- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Истоки для 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности Истоки для 1-4 классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прямоносова С.Н. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по краеведению разработана на основании авторской программы факультатива «Праздники, традиции ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру. Наши дети должны осознавать, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души. Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены земельно-календарные праздники, фольклор во всех его жанрах: народные танцы, песня, произведения народных умельцев. В содержании занятий объединяют знания различных предметов: «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель программы: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к традициям русского народа, полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей на основе изучения ими народной культуры родного края. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре края;
- формировать у детей нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;
- расширять кругозор воспитанников музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре;
Возраст детей и продолжительность реализации программы Образовательная программа «Праздники, традиции ремёсла народов России» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей 6-12 лет: Рабочая программа по краеведению разработана для детей первых классов (первого года обучения) - 6-8 лет; занятия проводятся один раза в неделю по одному часу во второй половине дня. Количество детей в учебных группах составляет 10-15 человек.
Основные формы и методы.
Большинство занятий проходит с игровыми действиями. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, занятие-игра, занятие-сказка, занятие-путешествие, инсценировка народных праздников, музыкальные занятия.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Она включает в себя 3 составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
3. Элементы воспитательных бесед.
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: наблюдение, музыкальные зарисовки, рисование, лепка, викторины, сценки, песни, танцы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 год обучения Предметные умения: - эстетически воспринимать и оценивать природные объекты; - изобразить народный костюм; - изготовить маски для праздника; - проводить самостоятельно 5-6 народных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта); - плести венки; - различать орнаменты и игрушки русских народных мастеров;
- разгадывать загадки;
- водить хороводы, танцевать русские народные плясовые;
- петь народные песни.
- различать особенности крестьянской одежды (сарафан, рубаха, головные убора); - знать устройство русской избы (печь, полати, сени, крестьянский двор); - знать традиционные блюда русской кухни (каши, блины, взвар); - знать основные народные праздники и причины их возникновения, - рассказывать на память фольклорные произведения. Метапредметные результаты освоения программы: - умений добывать знания; - поиск информации, работу с ней; - целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); - формирование и развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
Учебный план
№ П/П
Раздел
Количество часов
Теория
Практ.
Всего
1.
Введение. Что такое краеведение
1
-
1
2. Старинный русский быт
2.1 Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
3
-
3
2.2 Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
1
2
3
2.3 Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
1
1
2
2.4 Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
2
2
3.
Новый русский быт (со времён Петра)
3.1 Русские народные праздники
3
3
6
3.2 Русские народные промыслы
1
4
5
3.3 Русские народные игры
4
4
3.4 Народные песни, загадки, пословицы
4
4
3.5 Народные танцы
2
2
4 Экскурсия в краеведческий музей
1
1
Итого:
11
22
33
Учебно-тематический план
№
п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1
05.09
Введение. Что такое краеведение
1
Знакомство с воспитанниками, ознакомление с предметом краеведение, проведение беседы.
2
12.09
Одежда. Традиционный костюм крестьянина
1
Познакомить с особенностями крестьянской одежды;
3
19.09
Мужская и женская одежда. Роль орнамента-оберега (вышивка)
1
Ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
4
26.09 Лапти, баретки, онучи, поршни - крестьянская обувь.
1
Ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
5
03.10 Русская изба (клеть, сени - холодное помещение, тёплая изба);
1
продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати;
лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
6
10.10 Элементы избы. Особая роль печки.
1
Рисование русской избы, печи. Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»
7
17.10 Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками
1
Рисование по выбору деревянных предметов (стол, лавка, кувшин, люлька, прялка и др.)
8
07.11 Традиционная русская кухня
1
Беседа о русской кухни в старину, Воспитанники оценивают достоинства традиционной русской кухни;
9
14.11 Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе
1
Чтение пословиц и поговорок о хлебе. Лепки из пластилина каравая, бубликов, пирогов, блинов
10
21.11 Семейные праздники. Именины
1
Проведение с детьми Дня именинника. Разучивание игр: жмурки, прятки.
11
28.11
Подготовка к зиме. Заготовка впрок.
1 Беседа о православных осенних праздниках. Рассказы детей о заготовках ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок.
12
05.12 Зимушка-зима. Будни на Руси
1
Рисуем зимушку-зиму: природа и быт
12.12
Русские народные промыслы. Гжель
Рисование нескольких гжельских орнаментов. Роспись посуды по образцу
13
19.12
Подготовка к зимним праздникам на Руси
1
разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
14
26.12 Новый год. Святки
1
Утренник для малышей
15
16.01 Крещение.
1 Познакомить детей с православным праздником Крещение
16
23.01
Хохлома - художественный народный промысел.
1
Рисование узора в полосе. Знакомство с азбукой хохломы.
17
30.12
Вятская (дымковская) игрушка.
1
Лепка дымковской игрушки.
18-20
06,13,20.02
Старинные русские игры.
«Гуси-лебеди», «Заячий след», «Журавль»
3
Разучивание игр: «Гуси-лебеди», «Заячий след», «Журавль»
21
27.02
Масленица - весенний праздник проводов зимы.
1
Празднование масленицы.
22
05.03
Богородская деревянная игрушка
1
Изготовление из глины и пластилина несколько видов Богородской игрушки
23,24
12,1903
Русские народные песни.
«Во поле береза стояла»
2
Слушание и разучивание русских народных песен.
Во поле береза стояла»,
25
02.04
Пасха - главный христианский праздник
1
Знакомство с проведением праздника Пасхи на Руси. Изучение традиции приготовления к празднику.
26
09.04
День Птиц.
1
Утренник для малышей первых классов. Встреча птиц на Руси. Разучивание закличек, лепка жаворонков
27
16.04
Разучивание хороводов
1
Разучивание хороводов, слушание русской народной мелодии.
28
23.04
Пляска - жанр народного танца
1
Разучивание движений в паре, парных плясовых. Слушание разных по характеру русских народных мелодий
29
30.04
Игры для мальчиков и девочек. Командные игры: горелки.
1
Разучивание командных народных игр. «Горелки», «Салочки». «У медведя во бору»
30
07.05
Песни для детей (колыбельные, потешки)
1
Разучивание колыбельных песен, потешек. Слушание русских народных мелодий
31
14.05
Инсценировка песни «Два весёлых гуся»
1
Инсценировка песни «Два весёлых гуся»
32
21.05
День славянской письменности
1
Знакомство с азбукой Кирилла и Мефодия. Беседа как возникла письменность на Руси.
33
25.05
Экскурсия в краеведческий музей
1
Знакомство с родным краем
Содержание первого года обучения
Содержание программы Старинный русский быт Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан - у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь - источники жизни, символы добра и счастья. Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни - крестьянская обувь. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем Русская изба (клеть, сени - холодное помещение, тёплая изба); Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Кресть- янская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и пого- ворки о хлебе. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины Быт крестьянской и городской семьи. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.
Новый русский быт (со времён Петра) Русские народные праздники Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси Праздники - время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связан- ные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении празд- ников. Роль традиций. Канун Нового года. Современный новогодний праздник.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха Масленица - весенний праздник проводов зимы. В славянском на- родном календаре Масленица разделяла два главных периода года - зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица - особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был при- урочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строи- тельство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Пасха - главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сыр- ной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба - Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Под- готовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, гри- бов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины - 28 августа). Спожинки - окончание жатвы. Покров Богородицы (14 октября) - первый снег на Руси. Разделе- ние осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок. Русские народные промыслы Керамика Гжели Гжель - название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель - основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и худо- жества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Про- дукция Гжели - это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сер- визы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус ма- стеров-художников. Хохлома и Жостово Хохлома - художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда - «золотая хох- лома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Расти- тельный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. стой шерсти известны во всём мире. Вятская и богородская игрушка Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки - свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуа- циях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фи- гурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Куз- нецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удо- стаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на все- российских и международных выставках. Русские народные игры Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков ста- рины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Кара- вай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки) Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знако- мили с народной мудростью. Народные танцы Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски - наиболее распространённый жанр народного танца. Народ- ная поговорка «Ногам работа - душе праздник». Виды пляски: одиноч- ная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, ба- лалайке, баяне.
Формы подведения итогов - занимательные упражнения (викторины, музыкальные и словесные, подвижные игры, загадки, кроссворды, составление пословиц-перевертышей); - подготовка и защита учащимися проектов, творческих работ. - участие в конкурсах-выставках детских поделок, рисунков или сказок с представлением визитной карточки своего объекта изучения; - участие воспитанников в конкурсах;
«Учебно-методические средства обучения»
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство - Пресс, 2004.
- Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. - М., 1977.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-10 лет. - Ярославль, Академия развития, 2002.
- Миронов В.А. Месяцеслов. Народный календарь. - М, Фаир, 1997.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство - детям. М., 1976.
- Попова О.С. Русское народное творчество. - М., 1973.
- Пшеницына Н.А. Времена года: песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. - М., Владос, 2001.
- Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.
- Максимов Ю.В Родник творчества.- М., 1988.
- Шпикалов Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М., 1979.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М., 1988.
Приложение Тематическое планирование Старинный русский быт Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр Универсальные учебные действия: -познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функ- циональным характером. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем Универсальные учебные действия: -продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); -показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания Универсальные учебные действия: -оценить достоинства традиционной русской кухни; -уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» - компот). Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные об- ряды. Именины Универсальные учебные действия: -разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). Учеба. Школа Универсальные учебные действия: -сравнить учебу детей в старину с современной школой; -букварь - «Азбуковник» и современные учебные книги.
Новый русский быт (со времён Петра I) Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки Универсальные учебные действия: -сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия. Усадьба. Дворянские особняки Универсальные учебные действия: -показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция). Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-му- зыкальные салоны Универсальные учебные действия: -разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, поло- нез и т. д.); -прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса Универсальные учебные действия: -проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Русские народные праздники Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение Универсальные учебные действия: -разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскре- сенье. Пасха Универсальные учебные действия: -воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -научиться печь блины, красить пасхальные яйца; -разучить игры с катанием пасхальных яиц. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Ку- пала. Петров день. Ильин день Универсальные учебные действия: -разучить песни о завивании берёзки, хороводы; -научиться плести венки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров Универсальные учебные действия: -сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; -нарисовать картинку на тему осенней ярмарки; -показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке». Русские народные промыслы Керамика Гжели Универсальные учебные действия: -нарисовать несколько гжельских орнаментов. Хохлома и Жостово Универсальные учебные действия: -раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов. Павловопосадские шали Универсальные учебные действия: -сравнить орнаменты нескольких шалей. Вятская и богородская игрушка Универсальные учебные действия: -изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо- городской игрушки. Русские народные игры Наиболее популярные детские игры Универсальные учебные действия: -разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.). Народные песни, загадки, пословицы Детские песенки, потешки, загадки, пословицы Универсальные учебные действия: -разучить несколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. Народные танцы Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы Универсальные учебные действия: -разучить хороводы, игры-хороводы.