Hf, jxfz ghjuhfvvf dytehjxyjq ltzntkmyjcnb Этическая грамматика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса «Этическая Грамматика»

Содержание программы.

1.Пояснительная записка.

2.Цель и задачи программы.

3.Методы и приёмы работы.

4.План реализации программы.

5 Планируемые результаты.

6.Используемые источники.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Уже давно доказано, что моральные мотивы человека руководят его нравственными поступками, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, нужно постоянно вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе необходимо исходить из общественных требований времени. Сегодня школа ориентирована на возрастание целостности в обществе, духовности и культуры.

Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма.

Как же закладывать эти основы в системе учебно - воспитательного процесса школы? Вероятно , здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии , позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений учащихся , получаемых на уроках , с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения.

В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.

Как этого достичь? Необходима система воспитания этической культуры в учебно- воспитательном процессе школы.

Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:

  • методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий как специальный предмет- «Этическая грамматика»;

  • повседневная педагогическая методика «этического заряда»;

  • общеколлективная внеклассная деятельность детей с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

С введением по ФГОС в начальной школе с 1 класса внеурочной деятельности позволило ввести курс «Этическая грамматика» .

Рабочая программа составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика»(1-8 классы), которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий . В данном курсе выделены четыре раздела: этика общения, этикет, этика отношений с окружающими , этика отношений в коллективе. Данная программа ориентирует на систематический курс этических занятий с детьми 7-8 лет. Структура занятия предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека .

Цель данного курса «Этическая грамматика»: - способствовать в развитии и формировании у учащихся начальных классов нравственно- этических норм поведения.

Задачи программы:

*включать детей в творческий процесс познания этических норм;*помочь овладевать и синтезировать имеющие и получаемые учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения;

*формировать привычку моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;

Методы и приёмы работы:

-ситуативные беседы;

-Игровые практикумы;

-заочные путешествия;

-праздники;

-ролевые игры;

-сказкотерапия;

-творческие работы;

План реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения

(1,2,3 классы начальной школы) .

1 класс.

4 раздела - 29 часов.

Сроки реализации- учебный год( одно занятие в неделю)

Первый раздел.

Этика общения.

Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи: 1.Включить детей в осмысление простых этических понятий.

2.Потренировать учащихся в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и общения.

Понятия, которые должны усвоить дети.

Вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, трудолюбие, доброе дело, поступок, добрые отношения(добро), недоброе дело, недобрые отношения (зло).

Темы раздела.

1.Если песни петь, с ними веселей…

2.Добрым жить на белом свете веселей.

3.Добро творить- себя веселить.

4.Подумай о других.

5.Подарок коллективу.

6.Делу -время, потехе- час.

7.Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Второй раздел.

ЭТИКЕТ. Продолжить знакомство детей с понятием ЭТИКЕТ, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах.

Задачи: 1.Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета.

2.Организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.

Понятия , которые должны усвоить дети.

Этикет, внимательность , предупредительность, воспитанность.

Темы раздела.

1.По правилам этикета.

2.Приглашение к столу.

3.Вот школа, дом, где мы живём.

4.Вот магазин, куда идём.

5. Дорога, транспорт, пеший путь.

6.Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

7.В гостях у Вежи.

Третий раздел.

Этика отношений с окружающими.

Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.

Задачи:1.Приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим.

2. С помощью игровых предметов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающим.

Понятия, которые должны усвоить дети.

Понимание, внимательность, чуткость, доверие, благодарность, дарить радость, настроение, эмоция.

Темы раздела.

1.Подари другому радость.2.От чего зависит настроение.

3.Не стесняйтесь доброты своей.

4.Мой дом- моя семья.

5.В труде человек хорошеет.

6.Все на белом свете солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.

Четвёртый раздел.

Этика отношений в коллективе.

Цель: включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.


Задачи: 1.Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе.

2. Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.

Понятия, которые должны усвоить дети.

Дружба, друг, товарищ, коллектив.

Темы раздела.

1.Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

2.Советуем друг другу.

3.Общее и особенное для мальчиков и девочек.

4.Поговорил бы кто со мной.

5. Подарок коллективу.

6.Делаем газету.

2 класс

4 раздела- 30 часов.

Срок реализации программы- учебный год ( одно занятие в неделю).

Первый раздел.

Этика общения.

Цель: развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения с людьми.

Задачи: 1.Расширить этический кругозор учащихся.

2.Активизировать практику общения , применения этических норм поведения.

Понятия, которые должны углубить и расширить учащиеся:

вежливость, её оттенки в повседневной жизни; внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость;

знание противоположных понятий: жадность-щедрость, зависть- расположенность, грубость- не6жность, дерзость- предупредительность, жестокость- сочувствие и т. д.;

этические компоненты словосочетаний: добрый поступок, этичность в общении.

Темы раздела.

1.Здравствуйте все!

2.Будем беречь друг друга.

3.Дружим с добрыми словами.

4.Любим добрые поступки.

5.Умеем общаться.

6.Каждый интересен.

Второй раздел.

Этикет.

Цель: расширить знания о понятии «этикет» и его содержании.

Задачи: 1. Углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни.

2.Разнообразить практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.


Понятия, которые должны усвоить дети:

Этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.

Темы раздела.

1.Премудрости дедушки Этикета.

2.За столом с дедушкой Этикетом.

3.Школьные правила этикета.

4.Когда рядом много людей.

5.Как решать семейные проблемы.

6.Чистый ручеёк нашей речи.

7.Встречаем Новый год.

Третий раздел.

Этика человеческих отношений.


Цель: расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений; совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма.

Задачи:

1.Расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся.

2.Совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.

Темы раздела.

1.Душа -это наше творение.

2.Отворите волшебные двери добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру ведут.

4.Вглядись в себя, сравни с другими.

5.Помоги понять себя.

6.О настоящем и поддельном.

7.Тепло родного дома.

8.Цветы, цветы- в них Родины душа. Поздравляем наших мам.

Четвёртый раздел.

Этика отношений в коллективе.

Цель: расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.


Задачи:

1.Совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений.

2.Обогащать понятийный аппарат младших школьников.

Понятия, которые должны усвоить дети:

Коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.

Темы раздела.

1.Чтобы быть коллективом.

2.Коллектив начинается с меня.

3.Подарок коллективу.

4.Секретные советы девочкам и мальчикам.

5.Скажи себе сам.

6.Вот и стали добрей и умней.

7.Школе посвящается (заключительный праздник).

Планируемые результаты.

При реализации программы «Этическая грамматика» планируется достижение следующих результатов :

-осознание детьми ответственности за свои поступки в настоящем и будущем;

-формирование у детей привычки моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому;

-уметь предотвращать конфликтные ситуации и находить нравственное решение уже в происшедшем конфликте;

-сформировать задатки самоконтроля в поведении детей;

-уметь устанавливать доброжелательную атмосферу во взаимоотношениях с одноклассниками;

Используемые источники.

1.А.И.Шемшурина «Этическая грамматика».Методическое пособие для учителей начальной школы.Донецск,1991.

2.Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». 1 класс. Ярославль, Академия развития,2008.

3. Л.В. Управителева «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе».2 класс. Ярославль. Академия развития.

4.О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию».1-4 классы. Москва, «Вако», 2007.

5.Азбука вежливости.

6.С.Маршак. Ежели вы вежливы.


© 2010-2022