Знакомство с буквой Н

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему: Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н'].


Тип урока : Урок формирования новых знаний.
Вид урока : Урок - путешествие.
Цель урока: знакомство учащихся с буквой Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н'].
Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н'] и обозначении их буквой «н».
2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова и предложения с буквой «н».
3) Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал - носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; слайдовая презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые источники: menobr.ru/ (веб-сайт «Менеджер образования) , pedsovet.su/ (веб-сайт «Педсовет»).

Ход урока.


Этап урока

Содержание

Время

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Вот прозвенел звонок, мы начинаем наш урок! Садитесь. Приготовьте все, что нам необходимо к уроку. Кто приготовился, дайте мне знак. (покажите «класс») СЛАЙД

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом!

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за поиском одного из жителей зоопарка, будем выполнять задания и познакомимся с вами с новой буквой и новыми звуками.

3 мин.

Основная часть

Выделение звуков [н], [н'].
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постараетесь ее отгадать.
Загадка. (СЛАЙД)

Кто один имеет рог ?
Отгадайте ?................... ( Носорог )

- Мы с вами будем разыскивать носорога.
- Какой звук вы слышите в начале слова «носорог»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?


Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки».


- А вот и первое задание, вам даны 2 слова, а вы должны составить их звуковые схемы. СЛАЙД

Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). СЛАЙД

Фразеологизмы со словом «нос».
- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении.

Например:
Зарубить на носу - запомнить

Давайте подумаем над следующими высказываниями, что они обозначают?

Вешать нос - унывать
Задирать нос - зазнаваться
Водить за нос - обманывать
Говорить под нос - тихо говорить
Увести из-под носа - украсть с видного места
С гулькин нос - очень мало
Высунуть нос - показаться
Нос не дорос - мал ещё
Совать под нос - донимать
Утереть нос - доказать
Соваться со своим носом - вмешиваться
Уткнуть нос - делать вникая
Тыкать носом - уличать
Комар носа не подточит - очень точно

Упражнение в определении на слух звуков [н], [н'].
- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обитает - отгадайте. (СЛАЙД)
Загадка.

Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,
А зовут её - ….. ( Лягушка ).
- Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду называть слова со звуками [н], [н'], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.
а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
- Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова - «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н']? (Она питается комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).
б) - Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н']. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль и т.д.).
- Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в зоопарк.

Ознакомление с буквами «Н,н». СЛАЙД
- Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н'] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).
- На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).
- Что у них общего и в чём различие? СЛАЙД

Чтение слогов с буквой «н». СЛАЙД
- Прочитайте слоги с буквой «н».
Доска: НА - НЯ - Назовите те слоги, в которых слышится
НО - НЁ твёрдый согласный звук [н]?
НУ - НЮ - Назовите те слоги, в которых слышится
НЫ - НИ мягкий согласный звук [н']?
НЭ - НЕ
Чтение слогов «по цепочке»

Физминутка
- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл - ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Чтение текста СЛАЙД

- А вот и зоопарк. А в нем мы видим охранника, но прежде чем нас пропустить. … Кто сможет прочитать?

Практическая работа

30 мин.

Заключительная часть

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- Какова же всё-таки была тема урока?
- Что вы узнали нового?
- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

Самооценка работы учащихся.
- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
- Кто был самым активным?
- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
- Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке.

- Теперь нарисуйте на доску красную звездочку, кому понравился урок. Кому не понравился -синюю. А кому урок показался обычным нарисуйте желтую звездочку.

7 мин.



© 2010-2022