Урок окружающего мира по темеОбыкновенное чудо-соль

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема учебного занятия - «Обыкновенное чудо - соль»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме "Соль-полезное ископаемое".

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

  • Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок-исследование.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся со свойствами соли, актуализировать и расширить знания учащихся о значении соли в жизни человека и умеренном употреблении соли.

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.

Пусть зима морозом в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2. Прошу сесть на свои места

Руки?
Ноги?
Локти?
Спина?

На месте!
На месте!
У края!
Прямая!

2.

Актуализация знаний.

Цель:

А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Разбить слова на три группы. Как назвать одним словом?

гранит, мрамор, каменный уголь, торф, известняк, железная руда, алмаз, яшма, гнейс,

Организует проверку домашнего задания с помощью упражнения на классификацию, проводит параллель с ранее изученным материалом.

учащиеся разбивают на три группы горные породы: магматические, осадочные, метаморфические

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- Давайте проверим наши знания по этой теме.

Выводит вопросы с помощью проектора на экран.

Поднимают пальчик вверх, у кого правильно

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

. В руках у меня сундучок. Что может лежать в нем?

Подсказка

Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Кладовые есть и у природы- не менее ценные, чем золото и алмазы. Это полезное ископаемое можно даже есть.

Хочу задавать вам вопрос.

. Почему без золота прожить можно, а без соли- нельзя?».

что из воды родится, а воды боится;

что можно обнаружить и в капле росы, и в толще земли, и в облаках;

то, без чего не создашь целительных лекарств;

что за столом мы меряем щепотками.

Отгадывают загадку.

- (соль)

Дети высказывают мысли.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

- Сформулируйте тему урока. «Обыкновенное чудо-соль»

- Сформулируйте учебную задачу.

- Что же такое соль?

Многим кажется, что они хорошо знают соль. Ведь все ежедневно с ней встречаются.

Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.

Заполнить таблицу. Что знаете о соли и что хотите узнать.

Так что же такое соль?

- Откуда она берётся?

- Как её добывают?

- Кому она необходима?

- На эти вопросы нам даст ответ учебный фильм, который мы сейчас посмотрим.

- Что такое соль? (Белое кристаллическое вещество с характерным острым вкусом).

- Посмотрим, с точки зрения химии, из чего состоит соль.

Соль - это соединение двух элементов: Na и Cl.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Дети формулируют задачи урока

После просмотра фильма, дети отвечают на вопросы.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

Но прежде, чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.

Напоминает обучающимся, как надо работать в группе

Вспоминают правила работы в группе.

4.

Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств соли.

1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты -

Опыт 1..Состав
Опыт 2. Цвет.
Опыт 3. Запах.
Опыт 4. Вкус
Опыт 5. Растворитель.

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

- О каких свойствах соли вы узнали.

Случалось ли вам слышать слово "минерал"?
- Назовите ассоциации к этому слову (блестящее, яркое, цветное, драгоценное, слюда, кварц).
- Есть минерал, без которого жизни просто быть не может. У этого минерала тайн побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру он может на глазах исчезнуть в воде и появиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает бесцветным. Это - соль

- Ответы детей.

Капитаны от каждой группы по очереди выходят к доске, вывешивают листы с выводом и поясняют.

- заполняют соответствующую графу в листе самооценки

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организация исследовательской работы.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для проверки гипотез.

1 группа-прочитайте текст

Дорого ли стоит соль?

2 группа- Может ли организм жить без соли?

3 группа-Как сохранить еду с помощью соли?

4группа-Без соли не вкусно?

учащиеся работают с текстами, делают выводы.

группы проверяют гипотезы и доказывают с помощью текстов

Почему без соли нельзя прожить?

1.Соль-признак достатка в старину.

2.Соль сохраняет продукты

3.соль-усилитель вкуса.

4соль-необходима организму.

практическая работа

Цель:

.

Чудесные опыты с солью

1Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности соли

2.Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край.

3. «Освежитель воздуха»

Чтобы самому сделать освежитель воздуха с ароматом роз, возьмите небольшой стеклянный пузырек и положите в него лепестки роз, пересыпав их слоем соли, и закройте колпачок. Теперь, чтобы ощутить аромат роз, достаточно открыть колпачок и слегка покачать пузырек.

Вывод: значит соль не дает лепесткам роз завянуть и потерять аромат.

4 опыт -выращивание кристаллов соли

.

представители 4 групп делают опыты и делают выводы

5.

Цель:

Зафиксировать способ определения количества потребления поваренной соли для человека

Мы знаем, что избыток соли может привести к серьезным заболеваниям. Как определить количества потребления поваренной соли для человека вы узнаете из карточки

2. Посчитайте, потребление поваренной соли в семье из 5 человек.

Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей

В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья.
Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 65 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:
1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)

1000 г : 5 (членов семьи) : 65 дня = 3,1г (соли из пачки)

Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!

Организует самостоятельную работу, сделать вывод.

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках, формулируют вывод

Договариваются между собой, осуществляют проверку, выступает делегат от группы.

. Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

6.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу.

1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам

2. "Кристаллы соли"

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - выберите кристалл оранжевого цвета

. 2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - голубого цвета

3. Тема не заинтересовала и не пригодится в жизни-зеленый цвет.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Домашнее задание:

Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание - Найти традиции русского народа, связанные с солью.

2. Задание - записать пословицы и поговорки о соли.

3.Задание - рассчитать потребление соли в своей семье

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Даёт комментарий к домашнему заданию

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

- учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

Урок окончен

Убирают свои рабочие места.














© 2010-2022