Тема по самообразованию: «Групповые формы работы младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Тема по самообразованию:


«Групповые формы работы младших школьников»















Составил учитель начальных классов:

Янова Ольга Владимировна

Групповые формы работы младших школьников


Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи. Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке фронтальной и индивидуальной групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той верительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной готовности оказывать друг другу помощь. При организации коллективных работ детей легче научить взаимодействовать: работать вместе, оценивать и быть внимательными к работам друг друга в группе, в коллективе; легче помочь становлению межличностных отношений. Коллективные работы - очень интересный вид деятельности. В детском исполнении они очень красочны и эмоциональны. Результат коллективной деятельности детей зачастую служат прекрасным украшением школьного интерьера. Это показывает детям, что их труд не напрасный. К тому же именно коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда позволяют детям общаться, обсуждать интересные решения, критиковать. На уроках труда коллективную работу я использую, когда мы делаем оригами, мозаику. Например, в первом классе идет изготовление колосков. Заранее ребята на лист наклеивают вазу, а позже на уроке труда, они приклеивают колоски на этот лист. Получается замечательный букет «Колоски в вазе». Дети очень стараются выполнить работу хорошо, потому что на лист все двадцать девять колосков не могут войти, и ребята знают, что им придется выбрать самых лучших, которые будут красоваться в вазе. В третьем классе мы с ребятами «строили город». Работа очень трудная и кропотливая. Не у всех детей она получилась. Но очень велико было желание ребят. Ребята, объединившись в группы по 4 человека, делали каждый свой домик. А потом совместно огородили его забором. В четвертом классе на уроке технологии, мы с ребятами выполняли панно в группе по два человека. Ребята на листе рисовали рисунок. Потом разрезали пополам. Каждая пара вылепливала рисунок, подбирая цвета. Позже панно собиралось. На уроке окружающего мира ребята часто работают в группах: составляют рассказы, выполняют практическую работу. Например, по теме: «Как лечились наши предки», ребята в группах рассматривают лекарственные растения из аптеки, изучают правила пользования ими. Коллективные работы помогают формированию межличностных отношений: если учитываются возрастные и психологические особенности младших школьников, учитываются реальные возможности детей в коллективной деятельности, их умение договариваться, рационально подобраны темы, соответствующие целям обучения, интересные и отвечающие потребностям школьного коллектива. Коллективные занятия, протекающие в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, позволяют обмениваться продуктами деятельности, а так же осуществлять постоянную смену позиций «учитель- ученик», что обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Происходит развитие индивидуальных задатков и природных данных. Групповые формы организации учебной работы имеют оптимальное выражение в работе в парах. Можно использовать три вида пар: статическая, динамическая и вариационная. Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Уже в первом классе учащиеся могут провести взаимопроверку выполненной работы. Старшие ребята могут проверить друг у друга, как они выучили домашнее стихотворение, подготовили пересказ по ознакомлению, рассказать текст изложения, тем самым проверить и свою память и помочь товарищу более точно воспроизвести текст. Динамическая пара. Это малая группа в четыре человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. При работе в динамической паре общее задание делится между членами группы. Каждый опрашивает каждого. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Подготовка материалов для работы динамической паре может быть поручена самим учащимся. Например, каждый ученик выполняет свое, предложенное ему учителем задание. Результат выполнения фиксируется письменно. Учитель проверяет задание у каждого ученика. Имея на руках проверенное учителем задание, каждый ученик может в течение нескольких уроков выполнить это задание устно совместно с каждым учеником класса, работая в большой динамической паре. В работе участвует весь класс. Работа в динамической паре наиболее эффективна, когда в ней осуществляется функция контроля, так как последовательность опроса с его вариативностью воспринимается каждым учеником как естественное общение. В любых микрогруппах, с четным числом участников можно организовать работу в вариационной паре. Каждый, например, готовит свой текст и пишет к нему план на отдельной карточке. Группа усаживается в кружок. Каждый будет работать то с правым, то с левым соседом. После рассказа друг другу содержания прочитанного по плану, имеющемуся на карточке, происходит обмен карточками и текстами. Поворот к новому соседу_-_пауза для подготовки к пересказу с использованием чужого плана. Наличие текста позволяет уточнить некоторые детали, не воспринятые на слух. Подготовка заканчивается по сигналу учителя. Партнеры рассказывают друг другу прочитанное, обмениваются текстами и карточками. Снова поворот к прежнему партнеру - снова пауза для подготовки к рассказу. Так продолжается до тех пор, пока к ученику не вернется его карточка и текст. Сколько участников в вариационной паре - столько текстов будет проработано, прослушано, рассказано. И каждый раз ученик узнает что-то новое, рассказывает то, что узнал, товарищу, учится уточнению по тексту после восприятия на слух, пересказу не только по своему плану, но и по плану, предложенному товарищем. При слушании речи товарища и говорящий, и слушающий могут пользоваться планом, который позволяет им опереться на логическую схему высказывания. В моем классе двадцать шесть учеников. И часто я разбиваю класс на равные по количеству группы по пять человек, в одной группе шесть человек. Ребята сидят лицом друг другу. В группах выполняется определенное задание по определенным правилам и должен получится общий групповой результат. Ребятам очень нравится, если в конце урока еще подводится итог, как сработала вся группа. Элемент соревнования вызывает большую активность и конечно каждая группа хочет быть лучшей. Поэтому очень важно, чтобы группы получились равными по силам, и чтобы детям приятно было работать вместе. Я делаю это следующим образом: приглашаю к доске пятерых самых сильных учеников, объявляю им, что они капитаны и им необходимо набрать команду. Далее я приглашаю к доске еще пять человек равных по силам и предлагаю первому капитану выбрать себе одного члена команды. Остальных разбирают другие капитаны. Потом приглашаю следующую группу, и набор команды продолжается. Ребятам кажется, что я приглашаю к доске произвольно, нет никаких обид, что кого-то отнесли к слабым ученикам, а команды получаются практически равными и отношения в группе будут дружескими, так как когда подбирают команды, то для ребят, в первую очередь важно, чтобы рядом был друг. Разбивать на такие группы удобно для проведения уроков обобщения. Обязательным условием всегда ставлю, что все на уроке отвечают по очереди и каждый раз новый член команды. Начинаю с трудных заданий, каждое последующее проще в выполнении. Таким образом, ребята, желая быть лучшими, зная, что они могут за урок ответить только на одно задание вынуждены рационально распределить силы своей команды. Если получилось так, что слабому ученику достался сложный вопрос, на который он не знает ответа, ему помогает вся команда готовить выступление. Я всегда говорю ребятам, что в жизни легче работать сообща, что всегда выиграет команда, а не одиночка. Естественно, что все уроки я продумываю именно как все организовать для группы. Потом ребята пересаживаются , как обычно или меняем состав групп. Таким образом, ученики осознают основные характеристики групповой работы: - целенаправленность (построение замысла и предвидение результата работы); - распределенность; - согласованность. Учащиеся понимают, что на любом уроке необходимо осознавать цель своей учебной деятельности. Такая работа приводит к тому, что ученик постепенно становится субъектом учебной деятельности. Это, в свою очередь, способствует успешной самореализации учащихся, положительной самооценке, что важно для учебной мотивации.


























© 2010-2022