Рабочая программа для внеурочной деятельности в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области











ПРОГРАММА


формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников посредством работы кружка


«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»










Работу выполнила учитель высшей категории

Борисова Елена Александровна














с. Абашево


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа кружка «Азбука здоровья» направлена на решение этих задач. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Задачи: 1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни. 2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний. 3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся. 4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. 5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма. Программа кружка «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую
степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей. Программа кружка «Азбука здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 2 часа в неделю. 1 класс - предусматривает 66 часов, 2-4 класс - 68 часов. Программа кружка включает три основных раздела: 1. Правила здоровья. 2. Движение - это жизнь. 3. Школа безопасности. Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу - обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу - обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма. В ходе изучения основных разделов программы кружка «Азбука здоровья» ученики научатся: - составлять режим дня; - соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи; - управлять своими эмоциями; - выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия; - включать в свой рацион питания полезные продукты; - соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог; - соблюдать правила пользования общественным транспортом; - соблюдать правила пожарной безопасности; - соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Правила здоровья Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон - лучшее лекарство. Питание - необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Движение - это жизнь Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Школа безопасности Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс (66 часов)

№ п/п

Тема



Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Правила здоровья»

27

16

11

1 От улыбки хмурый день светлей…

1

-

1

2 Режим дня.

1

1

1

3-4 Утренняя зарядка.

2

1

1

5-6 Учимся правильно дышать.

2

1

1

7 Сон - лучшее лекарство.

1

1

-

8 Наши друзья - вода и мыло.

1

1

-

9-10 Чтобы зубы не болели.

2

1

1

11-12 Гимнастика для глаз.

2

-

2

13-14 «Рабочие инструменты» человека.

2

1

1

15-16 Гигиена кожи.

2

1

1

17-18 Чтобы уши слышали.

2

1

1

19-20 Осанка - стройная спина.

2

1

1

21-22 Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

2

2

-

23-24 Самые полезные продукты.

2

2

-

25-26 Лекарства в лесу.

2

2

-

27 Обобщение по разделу. Викторина «Правила здоровья».

1

-

1


Раздел «Движение - это жизнь»

21

-

21

28-37 Подвижные игры.

10

-

10

38-48 Спортивные игры и эстафеты.

11

-

11


Раздел «Школа безопасности»

18

12

4


1. Правила дорожного движения

9

7

2

49 Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть.

1

1

-

50 Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

1

-

51 Красный, жёлтый, зелёный.

1

1

-

52 Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

1

1

-

53 Экскурсия «Дорожные знаки»

1

-

1

54 Участники дорожного движения.

1

1

-

55 Виды транспортных средств.

1

1

-

56 Я - велосипедист.

1

1

-

57 Экскурсия «Безопасный путь в школу»

1

-

1


2. Правила пожарной безопасности

3

2

1

58 Огонь - друг или враг?

1

1

-

59 Где дым, там и огонь.

1

1

-

60 Спички детям - не игрушка.

1

-

1


3. Правила поведения в быту

2

1

1

61 Опасность у нас дома.

1

0,5

0,5

62 Безопасность при общении с домашними животными.

1

0,5

0,5


4. Правила поведения в природе

4

2

2

63 Если солнечно и жарко.

1

0,5

0,5

64 Если на улице дождь и гроза.

1

0,5

0,5

65 Правила безопасности на воде.

1

1


66 Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

1

-

1

Итого 66 Итого

66

33

38


2 класс (68 часов)

№ п/п

Тема



Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Правила здоровья»

21

9

12

1 Настроение в школе и дома.

1


1

2 Поведение в школе.

1

1


3 Болезни глаз. Как их предупредить.

1

1


4 Слух - большая ценность для человека.

1

1


5 Профилактика кариеса.

1


1

6-7 Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

2

-

2

8-9 Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.

2

-

2

10-11 Режим питания.

2

1

1

12-13 Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.

2

2

-

14-17 Работа над проектом по теме «Основа здорового питания».

4

-

4

18 Если хочешь быть здоров - закаляйся!

1

1

-

19-20 Гигиена тела и души.

2

2

-

21 Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».

1

-

1


Раздел «Движение - это жизнь»

21

-

21

22-31 Подвижные игры.

10

-

10

32-42 Спортивные игры и эстафеты.

11

-

11


Раздел «Школа безопасности»

26

17

9


1. Правила дорожного движения

11

9

2

43-44 Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

2

2

-

45 Светофор и его виды.

1

1

-

46-47 Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.

2

1

1

48 Экскурсия «Дорожные знаки»

1

-

1

49 Правила поведения на загородной дороге.

1

1

-

50 Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.

1

1

-

51 Причины ДТП.

1

1

-

52 Тормозной путь транспорта.

1

1

-

53 Памятка велосипедиста.

1

1

-


2. Правила пожарной безопасности

3

2

1

54 Чтобы огонь не причинил вреда.

1

1


55-56 Правила поведения в случае пожара в квартире.

2

1

1


3. Правила поведения в быту

4

2

2

57-58 Как уберечься от поражения электрическим током.

2

1

1

59 Если ты ушибся или порезался.

1


1

60 Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело.

1

1



4. Правила поведения в природе

8

4

4

61 Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.

1

1

-

62 Как уберечься от мороза.

1

1

-

63-64 Правила поведения на воде.

2

1

1

65-66 Меры предосторожности при обращении с дикими животными.

2

1

1

67-68 Обобщение по разделу. Игра «Светофор здоровья».

2

-

2

Итого 68 Итого

68

30

42

3 класс (68 часов)

№ п/п

Тема



Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Правила здоровья»

17

6

12

1-3 Вредные привычки.

3

2

1

4-6 Азбука питания.

3

1

2

7 Как избежать отравлений.

1

1


8-9 Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.

2

-

2

10-11 Глаза - главные помощники человека.

2

1

1

12-13 Сам себе доктор.

2

1

1

14-16 Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».

3

-

3

17 Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».

2

-

2


Раздел «Движение - это жизнь»

31

-

31

18-28 Подвижные игры.

11

-

11

29-38 Спортивные игры и эстафеты.

10

-

10

39-48 Игры разных народов.

10

-

10


Раздел «Школа безопасности»

34

10

10,5


1. Правила дорожного движения

10

4

6

49 Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».

1

-

1

50 Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.

1

1

-

51 Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.

1

1

-

52 Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

-

1

53 Железнодорожный переезд.

1

1

-

54-55 Детский дорожно-транспортный травматизм.

2

1

1

56-57 Работа над проектом по теме «Безопасный путь».

2

-

2

58 Игра «Школа светофорных наук».

1

-

1


2. Правила пожарной безопасности

3

1,5

1,5

59 Как вести себя во время пожара в школе.

1

0,5

0,5

60-61 Азбука пожарной безопасности.

2

1

1


3. Правила поведения в быту

2

1

1

62-63 Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.

2

1

1


4. Правила поведения в природе

5

3

2

64 Как уберечься от укусов насекомых.

1

1


65-66 Как уберечься от ушибов и переломов.

2

1

1

67 Правила безопасности во время грозы.

1

1

-

68 Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

1

-

1

Итого 68 Итого

68

20

53,5

4 класс (68 часов)

№ п/п

Тема



Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Правила здоровья»

20

9

11

1-2 Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.

2

1

1

3-4 Профилактика инфекционных болезней.

2

1

1

5-7 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

3

2

1

8 Основные виды травм у детей школьного возраста.

1

1

-

9 Первая медицинская помощь при кровотечении.

1


1

10-11 Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

2

1

1

12-13 Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

2

1

1

14 Оказание первой помощи при отравлениях.

1

1


15-16 Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

2

1

1

17-19 Работа над проектом по теме «Правила здоровья».

3

-

3

20 Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья».

1

-

1


Раздел «Движение - это жизнь»

31

-

31

21-31 Подвижные игры.

11

-

11

32-40 Спортивные игры и эстафеты.

10

-

10

41-50 Игры разных народов.

10

-

10


Раздел «Школа безопасности»

34

8

11


1. Правила дорожного движения

6

3

3

51 Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

1

1

-

52 Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля.

1

1

-

53 Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге.

1

1

-

54-55 Опасная ситуация.

2

-

2

56 Этого могло не случиться.

1

-

1


2. Правила пожарной безопасности

3

2

3

57-58 Что я расскажу младшему брату о пожаре?

2

-

2

59 Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии.

1

1


60 Отравляющие ядовитые газы.

1

1

-


3. Правила поведения в быту

2

-

2

61-62 Безопасное поведение в быту.

2

-

2


4. Правила поведения в природе

6

3

3

63-64 Правила техники безопасности для туриста.

2

1

1

65 Средства и способы спасения утопающих.

1

1


66-67 Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.

2

1

1

68 Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность»

1

-

1

Итого

68 Итого

68

17

53

Приложение 1

Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных заболеваний 1 упражнение Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в среднем темпе (5 вдохов - 5 выдохов). 2 упражнение Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе. Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе. 3 упражнение Выполнять сидя. Плотно закрыть рот ладонью правой руки. Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов - 5 выдохов). Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов - 5 выдохов). 4 упражнение Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз. 5 упражнение Выполнять сидя. Губы сомкнуть, щёки надуть. Нажимая на щёки ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в обычном темпе через нос (можно переменно левой и правой ноздрёй). Повторить упражнение 5 раз. 6 упражнение Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и живот. Повторить 5 раз. 7 упражнение Лёжа на спине, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз. 8 упражнение Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с выдохом. Повторить 5 раз. 9 упражнение Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться, прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом произносить «ха». Повторить 5 раз. 10 упражнение Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.
Приложение 2 Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия 1. Ходьба. Шаг с правой ноги-хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги-хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд. 2. И. п.-стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 -повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2-вернуться в и, п. На счет 3-4-то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6-8 раз. Дыхание произвольное. 3. И. п.-стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12-16 раз. Дыхание произвольное. 4. И. п.-сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1-2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3-4-вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное. 5. И. п.-сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счёт 1-3-вращение ногами вперёд, как при езде на велосипеде. На счёт 4-6-то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз. 6. И. п.-стоя «в линию» (носок правой ноги-к пятке левой), руки опущены. Насчёт 1 - подняться на носки, руки в стороны-вдох, на счёт 2-4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз-выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4-6 раз. 7. И. п.-сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя плечи назад, прогнуться - вдох; на счет 2-наклониться вперёд поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой- выдох; на счёт 2-вернуться в и. п.-вдох. На счёт 3-4-то же в другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз. 8. И. п.-лёжа на спине, руки вверху за головой. На счёт 1-2- прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый бок; на счёт 3-4-вернуться в и. п. На счёт 5-8-тоже а другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное. 9. И. п.-лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счёт 3-4-вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз. 10. И. п.-стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счёт 1-3-прыжки на носках на месте; на счёт 4-поворот на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30-40 секунд. 11. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.
Приложение 3 Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1-4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2009.) Зайцы и собаки (Эстонская игра «Пейде») Из числа игроков выбирают двух-трёх собак, двух-трёх охотников, остальные игроки - зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась за деревьями и кустами (закапываться, ложиться, садится в снег нельзя). Охотники и собаки в это время закрывают глаза и отворачиваются в противоположную сторону. По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски. Если собака находит играющего, она должна звать охотника, но не имеет право задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы. Ночная охота В центре игровой площадки находится охотник - выбранный ребёнок, которому завязывают глаза. Около охотника лежит большое количество снежков. Остальные дети - различные звери. По сигналу охотник, прислушиваясь и определяя на слух местоположение игроков-зверей, бросает в них снежки. Тот, в кого попали, выбывает или меняется с охотником местами. Выигрывает охотник, который потратил меньше снежков для попадания. Рыбки в пруду Для игры лыжными палками, воткнутыми в снег, огораживается круг. Расстояние между палками не более 1 м. Выбирается водящий - щука. Она находится в центре огороженного круга (можно обозначить ей домик). Остальные игроки - рыбки. Они забегают внутрь круга, бегают там, но им надо опасаться щуки. Неожиданно она может выскочить и ловить рыбок. Игроки-рыбки выбегают из круга, но так, чтобы не задеть лыжные палки. Рыбка, сбившая палку, считается пойманной и идёт в домик щуки (или выбывает из игры). После 3-5 пойманных рыбок щука меняется, а пойманные игроки возвращаются в игру.



© 2010-2022