- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока на тему Почему радуга разноцветная? (1 класс)
Технологическая карта урока на тему Почему радуга разноцветная? (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Титова Е.В. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта
Тема урока Почему радуга разноцветная?
Тип урока изучение нового материала.
Целевые установки урока
(для учителя) формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового; формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.
Планируемые результаты
(для ученика)
Предметные
Личностные (личностные УУД)
Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)
- научатся определять, как образуется радуга,
- называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника,
- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма,
- отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
- выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
- Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Познавательные УУД (ПУУД):
- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.)
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Материально-техническое обеспечение урока
Учебно-методическая литература УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть 2,с. 40.41; рабочая тетрадь ,№2 с.26,27; Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение.
ЦОР
viki.rdf.ru/item/1394/download
Ход урока
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (формируемые УУД)
I. Мотивация к учебной деятельности Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? -На уроке мы сидим - Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. -Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас! Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке. Мотивация учащихся к учебной деятельности проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
КУУД: Включение в учебный процесс ЛУУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места.
II. Актуализация знаний На прошлом уроке мы изучали тему Звуки. -Закройте глазки. -Послушайте, что это за звуки? (Сверчок, шум ветра, дождя). - Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо … Какое?
Отгадайте загадку: Что за чудо-красота!
Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти? - Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.) (На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.) Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.
- Проявление интереса к материалу изучения.
- Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
- Демонстрируют знания - незнания о радуге.
- Высказывают предположения.
- Делают выводы совместно с учителем.
III Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)
- Допустим, ведем разговор дальше.
- Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое настроение было, когда ты увидел радугу?
- Сколько цветов у радуги? (Семь)
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
- Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной
- А хотели ли бы узнать?
- Какую цель поставим?
- Нам помогает слово узнать.
- Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
- Будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
- У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная
- Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
- Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач.
- Выделяет соподчиненность целей и задач.
- Определяет их объем.
- Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.
- Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении.
- Анализируют.
- Останавливают свой выбор на целях.
IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?" Фильм ( 3 мин.)
- Все ли слова понятны?
- Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос ?
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
- Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
- Что при этом образуется? (Радуга).
- Кто главный "художник" в природе? (Солнце)
- Организует изучение нового материала.
- Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.
- Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения.
- Побуждает к анализу собственных действий.
- Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение
- Слушает сообщение учителя.
- Учится обобщать.
- Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»; проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»
- Коллективные формы работы (в парах).
- Решение проблемной ситуации
V.Физминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли И нисколько не устали!
Выполняют упражнение РУУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
VI .Первичное закрепление Работа по учебнику с.41 Чтение объяснения Мудрой Черепахи . Посмотрите на картинку на с.41
- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
- Может у них получиться радуга?
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Где еще можем мы наблюдать маленькие "радуги" в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)
- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
- Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу - подсказку:
VII. Закрепление
Работа в тетради с. 27, №2
- Что надо сделать, прочитайте задание. (Разукрасить шарики радужных человечков) Разукрасьте шарики, а подсказка на доске.
- Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)
- нам сегодня подходит ?
в) Планирование проекта.
- Работать будем в группах. У каждой группы картинка.
(картинки- город, луг, река)
Создайте свою радугу.
Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)
Учитель (читает стихотворение).
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)
- Можешь их нарисовать? (Да.)
г) Практическая работа.
(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.)
д) Защита проекта.
- У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)
Оцените работу
1 ряд - 3 ряд; 2 ряд - 1 ряд; 3 ряд - 2 ряд
- Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»
- Отвечают на вопросы учителя.
- Делают выводы. Практическая работа.
- Коллективные формы работы (в парах).
- Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
РУУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Обобщение Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Проведение теста.
У каждого ученика - полоска бумаги с кружочками (бусы). Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают "да - нет"; Ответ "да" - кружок закрашивается в зелёный цвет; Ответ "нет" - кружок закрашивается в красный цвет. Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги - солнце и дождь? Проверка по ключу на доске. - Поднимите руки, кто не ошибся. -У кого 1-2 ошибки.
-
Организует рефлексию.
- Организует самооценку учебной деятельности
КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ПУУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
IX. Итог урока
-
А вы помните, какая была у нас тема урока?
-
Какая цель ?
-
Узнали почему радуга разноцветная?
-
Как и когда появляется радуга.
- Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? (На уроках труда, изобразительного искусства.)
-
Организует фиксирование содержания.
-
Организует подведение итога урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока.
ЛУУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. ПУУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. КУУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. РУУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч .раскрасить радугу