Конспект урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ им. К.Э. Циолковского

















Конспект урока русского языка

по теме:

«Родственные слова»

выполненной студенткой ИП-31

Петровой Анастасией Юрьевной





















Калуга 2013 г.

Тема урока: «Родственные слова»

Цели урока:

  1. Образовательные:

- организовать учебно - поисковую деятельность обучающихся по добыванию новых знаний о существенных признаках родственных слов;

- начать работу по распознаванию и подбору родственных слов на основе двух существенных признаков.



  1. Развивающие:

Развитие личности учащихся на основе формирования умения учиться (УУД):

1) Развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения при сравнении определения в учебники, на чистописании при сравнении написанной буквы с образцом; при анализе и синтезе слов на словарной работе; при анализе и синтезе на этапе проверки домашнего задания по карточкам и домашнего упражнения, анализа и обобщения при работе над формулировкой правила в учебнике.

2) Развитие универсального логического действия подведение под понятие на этапе проверки домашнего задания; умозаключение при проверке домашнего задания, при выполнении упражнений по памятке.

3) Развитие универсального логического действия установление причинно-следственных связей при работе над формулировкой правила в учебнике.

4) Развитие универсального регулятивного действия целеполагания при постановке учебной проблемы.

5) Развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы, на этапе чистописания, на этапе словарной работы.

6) Формирование универсальных регулятивных действия взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении упражнений с опорой на памятку, на словарно-орфографической работе, на этапе чистописания, при работе с карточками, при проверке домашнего упражнения, при ответе теоретического материала, при проверке готовности к уроку, при работе над формулировкой правила в учебнике.

7) Развитие учебно-информационных умений при работе над учебно-познавательным текстом (правилом в учебнике).

8) Развитие универсального регулятивного действия планирования при составлении памятки.

9) Развитие универсального регулятивного действия по осознанию своего способа действия при выполнении упражнений по памятке.

10) Развитие универсальных коммуникативных действий при организации учебного диалога на этапах постановки решение учебной проблемы, при организации класса, на этапе чистописания, на словарно-орфографической работе, при проверке домашнего задания, при работе над формулировкой правила в учебнике, при составлении памятки.



  1. Воспитательные цели:

1) Развитие универсального личностного действия смыслоопределения при постановке учебной проблемы.

2) Воспитание личностных качеств толерантности, ответственность, инициативности при организации учебного диалога на этапах постановки и решения учебной проблемы.

Лингво - методический анализ:

Что известно?

Что нового?

Какие трудности?

Что такое слово, все слова имеют значение, есть слова близкие по значению - синонимы, у слов есть лексическое и грамматическое значение

Среди слов есть родственные слова, есть два признака родственных слов: общая часть и одинаковое значение, научатся подбирать и распознавать родственные слова

Ориентируются на один из существенных признаков родственных слов, не учитывая другой, смешивают формы слов и родственные слова

План урока:

  1. Организационный момент

А) взаимное приветствие

Б) проверка готовности детей к уроку

В) создание положительного настроя на урок



  1. Минутка чистописания

А) предъявление заглавной и строчной букв Аа

Б) создание положительной мотивации для написания этой буквы с помощью предъявления ошибочного написания

В) реконструкция способа написания буквы при помощи мультимедийной аппаратуры и комментирования

Г) написания буквы в тетрадь

Д) организация самоконтроля



  1. Словарно - орфографическая работа

А) закрепление ранее изученных слов путем предъявления загадок через мультимедийную аппаратуру (береза, пенал, лисица)

Б) введение нового словарного слова (тетрадь) путем отгадывания загадки (+ работа с толковым словарем)

  • Введение карточки со словарным словом на доску (без выделения орфограммы и ударения)

В) орфографическая проработка словарного слова

  • Постановка ударения

  • Нахождение и подчёркивание безударной гласной в слове тетрадь

  • Проверка безударной гласной "е" в слове тетрадь

  • Вывод о том, что нужно запомнить (выделение буквы цветом тетрадь)

Г) введение нового словарного слова в активный словарь ребенка путем подбора словосочетаний и предложений с последующей отработкой нового слова.



  1. Проверка знаний детьми теоретического материала

А) Проверка знания теоретического материала:

- фронтальный опрос по теме "Предлог"

- индивидуальный опрос (2 карточки по теме "Предлог")



  1. Организация учебно-поисковой деятельности

А) Создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия с помощью яркого пятна

Б) Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний

6) Организация работы над формулировкой правила в учебнике

А) Прочтение правила о родственных словах про себя

Б) Прочтение правила о родственных словах вслух

В) Выделение структурных частей в правиле о родственных словах

Г) Определение микротемы каждой структурной части в правиле о родственных словах

Д) Детальный анализ каждой части правила о родственных словах с помощью воспроизводящих и анализирующих вопросов

7) Развертывание способа действия

Составляем памятку на примере слов море, морской, моряк.

8)Физкультминутка

(мультимедийное приложение)

9) Овладение способом формулируемого действия при выполнение упражнений

А) выполнение упражнений, требующих целостное выполнение по памятке

Б) выполнение упражнений, требующих отработку отдельных операций

В) возвращение к целостной отработке выполняемых действий

10) Рефлексивно-оценочный этап

А) Эмоциональная оценка своей работы

Б) Рефлексивное осознание границы знания и не знания

В) Рефлексивное осознание затруднений

11) Задание на дом

№308 (+ объяснить выбор родственных слов) стр.52

Оборудование:

А) Для учителя: Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 2 класс 2 часть»; презентация «Родственные слова», плакат буква Аа, карточка словарного слова, карточки д/з, портрет Русалочки, памятка, карточка с вопросом, цветные мелки.

Б) Для ученика: Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 2 класс 2 часть»; тетрадь; ручка; простой карандаш; цветные карандаши.

Ход урока:



  1. Организационный момент:

У: - здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Поздоровайтесь друг с другом (слайд 2)

А теперь тихонько сели

На меня все посмотрели

У: - сегодня мы с вами отправимся в путешествие. И для этого нам понадобятся: учебник, тетрадь, цветные карандаши, пенал.

А где мы сегодня окажемся, вы узнаете, отгадав загадку:

Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? ( слайд 3)

Д: - в море.

У: - правильно, в море. И в путешествие мы отправимся не одни, а с кем? Отгадайте?

Дочь царя морей тритона

Не сидит, скучая дома.

Только ей на дне морском

Каждый уголок знаком. (слайд 4)

Д: - русалочка

У: - правильно

Вывешиваю изображение героя на доску.



  1. Минутка чистописания:

У: - прежде чем отправится в путешествие, русалочка предлагает выполнить следующее задание.

На доске слова:

Ракушка, парус, Ариэль, река.

У: - прочитайте и найдите повторяющеюся букву.

Д: - А

У: - так чем же мы будем заниматься на минутке чистописания?

Д: - писать строчную букву а.

У: - ребята. Я проверяла тетради и обнаружила вот такое написание буквы А. Посмотрите на доску.

Правильно ли написано? Какие ошибки вы заметили в написании буквы а?

(говорят ошибки)

Зачеркиваю ошибки.

У: - сейчас в тетрадях повторим написание букв а. Посмотрите на слайд. (слайд 5)

Начинаем писать ниже верхней линейки. Пишем справа налево полуовал, касаемся нижней линейки, поднимаем полуовальную линию вверх, закругляю вправо. Касаемся верней линейки, опускаемся вниз, закрываем овал и делаем поворот в нижней части овала, линию поворота продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Опускаем вниз.

У: - давайте продемонстрируем в воздухе. Возьмите карандаш и начинайте писать в воздухе вместе со мной. (комментирую)

У: - а теперь давайте напишем в своих тетрадях (комментирую)

(пишут в тетради)

У: - молодцы. Подарите русалочке самую красивую букву - обведите зеленым карандашом в кружок.



  1. Словарно - орфографическая работа.

У: - ну что ж с первым задание русалочки мы справились. Отправляемся дальше. Русалочка дает нам новое задание. Подпишите в тетрадях словарь.

Наша героиня просит отгадать загадки и написать отгадки, выделив орфограммы.

Стоят в поле сестрицы -

Платьица белены,

Шапочки зелены. (слайд 6)

д: - береза.

У: - по каким признакам вы узнали? Запишите. Поставьте ударение, выделите орфограмму.

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я - ... . (слайд 6)

Д: - пенал

У: - по каким признакам вы догадались? запишите. Поставьте ударение, выделите орфограмму.

Рыжая плутовка

Ловит мышек ловко.

Петушку не спится

Очень он боится,

Знает - эта птица

Хитрый зверь …(слайд 6)

Д: - лисица.

У: - как вы догадались? Запишите, поставьте ударение, выделите орфограмму.

У: - и сегодня мы познакомимся с вами с еще одним словарным словом. Посмотрите на слайд (слайд 7)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

А зовут меня…

Д: - тетрадь. (вывешиваю на доску)

У: - как вы понимаете значение слова тетрадь?

Д: - тетрадь - это сшитые листы чистой бумаги для письма или рисования.

У: - давайте посмотрим, как это слово истолковано в словаре.

(работа в парах со словарями)

У: - запишите это слова в тетрадь. Поставим ударение. Для этого позовем слово.

Д: - тетраааааадь. Ударение падает на второй слог, на гласный а.

У: - найдем безударную гласную.

Д: - е

У: - проверим. Действительно ли она безударная. Подберем однокоренные слова, чтобы ударение падало на е. Запишите их.

Д: - тетрадочка, тетрадный. Ударение не меняется

У: - что мы делаем в таких случаях?

Д: - запоминаем написание слова.

(выделяю безударную буквы цветом на доске)

У: - давайте составим словосочетание с новым словом. Первая группа (называю детей) подбирает слова, которые отвечают на вопрос что делать? (рисовать, писать, наклеить), а вторая группа (называю детей) подбирает слова, которые отвечает на вопрос какая? (красивая, толстая, аккуратная) запишите получившиеся словосочетания и поставьте ударение и подчеркните безударную букву в слове тетрадь.



  1. Проверка знаний детьми теоретического материала по теме «Предлог».

У: - проверим наше домашнее задание. Какие трудности возникли при выполнении?

(ответы детей)

У: - ну тогда ответьте мне на следующие вопросы:

Для чего служат предлоги в речи?

Как пишутся предлоги?

Зависит ли написание предлогов от его произношения?

Докажите, что в предложении грачи прилетели из теплых стран, из - это предлог?

(во время фронтального опроса два ученика работают на карточках)



  1. Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний.

У: -Ребята скажите с кем вы живёте? Д: - С мамой, папой, бабушкой, дедушкой. У: - Все люди живут семьями А давайте вспомним как всех людей которые живут в семье можно назвать одним словом?

Д: - Родственники У: - А как вы думаете, у слов есть родственники? Д: - Незнаем. У: - как вы думаете, ответ на какой вопрос мы сегодня будем искать?

Д: - есть ли у слов родственники?

Вывешиваю на доску.

У: - посмотрите на слайд. (слайд 8) прочитайте слова:

Рыба, рыбак, рыбалка.

У: - попробуйте истолковать значение первого слова?

Д: - рыба - это животное.

У: - которая вводится в реках морях и океанах. Объясните 2 слово? 3 слово?

Д: - рыбак - тот, кто ловит рыбу. Рыбалка - занятие человека, когда ловят рыбу.

У: - мы истолковали слово рыбак через слово рыба. Значит как связаны эти слова?

Д: - по смыслу.

У: - а слово рыбалка истолковали тоже через слово рыба. А как связаны эти слова?

Д: - по смыслу.

У: - а слова рыбак и рыбалка как то связаны?

Д: - да, по смыслу. Мы объяснили их через одно слово.

У: - а почему мы не объяснили слова рыбак и рыбалка через слово окунь, ведь это тоже рыба.

Д: - у слов есть общая часть.

У: - итак, посмотрите. Мы провели с вами исследование и вот что выяснили: какие же два существенных признака мы отметили?

Д: - слова связаны по смыслу и имеют одинаковую часть.

У: - кто бы хотел назвать первый признак?

Д: - общее значение

У: - второй?

Д: - одинаковая часть.

У: - ответ на какой вопрос мы с вами искали?

Д: - есть ли у слов родственники?

У: - ответили ли мы на наш вопрос?

Д: - да

У: - так вот ребята, такие слова, которые имеют общую часть и связаны по смыслу называются родственными словами. (вывешиваю на доску)

У: - итак, первый признак - общая часть, второй - общее значение. Давайте попробуем составить определение родственный слов.

Д: - родственные слова - это слова, у которых есть общая часть и они связаны по смыслу.



  1. Организация работы над формулировкой правила в учебнике.

У: - Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш вывод с выводом автора учебника, для этого прочитаем определение в учебнике «про себя». Определение находится в учебнике, на с. 155. Совпал ли наш вывод с выводом автора учебника? Д: - Наш вывод совпал с выводом автора. У: - Молодцы, ребята!

У: - А теперь прочитайте вслух и подумайте ,о чем говорится в определении? Д: - В определении говорится о существенных признаках родственных слов.

У: - Правильно!

У: - Ребята сколько основных частей в определении? Д: - Две. У: - О чем говорится в первой части? Д: - В первой части говорится о признаках родственных слов . У: - О чем говорится во второй части? Д: - Во второй части приводятся примеры родственных слов.

У: - Ребята, сколько признаков родственных слов названо в определении? Д: - В определении дано два признака.

У: - Назовите первый признак Д: - Общая часть.

У: -Верно ли утверждение, что два слова, имеющие общую часть, являются родственными?

Д: -Нет У: -Почему вы так считаете? Докажите.

Д: - Потому что родственные слова помимо общей части должны быть связаны по смыслу.

У: - Я утверждаю, что слова БЕЛКА и БЕЛЫЙ являются родственными. Согласны ли вы со мной?

Д: - Не согласны. У: - Почему вы со мной не согласны? Эти же слова имеют общую часть.

Д: - Эти слова имеют общую часть БЕЛ, но не связаны по смыслу, поэтому они не являются родственными. У: - Молодцы, ребята, правильно! Назовите второй признак. Д: - Связь по смыслу.

У: - Я утверждаю, если два слова, связаны по смыслу, то они родственные. Приведу пример, чтобы вам было легче: слова РАДОВАТЬСЯ и ВЕСЕЛИТЬСЯ, являются родственными, потому что они связаны по смыслу. Вы согласны со мной? Докажите свой ответ.

У: - Я задумала слово, оно обозначает действие, его можно растолковать через БЕГ. Какое слово я задумала? Д: - Бежать. У: - Я задумала слово, это слово мужского рода, оканчивается на мягкий знак. Обозначает средство передвижения по воде. Какое слово я задумала? Д: - Корабль.



  1. Развертывание способа действий.

У: - ребята, чтобы хорошо уметь применять правило и находить родственные слова в тексте, давайте вместе составим памятку, по которой будем выполнять упражнения.

Поработаем над словами море, морской, моряк, и разберемся родственные ли они.

Прочитайте слова. (читают) А какой первый шаг нам надо записать в нашем алгоритме?

1) Читаю слова.

У: - Правильно ребята! Мы прочитали слова. Теперь мы должны что-то выделить в этих словах. Что, ребята?

Д: - мы должны выделить в этих словах общую часть.

У: - Какая же общая часть будет у этих слов?

Д: - «мор»

У: - Да. Верно. И какой же будет второй шаг нашей памятки?

2) Выделяю корень.

У: - Правильно, ребята. Выделяем общую часть у слов.

Ну что мы закончили с памяткой или еще нет? Нужно ли нам еще что-то делать со словами?

Д: - нужно!! Нужно узнать, имеют ли слова общее значение.

У: - Правильно! Смотрим на слова. Имеют ли они общее значение. Как проверим?

Д: - слово морской - это значит связанный с морем. Моряк - тот кто ходит в море.

У: - Так, значит, есть у этих слов общее значение?

Д: - да

У: - И какой же третий шаг в памятке. Ребята?

3) Проверяю, имеют ли слова общее значение.

И теперь делаем вывод, слова ягода - ягодный родственные или нет?

Д:- Родственные.

А это будет 4 шагом нашей памятки.

4) Если у слов есть общая часть и они связаны по смыслу, то они являются родственными.

Ребята, а теперь, давайте еще раз прочитаем нашу памятку все вместе. (читают памятку)



  1. Физкультминутка

(мультимедийное приложение)



  1. Овладение способом формулируемого действия при выполнение упражнений.

У: - сейчас мы с вами потренируемся.

Открывайте учебники на странице 156 упражнение 293. Опираясь на памятку, выполните задание. Начинай …

(выполнение упражнения)

У: - а сейчас потренируемся в выделении общей части в словах.

Посмотрите на слайд (слайд 10)

Хлеб - хлебница. Лес - лесной. Дом - домик.

Перепишите слова, выделяя общую часть. Сверьтесь с слайдом (слайд 11).

У: - вернемся к учебнику и решим еще одно упражнение, опираясь на памятку. (стр. 157 упр.294)



  1. Рефлексивно - оценочный этап.

У: - понравился ли вам урок? Интересно ли было вам на уроке? Оцените как вы работали?

Что мы знали до урока? Что нового узнали? Что нам еще предстоит узнать?

Какие трудности вы испытали? Почему возникали эти трудности? Как исправить?



  1. Домашнее задание.

Упражнение 308 страница 52.



© 2010-2022