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

- Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?

- Каким должен быть человек, написавший такое?

- А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)

- А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?

- Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:

Эти волосы я взял у ржи,

Если хочешь на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую боли…

- Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).

- Какие задачи перед собой поставим?

III. Знакомство с автором.

-Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.

1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина - вот истинные источники его поэзии.

2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз - у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы - у российских нив, мягкие кудри - у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России - глубокую и необъятную душу».


IV. Работа над произведением.

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

2.Анализ первичного восприятия текста.

- Скажите, каким вам показалось это стихотворение?

- О чём пишет поэт?

- Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

-Какие непонятные слова встретились? (нивы)

3.Словарная работа.

- Что оно обозначает?

- Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

Нивы - обработанное поле, пашня, посевы (словарь Ожегова)

4.Работа над содержанием.

-Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.
1 строфа - Прочитайте только первую строку. - О чём они говорят? (Осень) - Какая это осень? (поздняя) - Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось). - Как вы понимаете выражение «рощи голы»? - Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом) - Определите настроение. Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло) Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался) - Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое) - Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный) - Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)
2 строфа - Прочитайте вторую строфу. - О чём пишет поэт в этой части? (О дороге) - Что такое дорога? (Это путь) - Какая эта дорога? (Взрытая) - Как вы это понимаете? - Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай)) - А сейчас чем она занимается? (дремлет) - Как вы это понимаете? - Какой приём использует автор? (олицетворение) - Что это значит? - Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось) -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось»)
- Почему? (очень холодно) - А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает) - А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.) - И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р». Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось…
- Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая) - Кого она вам напоминает? (Старуху) - Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая? - Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости. -Определите настроение. Усталость (дремлет дорога) Мечтательность (примечталось) - Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным) - Какой темп будем соблюдать? (Медленный) - С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)
3 строфа - Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

- Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
(С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть) - Верит он в то, что всё изменится к лучшему? - Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой) - Когда мы говорим - «Ах»? (Когда удивляемся) - Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани) - Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»? - Как вы себе это представляете? - В этом и заключается талант Есенина - видеть в самых простых вещах необычные образы. - Какой приём использует поэт? (Сравнение) - Определите настроение. Усталость. Надежда на лучшее. - В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
V. Физкультминутка. - А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.
Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить) Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево) Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком) И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками) Полетел куда-то вперемешку с пылью.
- Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.
VI. Самостоятельная работа над выразительностью чтения. - Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения. - Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп) Ученики отвечают по одному - зачитывают стихотворение выразительно. - Спасибо, ребята. - Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе. Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна. VII. Итог урока. - Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.) - Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?) - А мы здесь причём? - Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты) - Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню? - Что для этого надо сделать? - Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили? - Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

VIII. Рефлексия.

- Выберите одну из фраз и закончите её:

« На уроке мне было интересно, потому что…

На уроке мне было не интересно, потому что…» - Спасибо вам за работу.
IX. Домашнее задание. ­- Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.


X.


© 2010-2022