- Преподавателю
- Начальные классы
- «Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников»
«Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кременец М.С. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников»
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, в данном контексте метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
-
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
-
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
-
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
-
Составление плана-схемы проекта.
-
Сбор, накопление материала.
-
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
-
Домашние задания для сам. выполнения.
-
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
-
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
-
в каких источниках можно найти информацию;
-
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Типология проектов
Типологическими признаками могут быть:
-
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. -
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. -
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). -
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). -
Количество участников проекта. -
Продолжительность выполнения проекта.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
-
исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
-
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
-
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает
-
определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования,
-
выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, -
разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, -
обсуждение полученных результатов, -
выводы, -
оформление результатов исследования, -
обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Ролевые, игровые.
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные)
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников
Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Творческие.
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, драматизации, программы праздника, и так далее, дизайна и пр.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
-
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные; -
средней продолжительности (от недели до месяца); -
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.