- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья по теме: Влияние дидактической игры на развитие познавательной деятельности учащихся
Статья по теме: Влияние дидактической игры на развитие познавательной деятельности учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цирулькевич Т.А. |
Дата | 21.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цирулькевич Татьяна Анатольевна
МБОУСОШ №34 г. Красноярск
Учитель начальных классов
Статья по Теме: Влияние дидактической игры на развитие познавательной деятельности учащихся. В последнее время в педагогике происходит перестройка практики на основе изменения методов работы. Основа этого находится в том, что сегодняшний день требует, чтобы развитие учащихся и формирование свойств личности происходило в результате его личной активной деятельности. Позиция передачи знаний сегодня устарела. Традиционное обучение чаще всего монотонно и однообразно. А это снижает мотивацию к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление и нормальным считается обучение «через не хочу». Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Игра- это «дитя труда». Только через игру ребенок изучает и познает окружающий мир, сначала через предметы, а потом через воображение. Игра претерпевает эволюционный путь развития: от предметных к ролевым; от ролевых к дидактическим. А интерес детей перемещается: от игровых действий к умственной задаче. Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. При помощи умело построенной игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся. Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только стимулирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки. Дидактическая игра содержит как бы два элемента - познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю. Выбирая игру, обязательно надо стремиться к тому, чтобы она способствовала достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространственные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы. С другой решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Практика показывает, что игра на уроке требует очень тонкой инструментовки. Учитель должен очень хорошо чувствовать уровень подготовки учащихся, их развития, их отношение к дидактической направленности игры. Прежде чем использовать игру как дидактический прием, каждый педагог должен учитывать следующие моменты:
- Нельзя использовать одни и те же игры очень часто, это грозит быстрой потерей к ним интереса учащихся.
- Игра- мощное средство воспитания умственной активности у учащихся.
- Усвоение ребенком знаний начинается с материализованных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. Сначала работа на предметном уровне затем их описание.
- Проведение игры требует определенной материальной (карточки, предметы, записи), так и организационной (распределение ролей) подготовки.
- В процессе работы следует опасаться чрезмерного насыщения урока играми. Следует иметь в запасе игры «синтетические», т.е. такие, которые не требуют особой подготовки, где можно варьировать игровые элементы.
- Игра всегда должна быть обучающей и воспитывающей. Предметная сторона игры всерьез должна выступать на передний план.
- Игра не должна являться самоцелью.