- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Обобщение»
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Обобщение»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крещук Н.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс: 4б Урок русского языка.
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Обобщение».
Цели: 1) обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных; 2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость; 3) воспитывать интерес к предмету. Ход урока: I.Организационный момент. Слайд-2
Я рада приветствовать всех в этом классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Начнем же урок, будем время беречь. II. Актуализация знаний.
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? Слайд-3 Виды речевой деятельности:
- Говорим
- Читаем
- Пишем
- Слушаем
Слайд -5
- Какую тему изучаем? (Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
Слайд-6
- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
Слайд-7
1. Определить падеж существительного.
2.Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)
III.Чистописание Слайд-8 - Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы. - Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.
Слайд -9
- Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:
- Прочитайте.
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
- Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)
IV. Сообщение темы урока и постановка целей.
- Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается.
Слайд-10
- Вернёмся к слайду о написании безударных окончаний имён существительных. Шаг 4.
-Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)
- Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.
- Определим тему урока.
Слайд-11
- Сегодня y на уроке мы продолжим работу по правописанию безударных окончаний имён существительных.
- Мы вспомнии и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.
V. Работа над темой урока.
1.Склонение.
- Что называется склонением? Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
- Сколько склонений в русском языке? Слайд -12 - Какие существительные относятся к 1 склонению? Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я. - Какие существительные относятся ко 2 склонению? Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е или -ё. - Какие существительные относятся к 3 склонению? Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш. -Распределим имена существительные по типу склонений: лиса, дерево, кот, лошадь, дядя, рожь. 2.Работа по учебнику. - Давайте вспомним, как надо действовать при выборе гласной -е и -и в безударных падежных окончаниях им существительных.
Карточка 1. Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова» без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, в роскош…, к рощ…
Карточка 2. Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.
К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд… 3.Проверка работ на карточках: Слайд- 13 Каким способом проверки он пользовались? (опорными словами) Слайд -14 Каким способом проверки он пользовались? (вспомнил таблицу окончаний) Физкультминутка. Слайд -15 VI. Закрепление. 1.Работа по учебнику. - Закрепим наши знания, выполнив упражнение в учебнике Слайд- 16 Работа с учебником: с.48, упр.118 - Объясни написание пропущенных букв. Самопроверка. Слайд-17
- Не обязательно, чтобы в каждом доме была собака, но обязательно, чтобы у каждой собаки был дом. Лучше в бедности почёт, чем в богатстве позор. По одёжке встречают, по уму провожают. У труса и от тени дрожат колени. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Физкультминутка для глаз. Слайд -18
3. Работа в парах Слайд-19 Игра «Найди свою пару» Азбука - к мудрост . потех . час Своя земля тен . боится Делу время, ступенька Трус своей и в горст . мила Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельная работа учащихся в парах.) Проверка. Слайд-20
- Азбука - к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.
- Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.
- Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.
- Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.(Ф.И.Тютчев) Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. опушились, иней, деревья, блестящим лес, в, убор, красив, зимнем Проверка:
- Слайд -22
V.Итог. VI. Домашнее задание: Слайд-24 с.48, упр.121 VII. Рефлексия Слайд-25 Я сегодня на уроке учился____________ Я работал с _____________настроением. Я________доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей)