- Преподавателю
- Начальные классы
- Педсовет на тему Разработка модели выпускника в учреждении дополнительного образования детей
Педсовет на тему Разработка модели выпускника в учреждении дополнительного образования детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гринь О.А. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка модели выпускника учреждения
дополнительного образования
Цель: Выработка коллективного представления модели выпускника МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся по её воплощению в жизнедеятельности образовательного учреждения.
Оборудование: На столах у каждой группы: - имеющаяся модель выпускника на сегодняшний день; - виды компетентностей с общим набором характеристик; - портрет выпускника начальной ступени по ФГОС; - чистые листы бумаги; - фломастеры.
На доске: используя ключевые компетенции обучающихся конструируется путеводная звезда на каждую ступень обучения.
По решению педсовета «Повышение качества образования - залог развития образовательного учреждения» необходимо пересмотреть модель выпускника нашего учреждения исходя из ключевых компетенций обучающихся, поскольку развитие современного общества предъявляет новые требования к школьному образованию, особенно в условиях введения стандартов второго поколения. В основу обновленного содержания образования входят ключевые компетенции. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования и т.д. В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Необходимо реализовать субъективный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменяется роль педагога: от трансляций знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей Построенный образовательный процесс на основе компетентностного подхода позволит подготовить человека к жизни в условиях неопределенности. Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Дж. Равена. У Дж. Равена компетентность выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:
- во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентностными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
- во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
- в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;
- в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.
Под компетентностью принято понимать способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», не как «предрасположенность», а как «умение», «способен», т.е. «умеет делать». Сущностными признаками компетентности являются следующие положения:
- они постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «Успешному взрослому»);
- они ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовывать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
- они имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
- они проявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;
- проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.
Компетенция (Competentia) - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом, умеет работать.
Понятие «компетентность» большинством современных авторов определяется обычно как некая совокупность свойств и качеств личности, включающая знания, умения, навыки, способы деятельности и т. д.
В рамках задач, решаемых на данном педагогическом совете, согласно новым ФГОСам используется следующее толкование обозначенных понятий:
Компетенция -
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Конкурентоспособоность выпускника - совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.
Образ выпускника МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников не предполагает единых жестких требований к каждому выпускнику, так как их возраст может быть от 8 до 18 лет в соответствии со сроком реализации образовательных программ дополнительного представления, но мы четко должны знать, какого воспитанника ждут от нашего учреждения родители, общество, каким хотим видеть его мы по окончании 1, 2 и 3 ступени обучения. Я надеюсь, что в результате сегодняшней совместной деятельности мы получим необходимый нам продуктивный результат.
Но прежде чем мы приступим к разработке модели выпускника предлагаю игровое задание «Сложи и прочитай»
(Группы получают конверты с геометрическими фигурами. Сложив их, участники прочитывают «мудрые» высказывания и определяют области, которые подлежат обсуждению и рассмотрению на педсовете) Высказывания:
- «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он все знает, но ничего не умеет».(А.Дистервег)
- «Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться». (Генри Хаскинс)
- «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» (Китайская мудрость)
- «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». (Д. Уэбстер)
Алгоритм разработки модели выпускника:
- Используя предложенные характеристики компетенций, портрет выпускника для начальной школы по ФГОС, каждая группа выбирает по 3-5 определения, соответствующих возрастным особенностям и ступеням обучения.
- Каждая группа представляет характеристику каждой модели.
- Оба варианта обозначаются на доске на «путеводной звезде» для каждой ступени.
Задание. Игровым группам предлагается определить конкретные формы и способы совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника нашего образовательного учреждения. (выступления от каждой группы)
Упражнение «Волшебная ладонь» Самым ярким символом сотрудничества является ладонь, давайте поблагодарим друг друга за работу с помощью рукопожатия. На волшебной ладошке напишите своё мнение о педсовете. Свои отзывы разместите на путеводной звезде на свободном «Луче рефлексии».