- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальных классах
Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова Е.А. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области
ПРОГРАММА
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников посредством работы кружка
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Работу выполнила учитель высшей категории
Борисова Елена Александровна
с. Абашево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
- образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
- наследственность (20 %);
- внешняя среда (20 %);
- качество медицинского обслуживания (10 %).
- сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
- воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у
- Принцип систематичности и последовательности проявляется
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Правила здоровья Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон - лучшее лекарство. Питание - необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Движение - это жизнь Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Школа безопасности Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Правила здоровья»
27
16
11
1 От улыбки хмурый день светлей…
1
-
1
2 Режим дня.
1
1
1
3-4 Утренняя зарядка.
2
1
1
5-6 Учимся правильно дышать.
2
1
1
7 Сон - лучшее лекарство.
1
1
-
8 Наши друзья - вода и мыло.
1
1
-
9-10 Чтобы зубы не болели.
2
1
1
11-12 Гимнастика для глаз.
2
-
2
13-14 «Рабочие инструменты» человека.
2
1
1
15-16 Гигиена кожи.
2
1
1
17-18 Чтобы уши слышали.
2
1
1
19-20 Осанка - стройная спина.
2
1
1
21-22 Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
2
2
-
23-24 Самые полезные продукты.
2
2
-
25-26 Лекарства в лесу.
2
2
-
27 Обобщение по разделу. Викторина «Правила здоровья».
1
-
1
Раздел «Движение - это жизнь»
21
-
21
28-37 Подвижные игры.
10
-
10
38-48 Спортивные игры и эстафеты.
11
-
11
Раздел «Школа безопасности»
18
12
4
1. Правила дорожного движения
9
7
2
49 Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.
1
1
-
50 Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.
1
1
-
51 Красный, жёлтый, зелёный.
1
1
-
52 Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.
1
1
-
53 Экскурсия «Дорожные знаки»
1
-
1
54 Участники дорожного движения.
1
1
-
55 Виды транспортных средств.
1
1
-
56 Я - велосипедист.
1
1
-
57 Экскурсия «Безопасный путь в школу»
1
-
1
2. Правила пожарной безопасности
3
2
1
58 Огонь - друг или враг?
1
1
-
59 Где дым, там и огонь.
1
1
-
60 Спички детям - не игрушка.
1
-
1
3. Правила поведения в быту
2
1
1
61 Опасность у нас дома.
1
0,5
0,5
62 Безопасность при общении с домашними животными.
1
0,5
0,5
4. Правила поведения в природе
4
2
2
63 Если солнечно и жарко.
1
0,5
0,5
64 Если на улице дождь и гроза.
1
0,5
0,5
65 Правила безопасности на воде.
1
1
66 Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»
1
-
1
Итого 66 Итого
66
33
38
2 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Правила здоровья»
21
9
12
1 Настроение в школе и дома.
1
1
2 Поведение в школе.
1
1
3 Болезни глаз. Как их предупредить.
1
1
4 Слух - большая ценность для человека.
1
1
5 Профилактика кариеса.
1
1
6-7 Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
2
-
2
8-9 Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.
2
-
2
10-11 Режим питания.
2
1
1
12-13 Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.
2
2
-
14-17 Работа над проектом по теме «Основа здорового питания».
4
-
4
18 Если хочешь быть здоров - закаляйся!
1
1
-
19-20 Гигиена тела и души.
2
2
-
21 Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».
1
-
1
Раздел «Движение - это жизнь»
21
-
21
22-31 Подвижные игры.
10
-
10
32-42 Спортивные игры и эстафеты.
11
-
11
Раздел «Школа безопасности»
26
17
9
1. Правила дорожного движения
11
9
2
43-44 Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.
2
2
-
45 Светофор и его виды.
1
1
-
46-47 Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.
2
1
1
48 Экскурсия «Дорожные знаки»
1
-
1
49 Правила поведения на загородной дороге.
1
1
-
50 Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.
1
1
-
51 Причины ДТП.
1
1
-
52 Тормозной путь транспорта.
1
1
-
53 Памятка велосипедиста.
1
1
-
2. Правила пожарной безопасности
3
2
1
54 Чтобы огонь не причинил вреда.
1
1
55-56 Правила поведения в случае пожара в квартире.
2
1
1
3. Правила поведения в быту
4
2
2
57-58 Как уберечься от поражения электрическим током.
2
1
1
59 Если ты ушибся или порезался.
1
1
60 Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело.
1
1
4. Правила поведения в природе
8
4
4
61 Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.
1
1
-
62 Как уберечься от мороза.
1
1
-
63-64 Правила поведения на воде.
2
1
1
65-66 Меры предосторожности при обращении с дикими животными.
2
1
1
67-68 Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья».
2
-
2
Итого 68 Итого
68
30
42
3 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Правила здоровья»
17
6
12
1-3 Вредные привычки.
3
2
1
4-6 Азбука питания.
3
1
2
7 Как избежать отравлений.
1
1
8-9 Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.
2
-
2
10-11 Глаза - главные помощники человека.
2
1
1
12-13 Сам себе доктор.
2
1
1
14-16 Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».
3
-
3
17 Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».
2
-
2
Раздел «Движение - это жизнь»
31
-
31
18-28 Подвижные игры.
11
-
11
29-38 Спортивные игры и эстафеты.
10
-
10
39-48 Игры разных народов.
10
-
10
Раздел «Школа безопасности»
34
10
10,5
1. Правила дорожного движения
10
4
6
49 Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».
1
-
1
50 Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.
1
1
-
51 Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.
1
1
-
52 Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».
1
-
1
53 Железнодорожный переезд.
1
1
-
54-55 Детский дорожно-транспортный травматизм.
2
1
1
56-57 Работа над проектом по теме «Безопасный путь».
2
-
2
58 Игра «Школа светофорных наук».
1
-
1
2. Правила пожарной безопасности
3
1,5
1,5
59 Как вести себя во время пожара в школе.
1
0,5
0,5
60-61 Азбука пожарной безопасности.
2
1
1
3. Правила поведения в быту
2
1
1
62-63 Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.
2
1
1
4. Правила поведения в природе
5
3
2
64 Как уберечься от укусов насекомых.
1
1
65-66 Как уберечься от ушибов и переломов.
2
1
1
67 Правила безопасности во время грозы.
1
1
-
68 Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
1
-
1
Итого 68 Итого
68
20
53,5
4 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Правила здоровья»
20
9
11
1-2 Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.
2
1
1
3-4 Профилактика инфекционных болезней.
2
1
1
5-7 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.
3
2
1
8 Основные виды травм у детей школьного возраста.
1
1
-
9 Первая медицинская помощь при кровотечении.
1
1
10-11 Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
2
1
1
12-13 Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.
2
1
1
14 Оказание первой помощи при отравлениях.
1
1
15-16 Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).
2
1
1
17-19 Работа над проектом по теме «Правила здоровья».
3
-
3
20 Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья».
1
-
1
Раздел «Движение - это жизнь»
31
-
31
21-31 Подвижные игры.
11
-
11
32-40 Спортивные игры и эстафеты.
10
-
10
41-50 Игры разных народов.
10
-
10
Раздел «Школа безопасности»
34
8
11
1. Правила дорожного движения
6
3
3
51 Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.
1
1
-
52 Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля.
1
1
-
53 Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге.
1
1
-
54-55 Опасная ситуация.
2
-
2
56 Этого могло не случиться.
1
-
1
2. Правила пожарной безопасности
3
2
3
57-58 Что я расскажу младшему брату о пожаре?
2
-
2
59 Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии.
1
1
60 Отравляющие ядовитые газы.
1
1
-
3. Правила поведения в быту
2
-
2
61-62 Безопасное поведение в быту.
2
-
2
4. Правила поведения в природе
6
3
3
63-64 Правила техники безопасности для туриста.
2
1
1
65 Средства и способы спасения утопающих.
1
1
66-67 Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.
2
1
1
68 Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность»
1
-
1
Итого
68 Итого
68
17
53
Приложение 1
Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных заболеваний 1 упражнение Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в среднем темпе (5 вдохов - 5 выдохов). 2 упражнение Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе. Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе. 3 упражнение Выполнять сидя. Плотно закрыть рот ладонью правой руки. Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов - 5 выдохов). Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов - 5 выдохов). 4 упражнение Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз. 5 упражнение Выполнять сидя. Губы сомкнуть, щёки надуть. Нажимая на щёки ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в обычном темпе через нос (можно переменно левой и правой ноздрёй). Повторить упражнение 5 раз. 6 упражнение Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и живот. Повторить 5 раз. 7 упражнение Лёжа на спине, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз. 8 упражнение Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с выдохом. Повторить 5 раз. 9 упражнение Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться, прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом произносить «ха». Повторить 5 раз. 10 упражнение Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.
Приложение 2 Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия 1. Ходьба. Шаг с правой ноги-хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги-хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд. 2. И. п.-стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 -повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2-вернуться в и, п. На счет 3-4-то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6-8 раз. Дыхание произвольное. 3. И. п.-стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12-16 раз. Дыхание произвольное. 4. И. п.-сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1-2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3-4-вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное. 5. И. п.-сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счёт 1-3-вращение ногами вперёд, как при езде на велосипеде. На счёт 4-6-то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз. 6. И. п.-стоя «в линию» (носок правой ноги-к пятке левой), руки опущены. Насчёт 1 - подняться на носки, руки в стороны-вдох, на счёт 2-4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз-выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4-6 раз. 7. И. п.-сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя плечи назад, прогнуться - вдох; на счет 2-наклониться вперёд поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой- выдох; на счёт 2-вернуться в и. п.-вдох. На счёт 3-4-то же в другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз. 8. И. п.-лёжа на спине, руки вверху за головой. На счёт 1-2- прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый бок; на счёт 3-4-вернуться в и. п. На счёт 5-8-тоже а другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное. 9. И. п.-лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счёт 3-4-вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз. 10. И. п.-стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счёт 1-3-прыжки на носках на месте; на счёт 4-поворот на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30-40 секунд. 11. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.
Приложение 3 Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1-4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2009.) Зайцы и собаки (Эстонская игра «Пейде») Из числа игроков выбирают двух-трёх собак, двух-трёх охотников, остальные игроки - зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась за деревьями и кустами (закапываться, ложиться, садится в снег нельзя). Охотники и собаки в это время закрывают глаза и отворачиваются в противоположную сторону. По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски. Если собака находит играющего, она должна звать охотника, но не имеет право задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы. Ночная охота В центре игровой площадки находится охотник - выбранный ребёнок, которому завязывают глаза. Около охотника лежит большое количество снежков. Остальные дети - различные звери. По сигналу охотник, прислушиваясь и определяя на слух местоположение игроков-зверей, бросает в них снежки. Тот, в кого попали, выбывает или меняется с охотником местами. Выигрывает охотник, который потратил меньше снежков для попадания. Рыбки в пруду Для игры лыжными палками, воткнутыми в снег, огораживается круг. Расстояние между палками не более 1 м. Выбирается водящий - щука. Она находится в центре огороженного круга (можно обозначить ей домик). Остальные игроки - рыбки. Они забегают внутрь круга, бегают там, но им надо опасаться щуки. Неожиданно она может выскочить и ловить рыбок. Игроки-рыбки выбегают из круга, но так, чтобы не задеть лыжные палки. Рыбка, сбившая палку, считается пойманной и идёт в домик щуки (или выбывает из игры). После 3-5 пойманных рыбок щука меняется, а пойманные игроки возвращаются в игру.