Рабочая программа кружка Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рассмотрено ______

__________________

протокол №_______

от «___»_______2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Занимательная математика» 2 класс

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Донская Ольга Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Нижнебаскунчакская средняя общеобразовательная школа МО «Ахтубинский район» имени К.К.Искалиева»


п. Нижний Баскунчак

2015 г

Программа курса «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного образования - оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано: помогать ребенку, устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.

Цель программы курса «Занимательная математика» - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, развитие математического образа мышления

Задачи:

  • повышение эрудиции и расширение кругозора;

  • формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

  • развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

  • формирование умения правильно применять математическую терминологию, использовать математическую символику;

  • развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Учитываю особенность периода 7 - 8 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка. Его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В семи - восьмилетнем возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Форма организации деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность;

- работа над проектами;

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);- игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.

Согласно учебному плану на проведение занятий кружка «Занимательная математика» выделяется 144 часа, (4 часа в неделю, 36 учебных недель, используется, в том числе, и каникулярное время, кружок проводится от учреждения дополнительного образования «Станция юных техников», )

Предполагаемые результаты:

  • Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Содержание программы.

2 класс (1 -ый год обучения)

  1. Математика - царица наук. Что дала математика людям? Зачем её изучать? Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире. (4 ч)

  2. Как люди научились считать. (1 ч)

  3. Интересные приемы устного счёта. (3 ч)

  4. Решение занимательных задач в стихах. (4 ч)

  5. Учимся отгадывать ребусы. Решение ребусов и логических задач. (4 ч)

  6. Свойства интересные и удивительные (приёмы устных вычислений). (2 ч)

  7. Загадки - смекалки. (2 ч)

  8. Обратные задачи. (2 ч)

  9. Задачи с изменением вопроса. (2 ч)

  10. Проектная деятельность «Газета любознательных» (4 ч)

  11. Решение нестандартных задач. (2 ч)

  12. Решение олимпиадных задач. (2 ч)

  13. Математическая Неделя. Школьная олимпиада. (4 ч)

  14. Игра «Работа над ошибками» (1 ч)

  15. Знакомьтесь: Архимед! (1 ч)

  16. Математический КВН (1 ч)

  17. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч)

  18. Геометрические упражнения. История линейки. Занимательная геометрия. Геометрические фигуры. (6 ч)

  19. Выполнение чертежей на нелинованной бумаге (4 ч)

  20. Игра «Удивительный квадрат» (2 ч)

  21. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» (2 ч)

  22. Проектная деятельность «Великие математики» (2 ч)

  23. Симметрия фигур (2 ч)

  24. Преобразование фигур на плоскости(2 ч)

  25. Вычисление периметра фигур (4 ч)

  26. Вычисление площади фигур (4 ч)

  27. Решение задач, связанных с квадратом. (2 ч)

  28. Учимся разрешать задачи на противоречия. (2 ч)

  29. Открытие нуля (2 ч)

  30. Компьютерные математические игры. Знакомство с сайтом uchi.ru (2 ч)

  31. Решение задач международной игры «Кенгуру». (6 ч)

  32. Блиц - турнир по решению задач. (4 ч)

  33. «Математический бой». (2 ч)

  34. Решение задач, связанных с изучением мер времени. (4 ч)

  35. Головоломки. Танграм. Искусство складывания фигурок из бумаги. (4 ч)

  36. Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции. (4 ч)

  37. Математические сказки (2 ч)

  38. Числовые головоломки. Числа - палиндромы. (4 ч)

  39. Математические горки, рисование по клеткам. Графические диктанты. (6 ч)
  40. Делу - время, потехе - час. Решение задач, связанных с изучением мер времени. (6 ч)
  41. Задачи с многовариантными решениями (2 ч)

  42. Задачи с выбором ответа (4 ч)

  43. Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» (2 ч)

  44. Комбинаторные задачи (6 ч)

  45. Магические квадраты (4 ч)

  46. Проверь себя. Решение задач разных типов и уровней сложностей (5 ч)

  47. Круглый стол «Подведем итоги»























Календарно - тематическое планирование

занятий кружка «Занимательная математика»

№ занятия п/п

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

лекция

П/ р

С/ р

1 - 4

Вводное занятие «Математика - царица наук».

4

1





Что дала математика людям? Зачем её изучать?


1



Математика вокруг нас.


1



Занимательная математика в доме и квартире.



1

5

Как люди научились считать.

1


1


Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

6 - 8

Интересные приемы устного счёта.

3


3


Устный счёт

9 - 12

Решение занимательных задач в стихах.

4


3

1

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

13 - 16

Учимся отгадывать ребусы. Решение ребусов и логических задач.

4


3

1

Составление математических ребусов

17, 18

Свойства интересные и удивительные (приёмы устных вычислений).

2


1

1

19, 20

Загадки- смекалки.

2


1

1

21, 22

Обратные задачи.

2


1

1

Работа в группах «Найди пару»

23, 24

Задачи с изменением вопроса.

2


1

1

Инсценирование задач

25 - 28

«Газета любознательных».

4

1

2

1

Проектная деятельность

29, 30

Решение нестандартных задач.

2


1

1

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

31, 32

Решение олимпиадных задач.

2


1

1

Решение заданий повышенной трудности

33, 34

Решение задач международной игры «Кенгуру».

2


1

1

Решение заданий повышенной трудности

35 - 38

Математическая Неделя. Школьная олимпиада.

4

1

2

1

Решение заданий повышенной трудности

39

Игра «Работа над ошибками».

1


1


Работа над ошибками в олимпиадных заданиях

40

Знакомьтесь: Архимед!

1

1



Работа с энциклопедиями и справочной литературой

41

Математический КВН.

1


1


Работа в группах

42

Знакомьтесь: Пифагор!

1

1



Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

43 - 48

Геометрические упражнения. История линейки.

Занимательная геометрия.

Геометрические фигуры.

6


4

2

Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

49 - 52

Выполнение чертежей на нелинованной бумаге.

4


2

2

Практическая работа, выставка «Я - чертёжник!»

53, 54

Игра «Удивительный квадрат».

2


1

1

Работа в группе, решение задач с квадратами

55, 56

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».

2


1

1

Повторение единиц измерения длины, массы

57, 58

Проектная деятельность «Великие математики».

2

1


1

Работа со словарями, энциклопедиями, мини- сообщения о великих математиках

59 - 62

Симметрия фигур.

4


2

2

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

63, 64

Преобразование фигур на плоскости.

2


1

1

Вычерчивание геометрических фигур, конструирование фигур на плоскости из различного материала

65 - 68

Вычисление периметра фигур.

4


3

1

Решение задач на нахождение периметра прямоугольника

69 - 72

Вычисление площади фигур.

4


3

1

Решение задач на нахождение площади прямоугольника

73, 74

Решение задач, связанных с квадратом.

2


2


Решение нестандартных математических заданий

75, 76

Учимся разрешать задачи на противоречия.

2


2


Решение игровых заданий

77, 78

Открытие нуля.

2


1

1

Исследовательская работа «Почему на нуль делить нельзя?»

79, 80

Компьютерные математические игры. Знакомство с сайтом uchi.ru

2


1

1

Сообщения о домашних компьютерных математических играх

81 - 84

Решение задач международной игры «Кенгуру».

4


2

2

Решение нестандартных математических заданий

85 - 88

Блиц - турнир по решению задач.

4


3

1

Решение задач, преобразование задач, решение заданий повышенной трудности

89, 90

«Математический бой».

2



2

Решение заданий повышенной трудности

91 - 94

Решение задач, связанных с изучением мер времени.

4


2

2

Решение нестандартных математических заданий

95 - 98

Головоломки. Танграм. Искусство складывания фигурок из бумаги.

4


2

2

Складывание фигурок из бумаги.

99,

100,

101,

102

Тренировка внимания.

Тренировка памяти.

Поиск закономерностей.

Развитие быстроты реакции.

4


4


103, 104

Математические сказки

2


1

1

105 - 108

Числовые головоломки. Числа - палиндромы.

4


4


Знакомство с числами - палиндромами.

109 - 114

Математические горки, рисование по клеткам. Графические диктанты.

6


4

2

Закрепление пространственных представлений у детей

115 -120

Делу - время, потехе - час. Решение задач, связанных с изучением мер времени.

6


3

3

Закрепление временных представлений у детей, решение задач на вычисление времени

121,122 Задачи с многовариантными решениями.

2


1

1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

123 - 126

Задачи с выбором ответа.

4


3

1

Решение нестандартных математических заданий

127, 128

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

2


1

1

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

129 - 134

Комбинаторные задачи.

6


5

1

Решение комбинаторных заданий

135 - 138

Магические квадраты.

4


3

1

139 - 143

Проверь себя. Решение задач разных типов и уровней сложностей.

5


1

4

Решение задач разных типов и уровней сложностей

144 Круглый стол «Подведем итоги».

1




Систематизация знаний по изученным разделам



Методические рекомендации.

Программа курса «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель - всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 100, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх.

Методы и приемы:- практические (игровые);- экспериментирование;- моделирование;- воссоздание;- преобразование;- конструирование;

Дидактические средства:

Наглядный материал ( математические игры, дидактический, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Все это опирается на развивающую среду, которая может строиться следующим образом:

1. Математические игры и развлечения:

графические диктанты;

игры-головоломки;

задачи-шутки;

ребусы, кроссворды, сканворды.

2. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

3. Дидактические игры - специально разработанные для обучения детей.

Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во взаимоотношениях педагога с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.

1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

В ходе изучения курса «Занимательная математика» у школьников развиваются интеллектуальные способности:

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении;

  • самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • увеличивается объем памяти и внимания;

  • развивается речь, формируется умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Дети получают возможность успешно учиться в любой школе, по любой программе.


© 2010-2022