Методическая разработка «Проектная деятельность младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Проектная деятельность младших школьников»

Куприна Н.А. «Проектная деятельность младших школьников»

Содержание

Актуальность …………….…………………………………………...3

Теоретическое обоснование опыта….…………………………….....5

Особенности организации проектной деятельности

в начальной школе………………………………………………...7

Практическая часть

Использование методов проекта в учебной и

внеклассной деятельности ………………………………………10

Заключение…………………………………………………………..19

Литература…………………………………………………………...20

Приложение





"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость.

Актуальность

Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач - сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов, и меня в том числе, к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.

Сказанное выше определило проблему, которая заключается в следующем: выявление наиболее эффективного подхода для развития личности младших школьников.

Проблема определила цель работы: раскрытие потенциала проектной деятельности для развития личности младших школьников.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:


  • рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;


  • исследовать влияние проектной деятельности на развитие личности младших школьников;


  • выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для развития личности младших школьников;


  • выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в начальной школе.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.





Теоретическое обоснование опыта

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

«Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект».

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

На сегодняшний день можно констатировать, что алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской.

«Проект - это 5 «П». Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. И 6 «П» - Портфолио (сбор документов)» (7;10). Данный подход интересен тем, что достаточно просто и лаконично ложится в основу любого проекта, становится его структурой.

В настоящее время предлагаются различные подходы к классификации проектов. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки (6;179):

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;

  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;

  • Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);

  • Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель);

  • Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, метод проектов - это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся. Наиболее эффективна организация интегрированных творческих проектов, объединяющая несколько учебных дисциплин. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Формируя навыки проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта (см. Приложение 1), затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. Завершается работа над проектом отчетом о проделанной работе (см. Приложение 2).

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Большую помощь детям в работе над проектом могут оказать родители. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект" (см. Приложение 3).







Практическая часть

Использование методов проекта в учебной и внеклассной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. С первого класса я пробую приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, таким образом, пытаясь научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Кто- то скажет, что проекты в начальной школе это проблематично и вообще невозможно, но я с этим полностью не согласна. И может быть это не полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно, а элементы проектной деятельности, но для малыша это будет проект, продукт его творческой познавательной деятельности.

Конечно, в 1 классе нашу работу может еще и не назовешь проектом, но все-таки.. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Начали с портрета любимой буквы (дети сами выбирали). Один листик А4- это одна буква. Мы ее делали "живой" , искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали сами дети. Потом листочки собирались в папку с файлами.. Получилась у каждого своя азбука. Делали мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут.

Позже делали проекты по внеклассному чтению. Тема была посвящена произведениям русских поэтов о родине. Проекты были представлены в виде книжек малышек. Начиная со второго полугодия первого класса те дети , которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте - кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.

Темы детских проектов я стараюсь выбирать из содержания программы и темы уроков.

Активно использую метод проекта на уроке литературного чтения. По завершении работы над каждым разделом вместе с ребятами мы создаем выставки рисунков любимых героев, выпускаем детские журналы, книжки-малышки («Загадки», «Колыбельные наших бабушек и мам» и др.). Интересным для ребята оказался проект «Сказки для малышей» (см. Приложение 4). После изучения раздела «Сказка - ложь, да в ней намёк…» учащиеся попробовали сами написать сказку для маленьких детей. Затем все написанные детьми сказки были собраны в одну книгу «Сказки для малышей». Работая над данным проектом, дети почувствовали важность и необходимость своей работы, так как сказки мы составили, а затем подарили эту книгу со сказками ребятам детского сада. Проектная деятельность на уроке литературного чтения помогает в решении ежедневных задач, которые ставит перед собой учитель по формированию УУД, способствует развитию личности учащихся. Дети учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; у них развиваются умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. В 1- 2 классах учащиеся с большим удовольствием вовлекаются в создание творческих проектов на уроках технологии. Во втором классе в рамках предмета «Технология» были проведены следующие проекты № урока Тема урока Тема проекта 3 Долина пирамид Долина пирамид 20 Освоение компьютера. Придумываем открытку. Праздничная открытка 26 Макет Акрополя Макет храма Педагогическая значимость творческих проектов заключается в том, что:

  • Развивает личность каждого ребенка.
  • Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • Реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя.
  • Сочетает коллективное и индивидуальное творчество.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность.

Широкими возможностями для организации исследовательской деятельности обладает курс «Окружающий мир». Например, во время изучения раздела «Твоя семья и друзья» ОС «Школа 2100» ребята работали над проектом «Моя семья». Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Также это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого дети учатся задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектом повысила интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:


  • развить познавательные, творческие и коммуникативные способности ребенка;


  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;


  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;


  • привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта.


Индивидуальные проекты получились очень разнообразные: кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека, а практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии. Таким «затянувшимся уроком» для нас стал творческо-познавательный проект «Путешествие в страну Сезонию». Работа велась по 4 направлениям, а класс был разделен на 4 группы. У каждой группы было своё время года, ребята даже придумали название для своей команды: «Веснянка», «Зимушка», «Осенины» и «Цветолето». Проектными заданиями стали:


  • узнать этимологию месяцев, выбранного времени года;


  • подобрать народные приметы, пословицы поговорки о времени года;


  • сочинить текст выступления в защиту своего времени года.


В ходе работы учащиеся вели сбор материала о временах года, собирали народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. В результате проекта ребята создали книжки- малышки с сочинениями, пословицами и приметами выбранного времени года.
Еще одним примером межпредметного взаимодействия может служить проект «Здравствуй, Зимушка - Зима», который можно схематически представить так:

Проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Русский язык

(Сочинение «Здравствуй, Зимушка-Зима»)

Внеклассное чтение

(Игра: «Зимняя сказка»)

Изо

(Конкурс рисунков о зиме)

Окружающий мир

(Экскурсия в зимний парк)

Труд

( Аппликация «Ёлочка»)

Таким образом, ребёнок, включаясь в проект, имеет возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учитель же получает возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребёнка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.

После окончания проекта обязательно проводится самооценка и рефлексия. Дети участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анализируют достигнутые результаты, причины успеха и неудач. Самооценка формируется не сразу, а постепенно. На первых проектах нам очень помогала «Цветопись» (см. Приложение 5). Также мы использовали различные виды анкетирования (см. Приложение 5 ). При самооценке работы над проектом у детей происходит осмысление не только процесса творчества, момент получения новых знаний, но и осознание своих внутренних перемен. Повышается самооценка личности. А это является одной из задач проектной деятельности. В настоящее время элементы проектной деятельности используются не только в обучении, но и в сфере воспитания. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей; чувства ответственности, самодисциплины; нравственных качеств; творческого отношения к делу, способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять свои таланты на благо общества. Проектная творческая деятельность (коллективная, групповая, индивидуальная) способствует формированию коллектива и развитию личности ребенка, как члена этого коллектива. Данная деятельность формирует следующие качества:

  • значимость своей индивидуальности при взаимодействии с другими людьми,
  • потребность самореализации,
  • ценность успеха,
  • принятие ценностей своего народа и толерантное отношение к другим,
  • умение соотносить цели и результат,
  • понимание личной ответственности за результат.

Рассмотрим алгоритм выполнения одного из проектов более подробно.

«Капустная вечеринка» (см. Приложение 6)

Порядок выполнения проекта.

Название

этапа

Сроки

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1. Погружение в проект

1 урок

Формирование основополагающего и проблемного вопроса

Создание проблемной ситуации

Что мы знаем о капусте?

2. Планирование.

Определение темы исследования.

Определение направлений исследовательской деятельности 3. Исследование.

Одна неделя.

Сбор информации.

Выполнение творческих работ, оформление собранного материала

Знакомство со сценарием праздника, распределение ролей.

Координация работы:

Проведение репетиций,

Прослушивание чтецов

4. Результаты и выводы.

1 урок

Разработка критериев оценки. Учащиеся анализируют собранную информацию, редактируют форму и стиль изложения материала.

Учитель даёт советы по оформлению проекта, решается вопрос, кто будет защищать проект от группы.

Консультация, вопросы о проведении праздника в школе.

5. Презентация проекта

2 урока

Принимают участие в празднике, представляют свои работы, участвуют в конкурсах, учатся рубить капусту по старинному способу.

Проведение праздника «Капустная вечеринка», совместно с родителями подводится итог проделанной работы.

6. Оценка и результат

Сбор информации в портфолио.

Оформляет работы по темам:

Книжка-малышка (капуста в литературе);

Кулинарная книга.



Становится уже доброй традицией в канун Нового года у нас в классе организовывать проект на тему «Новый год в разных странах». В первом классе мы с ребятами узнали как празднуют Новый год в Финляндии, а во втором классе разделились на 3 группы, и каждая группа представляла свою страну. Данный проект оказался очень ярким, красочным и надолго запомнился всем ребятам. С целью обучения учеников начальных классов проектной деятельности, в рамках внеурочной деятельности в нашей школе организован такой вид внеурочной деятельности как кружок «Узнаем сами». Учащиеся, занимающиеся в кружке, с большим интересом работают над индивидуальными и групповыми проектами, представляют свою работу на школьных конкурсах. Организуя работу кружка для учащихся своего класса, я поставила перед собой следующие цель и задачи. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Задачи: познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к проектной деятельности. На занятиях в кружке мы с ребятами работали над такими проектами, как: «Игры наших дедушек и бабушек», «Сказки», «Комнатные растения», « Профессии наших родителей», «Мое здоровье». Работая над проектом «Мое здоровье» (см. Приложение 7), учащиеся учились самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы; развивали умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности. Данный проект был направлен на формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни; воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих. Таким образом, участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Заключение Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки". Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества.



























Литература:


  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. - М.: Федоров, 2006.

  3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

  4. Полат Е.С. «Метод проектов. История и теория вопроса»

  5. // Школьные технологии. - 2006, № 6. С. - 43.

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2006.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.





~ 20 ~


© 2010-2022