Технологическая карта урока на тему Почему радуга разноцветная? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта



Тема урока Почему радуга разноцветная?

Тип урока изучение нового материала.

Целевые установки урока

(для учителя) формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового; формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

  • научатся определять, как образуется радуга,
  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника,
  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма,
  • отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок,
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
  • выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
  • Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Познавательные УУД (ПУУД):

  • Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.)
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД (РУУД):
  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Коммуникативные УУД (КУУД):
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть 2,с. 40.41; рабочая тетрадь ,№2 с.26,27; Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение.

ЦОР

viki.rdf.ru/item/1394/download

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)


I. Мотивация к учебной деятельности Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? -На уроке мы сидим - Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. -Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас! Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке. Мотивация учащихся к учебной деятельности проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.


КУУД: Включение в учебный процесс ЛУУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места.

II. Актуализация знаний На прошлом уроке мы изучали тему Звуки. -Закройте глазки. -Послушайте, что это за звуки? (Сверчок, шум ветра, дождя). - Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо … Какое?
Отгадайте загадку: Что за чудо-красота!
Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти? - Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.) (На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.) Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.

  • Проявление интереса к материалу изучения.
  • Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
  • Демонстрируют знания - незнания о радуге.
  • Высказывают предположения.
  • Делают выводы совместно с учителем.
ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; РУУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале ЛУУД:

III Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

  • Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)
  • Допустим, ведем разговор дальше.
  • Дети, кто из вас видел радугу?
  • Какое настроение было, когда ты увидел радугу?
Чтение стихотворения Летний дождь прошел с утра, А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга.
  • Сколько цветов у радуги? (Семь)
  • Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
  • Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.
  • Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной
  • А хотели ли бы узнать?
Тема: Почему радуга разноцветная?
  • Какую цель поставим?
  • Нам помогает слово узнать.
Цель: узнать почему радуга разноцветная.
  • Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
  • Будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.
  • Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).
  • У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? ( Предположения детей)
  • Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
  • Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач.
  • Выделяет соподчиненность целей и задач.
  • Определяет их объем.

  • Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.
  • Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении.
  • Анализируют.
  • Останавливают свой выбор на целях.
ПУУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям. К УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. РУУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. ЛУУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?" Фильм ( 3 мин.)

  • Все ли слова понятны?
  • Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос ?
  • На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
  • Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
  • Что при этом образуется? (Радуга).
  • Кто главный "художник" в природе? (Солнце)
  • Организует изучение нового материала.
  • Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.
  • Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения.
  • Побуждает к анализу собственных действий.
  • Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение
  • Слушает сообщение учителя.
  • Учится обобщать.
  • Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»; проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»
  • Коллективные формы работы (в парах).
  • Решение проблемной ситуации
ПУУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ЛУУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

V.Физминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли И нисколько не устали!
Выполняют упражнение РУУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VI .Первичное закрепление Работа по учебнику с.41 Чтение объяснения Мудрой Черепахи . Посмотрите на картинку на с.41

  • Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)
  • Как думаете, что они хотят получить? (радугу)
  • Может у них получиться радуга?
  • Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
  • Где еще можем мы наблюдать маленькие "радуги" в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
  • Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)
  • В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
  • Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:
«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»
  • Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу - подсказку:
"Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан." - По первым буквам слов и запоминаются цвета. (на доске постепенно появляются - цветные слова) Повторение и заучивание этой фразы

VII. Закрепление

Работа в тетради с. 27, №2

  • Что надо сделать, прочитайте задание. (Разукрасить шарики радужных человечков) Разукрасьте шарики, а подсказка на доске.
Оцените работу. (взаимопроверка) Выбор проекта, обоснование. Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. б) Выбор материалов и инструментов.

- Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

- нам сегодня подходит ?

в) Планирование проекта.

- Работать будем в группах. У каждой группы картинка.

(картинки- город, луг, река)

Создайте свою радугу.

Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)

Учитель (читает стихотворение).

На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга.)

- Можешь их нарисовать? (Да.)

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.)

д) Защита проекта.

- У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

Оцените работу

1 ряд - 3 ряд; 2 ряд - 1 ряд; 3 ряд - 2 ряд

  • Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Делают выводы. Практическая работа.
  • Коллективные формы работы (в парах).
  • Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
ПУУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. РУУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. ЛУУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Уметь самостоятельно выполнять учебные задания Физминутка для глаз

РУУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Обобщение Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.


VIII. Рефлексия учебной деятельности

Проведение теста.

У каждого ученика - полоска бумаги с кружочками (бусы). Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают "да - нет"; Ответ "да" - кружок закрашивается в зелёный цвет; Ответ "нет" - кружок закрашивается в красный цвет. Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги - солнце и дождь? Проверка по ключу на доске. - Поднимите руки, кто не ошибся. -У кого 1-2 ошибки.

  • Организует рефлексию.

  • Организует самооценку учебной деятельности
Оценивают свои действия на уроке.

КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ПУУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

IX. Итог урока

  • А вы помните, какая была у нас тема урока?

  • Какая цель ?

  • Узнали почему радуга разноцветная?

  • Как и когда появляется радуга.

  • Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке? (На уроках труда, изобразительного искусства.)
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о радуге. Покажите кому понравился урок. Спасибо.
  • Организует фиксирование содержания.

  • Организует подведение итога урока.


Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.




ЛУУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. ПУУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. КУУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. РУУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч .раскрасить радугу



© 2010-2022