Педсовет на тему Разработка модели выпускника в учреждении дополнительного образования детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка модели выпускника учреждения

дополнительного образования
Цель: Выработка коллективного представления модели выпускника МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся по её воплощению в жизнедеятельности образовательного учреждения.
Оборудование: На столах у каждой группы: - имеющаяся модель выпускника на сегодняшний день; - виды компетентностей с общим набором характеристик; - портрет выпускника начальной ступени по ФГОС; - чистые листы бумаги; - фломастеры.
На доске: используя ключевые компетенции обучающихся конструируется путеводная звезда на каждую ступень обучения.
По решению педсовета «Повышение качества образования - залог развития образовательного учреждения» необходимо пересмотреть модель выпускника нашего учреждения исходя из ключевых компетенций обучающихся, поскольку развитие современного общества предъявляет новые требования к школьному образованию, особенно в условиях введения стандартов второго поколения. В основу обновленного содержания образования входят ключевые компетенции. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования и т.д. В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Необходимо реализовать субъективный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную и внешкольную жизнь. При этом существенным образом изменяется роль педагога: от трансляций знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей Построенный образовательный процесс на основе компетентностного подхода позволит подготовить человека к жизни в условиях неопределенности. Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Дж. Равена. У Дж. Равена компетентность выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости:

  • во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентностными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;
  • во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
  • в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;
  • в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.

Под компетентностью принято понимать способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», не как «предрасположенность», а как «умение», «способен», т.е. «умеет делать». Сущностными признаками компетентности являются следующие положения:
  • они постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «Успешному взрослому»);
  • они ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовывать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
  • они имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
  • они проявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;
  • проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.
Существует несколько (множество) определений понятий "компетентность" и "компетенция". Озвучу лишь следующие:
Компетенция (Competentia) - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом, умеет работать.
Понятие «компетентность» большинством современных авторов определяется обычно как некая совокупность свойств и качеств личности, включающая знания, умения, навыки, способы деятельности и т. д.
В рамках задач, решаемых на данном педагогическом совете, согласно новым ФГОСам используется следующее толкование обозначенных понятий:

Компетенция -

1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Конкурентоспособоность выпускника - совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.
Образ выпускника МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников не предполагает единых жестких требований к каждому выпускнику, так как их возраст может быть от 8 до 18 лет в соответствии со сроком реализации образовательных программ дополнительного представления, но мы четко должны знать, какого воспитанника ждут от нашего учреждения родители, общество, каким хотим видеть его мы по окончании 1, 2 и 3 ступени обучения. Я надеюсь, что в результате сегодняшней совместной деятельности мы получим необходимый нам продуктивный результат.
Но прежде чем мы приступим к разработке модели выпускника предлагаю игровое задание «Сложи и прочитай»

(Группы получают конверты с геометрическими фигурами. Сложив их, участники прочитывают «мудрые» высказывания и определяют области, которые подлежат обсуждению и рассмотрению на педсовете) Высказывания:

  1. «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он все знает, но ничего не умеет».(А.Дистервег)
  2. «Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться». (Генри Хаскинс)
  3. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» (Китайская мудрость)
  4. «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». (Д. Уэбстер)


Алгоритм разработки модели выпускника:

  1. Используя предложенные характеристики компетенций, портрет выпускника для начальной школы по ФГОС, каждая группа выбирает по 3-5 определения, соответствующих возрастным особенностям и ступеням обучения.
Компетенции: - учебно-познавательная - информационная - общекультурная - коммуникативная - ценностно-смысловая
  1. Каждая группа представляет характеристику каждой модели.
  2. Оба варианта обозначаются на доске на «путеводной звезде» для каждой ступени.

Задание. Игровым группам предлагается определить конкретные формы и способы совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника нашего образовательного учреждения. (выступления от каждой группы)

Упражнение «Волшебная ладонь» Самым ярким символом сотрудничества является ладонь, давайте поблагодарим друг друга за работу с помощью рукопожатия. На волшебной ладошке напишите своё мнение о педсовете. Свои отзывы разместите на путеводной звезде на свободном «Луче рефлексии».
© 2010-2022