- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Урок русского языка Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кутбаева Л.А. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Мягкий знак после шипящих
на конце имён существительных женского рода
3 класс
Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
- действие по намеченному плану;
- выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;
- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
- участтие в совместной деятельности;
- постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;
- высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание воз-можности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Предметные результаты
- приобретение опыта изучающего и поискового чтения;
- выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
- определение морфологических признаков слова;
- сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, по возможности документ-камера.
Дидактические материалы: карточки со схемами для каждой пары учеников, звездочки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания( упр.430)
- Постановка проблемы.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в парах и определить, на какие группы можно разделить эти имена существительные. Подумайте, обсудите и запишите их группами. Ученики самостоятельно работают в парах. (Слайд ) У. По каким признакам распределили слова? Д.- в один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком. У. Зачитайте слова первого столбика. (Дети зачитывают слова) (Слайд) У. Зачитайте слова второго столбика. (Дети зачитывают слова) (Слайд) У. О чем задумались во время работы? Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». (Слайд) У. На какой звук оканчивается слово? Д. Мягкий, шипящий. У. Давайте закроет мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? Д. Слово произносится так же, как и с мягким знаком. У. Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? Д. Нет. Д. Я понял, мягкий знак выполняет какую-то новую работу. Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое. Определение темы урока: «Мягкий знак в именах существительных после шипящих».
- Возникновение проблемной ситуации.
- Открытие детьми нового знания.
- Спиши слово.
- Определи часть речи.
- Определи род имен существительных.
- Определи число имени существительного.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
У. Какой можно сделать вывод?
Д. Он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего - ж. р., нет мягкого знака - м. р. Д. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч Как это показать схемой? (Работа парами: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ)
Имя существительное
Женский род, единственное число
Шипящий
ь
У. Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник? Чтение правила на странице 41. У. Правы ли были мы с вами? Д. Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.
- Физкультминутка.
- Закрепление полученных знаний.
- Обобщение знаний по теме.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
2.Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - розовую звёздочку.
3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно - голубую звёздочку.