Урок русского языка. Суффикс и его роль в слове

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык (3класс, программа «Школа 2100») Тема: Суффикс и его роль в слове Цель: дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; - развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых суффиксами в общее значение слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.


  1. Проверка домашнего задания.
- Сколько разных слов вам было предложено в задании № 8, тема 5 в рабочей тетради? (2.) - В каких словах одинаковые основы? Чем они отличаются? (Окончаниями.) - Как называются такие слова? (Это формы слова.) - А что такое слово диванчик по отношению к слову диван? (Однокоренное слово.) - Чем оно отличается от остальных? (В нём есть суффикс.) - Назовите слова с нулевым окончанием (по заданиям № 9, 10). -Как вы обнаружили нулевое окончание? (Изменили слова так, чтобы оно появилось.) -Назовите слова с суффиксом и приставкой (задание № 9). (Пригорок, безлунный.) - Сколько слов с одинаковой основой выписали в задании № 10? (3.) Назовите их.

Деятельность учеников: - Выделять в слове все части, действовать по алгоритму.

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

1. В наш город приехал гость. Приехал он к нам, чтобы посмотреть наш город и найти новых друзей. Дорога была долгая и по дороге он растерял некоторые буквы в своём имени. От его имени остались только вот эти 2 буквы, первая и последняя. С . . . . . С. Запишем их красиво в тетради.

2. Чистописание.

Сс

В просветы веток, как в оконце, глядело, улыбалось солнце.

(И.Бередгоф)

- Списать, орфограммы обозначить графически.

- 1 ученик у доски выделяет орфограммы, +

Фронтально Блиц - опрос. +

3. О себе наш гость сообщил следующее: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три». - Правильно, это суффикс. Запишите тему урока. Суффикс и его роль в слове. - На какие вопросы мы хотим узнать ответ? - Что такое суффикс? - Как найти суффикс? - Какие бывают суффиксы? - Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙII. Развитие умений - применение знания.





Физминутка

1.Вспоминаем то, что знаем.

- Для нашего гостя мы проведём небольшую экскурсию по нашему городу. Осматривая наш город, мы с вами будем находить друзей суффиксу.

2.Закрепление знаний о роли суффиксов в словах

- Начнём экскурсию с леса,

- Прочитайте, какие слова мы здесь встречаем? У вас на парте лежат листочки со словами. Прочитайте слова. (работаем в паре)

ЛЕС ЛЕСОК ЛЕСНИК

- Что вы можете сказать о данных словах? (слова однокоренные).

- А о значениях данных слов? (значения у всех слов разные)

- Объясните, что означает каждое слово?

- Если у слов значения разные, то какие будут основы? (разные)

- Давайте выделим основу и проверим.

- Для того чтобы найти основу, что нужно сначала сделать? (чтобы найти основу вначале нужно найти окончание)

- Выделите окончание. Проговорите алгоритм. (проговаривают алгоритм и находят окончание

- Как теперь выделим основу? (слова без окончания - и есть основа)

- Что вы можете сказать об основах? (они разные)

- Посмотрите, все слова однокоренные и произошли от одного корня, а основы и значение у них разные. Почему так произошло? (из-за суффикса)

- Нужен ли вообще в словах суффикс, для чего нужен?

- Какой вывод о роли суффикса можем сделать? (служит для образования новых слов)

- Из трёх слов, какое слово является главным, то от которого произошли остальные слова? (лес)

- Какие слова образовались от него? (слова ЛЕСОК, ЛЕСНИК)

- При помощи чего они образовались? (при помощи суффиксов НИК, ОК)

- Какое значение придаёт суффикс ОК? (уменьшает слова).

- Итак, вот мы уже нашли с вами первые два суффикса. (на доску записываются)

-На лесной полянке немного отдохнём.

«Попрыгать-поиграть.» Ю. Мориц (Показывают движения).

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же-
Попрыгать-поиграть!

3.Составление алгоритма.

- Смотрите, в лесу протекает речка. Какая река протекает в нашем городе? Чем она интересна? (река Урал протекает вдоль границы Европы и Азии)

На доске записаны слова. РЕКА РЕЧЕНЬКА (1ряд) , РЕЧУШКА (2ряд), РЕЧНАЯ (3 ряд)

- Выделите в слове суффикс.Какой суффикс нашли?

- Почему у нас получились разные ответы? (мы не умеем выделять суффикс)

- Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)

- Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм 3Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя. - В словах река, речушка, реченька, речная одинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением. Сначала дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река, выделяют основы слов и те части, которыми различаются основы, - суффиксы. Затем обозначают корень, отмечают в нём чередование согласных к//ч. Вывод: суффиксы служат для образования новых слов. Ушк, еньк, н. 4 Упр. 194. - прочитать выразительно -Обратите внимание на выделенные слова. Что их объединяет? - Какое значение вносит в слова суффикс -ик,-ек,-к ( Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.) -Наидите слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях и приставках: - У доски работают 2 человека 1)Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный 2)Появился, помою, прижму, поцелую, пожму. -Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке. - прочитайте слова в рамке Устное составление предложений с этими словами. -Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка. - какие это слова? Какое значение привнёс суффикс? 5. 3 человека зайдут в передвижной зоопарк, а мы поиграем. (Работа по карточкам) «Где есть суффикс?» - На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня. городок кулак резина горшок судак штанина - Что общего в словах каждой пары? (Имеют одинаковые окончания и концовки основ.) - Что нужно сделать, чтобы найти слова с суффиксами? (Подобрать однокоренные, через которые можно их объяснить, выделить часть, которая добавилась к слову, - это и будет суффикс.) Алгоритм доказательства: Слово городок можно объяснить через однокоренное слово - город. Городок - маленький город. Определяем часть, которая добавилась, - суффикс -ок и корень город-. Слово горшок нельзя объяснить через однокоренное слово: горш, гор - таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок - часть корня горшок. - Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу.

4. Несколько суффиксов попали с ветром в наш учебник . Давайте откроем учебники и найдём их.

Упр. 195

- Прочитайте задание. Как назовёт книгу великан? (книжечка).

- Запишите это слово. Какой здесь будет суффикс? Как нашли?

- Как книгу назовёт гномик? (книжища). Запишите слово. Выделите суффикс. Запись и разбор слов: - 1 ученик у доски. СамоанализУрок русского языка.Суффикс и его роль в слове.

- Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. Итог урока.

1.- Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли. Перечислим их.

- Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК).

- Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

- Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ)

- Суффикс, который всё уменьшает? (ОЧК)

- Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

- Вы не забыли, что нужно делать, чтобы найти суффиксы? Расскажите. - Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? (Это части слова, суффикс служит для образования новых слов, а окончание - для образования форм слов и связи слов в предложении.) - Как связаны между собой понятия: основа слова, суффикс, окончание? (Суффикс входит в основу слова, а окончание не входит.) - Какие суффиксы запомнили? Какое новое значение они привносят?

2. Тест с самооценкой 3. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать выводы.

V. Домашнее задание.


Упр. 6, с. 164.



© 2010-2022