- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие по окружающему миру
Внеклассное занятие по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савина В.П. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ гимназия №49 города Тюмени
Учитель начальных классов: Савина Валентина Павловна
Экологический калейдоскоп.
Цель:
: воспитание экологической грамотности, культуры поведения в природе, чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Ход урока.
-
Звучит песня «Доброе утро» (исполняет Зимина Анна)
Ведущий:
- Доброе утро дорогие ребята и уважаемые взрослые! Примите от меня самые искренние слова поздравления с праздником - Днём Знаний.
- Сегодня вы, дорогие ребята, уже третьеклассники и у вас наступил третий учебный год.
- Предлагаю Вам определить тему урока, для этого прошу вас расшифровать слово.
АХАНОР (ОХРАНА)
- Как Вы понимаете это слово? Что можно охранять?
- Какое слово подберёте к данному слову из предложенных?
( ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК СРЕДА ЧЕТВЕРГ ПЯТНИЦА СУББОТА ВОСКРЕСЕНЬЕ)
- Что такое среда? ( Все, что нас окружает.)
«Экология - наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище
«Логос» - учение.
- Сегодня мы поговорим об охране окружающей среды, поможет в этом познавательная игра «Экологический калейдоскоп» и вы предстанете в роли экологов.
Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей - они глобальны.
И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
Экологический калейдоскоп - это игры, конкурсы, сюрпризы, интересные вопросы, достойные ответы. Ваша эрудиция и находчивость сегодня просто необходимы.
Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
- О каком храме идёт речь?
Экологическая справка. Справка об экологической роли леса: Лес - зелёные лёгкие нашей планеты. Фитонциды - вещества, образуемые растениями, очищают воздух.
- Какие проблемы волнуют жителей леса?
(Работа в группах)
1. Лесные пожары.
- Почему горит лес? (Назовите причины пожара)
- Кому угрожает пожар?
Экологическая ситуация №1.
Туристы в лесу развели костёр, чтобы приготовить обед. Искра от костра попала на траву, и она загорелась. Что им нужно сделать? Выбери подходящий ответ.
-
Огонь можно не тушить. Сам потухнет.
-
Забить пламя зелёными ветками.
-
Отправиться на поиски реки, чтобы потушить пожар водой.
Экологическая справка.
Низовой пожар тушат разными способами: забивают ветками деревьев, заливают водой, засыпают землёй, используют огнетушители и пожарные машины.
Экологические ситуация №2.
Представь, что ты пожарный. Тебе звонит лесник: «Помогите! Загорелся лес! Полыхают кроны деревьев!»
Как ты поступишь?
-
Объяснишь леснику, что такой пожар потушить невозможно. Пусть ищет новую работу.
-
Немедленно вылетишь в лес на пожарном вертолёте.
-
Вызовешь добровольцев, раздашь им огнетушители. Выедешь в лес на пожарной машине.
Экологическая справка.
Верховой пожар тушат сверху с помощью самолётов и специальной техники.
- Сделайте вывод.
- От чего нужно беречь лес?
БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА!
- Следующая проблема, волнующая жителей леса. Почва.
Экологическая ситуация №3.
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик. - Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее. - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала. - Оцените поступок ребят. Сделайте вывод.Экологическая справка. - Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет! Почва - верхний плодородный слой земли, только он подходит для роста растений. Вывод:
Берегите почву!
Путешественнику на заметку.
Столицей Шотландии является город Эдинбург. Шотландия славится своими горными пейзажами, озерами, ручьями и удивительно красивой береговой линией.
1.Увидеть символ Шотландии - килт, мужская одежда, которая шьется из специальной ткани.
2.В Шотландии находится знаменитое Лох-Несс.
3.Здесь в Шотландии растет старейшее дерево в Европе - витой тис, которому 3000 лет.
4.Известное шотландское блюдо хаггис обычно готовят из сердца, печени, легких овцы. Традиционно все это запекают в желудке животного. Неизвестно, где родился этот рецепт, но похожее блюдо упоминается в Греции 2500 лет назад
5.В Шотландии можно купить несколько уютных клетчатых пледов, которые так часто согревают в непогоду. Клетка - признак традиционных шотландских одеяний, а также неизменного качества этих вещей.
Девиз Шотландии -в переводе с латинского означает, «Никто не тронет меня безнаказанно». Чертополох - это растительный символ Шотландии, англичане в шутку прозвали его «шотландской розой».
Официальное животное Шотландии - единорог.
Законы в Шотландии очень уникальны, в уголовных делах они допускают вынесение трех приговоров: «виновен», «невиновен» и «преступление не доказано»..
Музыкальный символ Шотландии - это волынка.
Школа готовит к сознательному выбору профессии и дальнейшей учебе в вузах. Обучение бесплатное и носит обязательный характер для детей от 5 до 16 лет. Продолжение образования - до 19 лет - по выбору. В Англии начальное образование завершается в 11 лет, а в Шотландии - в 12 лет.
Первые два года - подготовительные, затем ученики переводятся в младшие классы. Учитель обычно преподает все предметы (кроме музыки и специальных дисциплин). В классах от 20 до 40 учеников. Переход из класса в класс происходит по возрасту, а не по результатам. Основное внимание уделяется чтению, письму, арифметике и естествознанию. Религиозное воспитание является частью учебных программ,не желающие получать религиозное образование от занятий освобождаются.
Уроки сна с целью укрепления здоровья учащихся начались в школах Шотландии. Как выявили британские исследователи, если подростки не ложатся до 23:00, то зачастую проводят время у телеэкрана, за игровыми консолями или в Интернете.
«Вы никогда не направите ребенка в школу без определенного запаса еды, - говорит директор . - Подобное же правило должно относиться и ко сну».
Проведенные исследования свидетельствует о том, что плохой сон в детстве может обернуться во взрослой жизни целым букетом проблем со здоровьем, в том числе ожирением и заболеваниями сердца.
В настоящее время почти половина родителей, с которыми экспертам удалось побеседовать, не знают, что детям в возрасте до 5 лет необходим 12-часовой сон, а учащимся 6-12 лет - не менее 10 часов сна, констатируют представители Совета по сну. Большое внимание уделяется музыке, искусству и театру, обучению игре на музыкальных инструментах. Занятия спортом проводятся не менее 3-х раз в неделю. Представлен широкий выбор видов спорта: крикет, регби, травяной хоккей и даже горные лыжи. Для учеников возможны вегетарианская, иудейская, мусульманская диеты.
Экологическая ситуация №4. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего - либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой? - услышал он, - Брось её в воду и дело с концом. Правильно ли поступил Вадим? Обоснуй свой ответ.
Экологическая справка. - Знаете ли вы, что бумага, брошенная Вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - 1000 лет. Выброшенная еда быстро плесневеет, становится мягкой, липкой, превращается в перегной и через 2 недели от неё останется пустое место, а вскоре вырастет свежая трава. Пластмассовый мусор не поглощается природой. Если Вы закопаете пластиковую бутылку и откопаете её через 50 лет, то убедитесь в том, что она всё ещё цела. Вывод: Очистим Землю от мусора!
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даёшься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится!
Птицы - это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
Экологическая ситуация №5. Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал. - Оцените поступок Пети, обоснуйте ответ.
Вывод: Не разоряй птичьи гнёзда!
Экологическая справка.
Почему птицы так называются?
1. Снегирь /появляется вместе со снегом
2. Синица /основной цвет в оперении сине - голубой/ 3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/ 4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/ 5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки - мухи/ 6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/ Справка об экологической роли птиц: Дятел - лесной доктор, за день съедает до 750 - 900 насекомых - короедов. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
Зака́зник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения...
Заповедник - это охраняемая природная территория, на которой под охраной государства находится весь природный комплекс.
Экологическая справка.
- А знаете ли Вы, что в Тюменском заказнике обитает 12 видов редких и 8 "краснокнижных" животных.
- Почему «краснокнижных»?
- На какой странице кроншнеп(кулик)? - На красной (редкий вид). (Исчезающие). Чёрная - уже нет, жёлтая - снижается численность, белая - всегда невелика численность, серая - мало изучены, зелёные - те. Которых удалось спасти.
Клип «Супер-физкульминутка».
Блиц - опрос(мини).
. Для жизни растений и животных необходимы:
- мясо, фрукты, сок
- рыба, овощи, кисель
- солнце, воздух, вода
- Из леса отправимся на водоём и столкнёмся с проблемой… загрязнения воды. Кто виноват? Вода - источник жизни! Очень важно, чтобы она была чистой! Как помочь воде? (Очищать!)
Экологическая справка.
-Знаете ли Вы, что во время влажной уборки расходуется 10 литров воды, когда мы чистим зубы - 1 литр, стирка белья в стиральной машине - 100 литров, за 1 час через незакрытый кран выливается 1 000 литров, самая малая утечка воды в сутки - 80 литров.
Экологическая задача. Саша ушёл гулять и забыл закрыть кран. Домой он вернулся через 2 часа. Сколько воды попало в канализацию и стало грязной?
- Вывод: БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
Путешественнику на заметку.
- Если вы цените спокойную благодать природы, а незыблемая красота водных пейзажей, хорошая рыбалка и погружение в жизнь коренных жителей вызывают у вас искренний интерес, туристическое агенство «Первоклассно отдохни» предлагает Вам отправиться на Лофотенские острова.
- Вы спросите: «Почему?»
-Отвечаю: «На это есть 5 причин!»
1. Уникальная нетронутая природа, дикая, красивая и драматичная.
2. Крупнейший в Европе музей Китов, где можно узнать абсолютно все о китах, научиться различать их виды и увидеть 16-метровый скелет кашалота, выброшенный на берег в 1996 году.
3. Именно здесь можно увидеть, как арктические тюлени греются на прибрежных скалах,
4.. Единственное место в Норвегии, откуда организуется ежедневное сафари - наблюдение за китами.
5.Каждый год сюда приезжают любители и профессионалы со всего мира поймать самую большую треску! (Именно здесь ежегодно проводится чемпионат мира по ловле трески).
- Вы спросите: « А с кем останутся дети?»
- Отвечу: «Есть с кем остаться! Ситуация под контролем! Подтверждением тому сценка «Две бабушки».
Что находится в мыльном пузыре?
- мыло
- воздух
- вода
-Поговорим о воздухе.
- Почему воздух грязный? Кто виноват? (Много машин, высокие дома, много фабрик и заводов).
- Как решить проблему?
Озеленение городов.
- Зелень защищает от пыли, шума, увлажняет воздух. Чаще всего в городах сажают:
1. Вяз (пышная крона, она очищает от пыли воздух).
2. Тополь (убивает микробов, а в городах их много).
3. Клён (хорошо борется с выхлопными газами от машин).
Городские парки и сады - источник чистого воздуха и дом для городских птиц. Летом они спасают городских жителей от зноя, поэтому в жаркую погоду полезно гулять в садах и парках - дышать свежим воздухом.
Экологическая задача.
- Клён выделяет 2 кг кислорода в год, а вяз в 7 раз больше. Сколько кислорода выделяет вяз в год?
- . А сейчас мы предлагаю провести небольшой эрудицион по экологии Вы определите очередную проблему..
Задание первое.
У меня очень много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса./
Задание второе.
Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./
Задание третье.
Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./
Задание четвёртое.
Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./
Мусор.
Экологическая справка.
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты. На каждого из 6 млрд. жителей Земли приходится около 1 тонны мусора в год. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус (Высота Эльбруса составляет 5642 метра.)
Среди твердых бытовых отходов есть опасные, которые нельзя хранить вместе с другими, их необходимо уничтожать по специальной технологии. Батарейки и лекарства, термометры и перегоревшие лампы дневного света, остатки лака, клея, краски, дезодоранта - все это специальные отходы. Проблема утилизации мусора актуальна для всех стран. Во многих странах существует особая система сбора бытовых отходов. Обычно используют отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это экономит средства и энергию при их переработке. Отдельные виды мусора не уничтожаются, а перерабатываются в полезные вещи.
Экологическая справка.
Кстати, у нас в Тюмени есть завод по переработке промышленных и бытовых отходов (ООО Производственный комплекс «Нов-Экология») и руководит им Цветкова Ирина Владимировна (мама Цветковой Вали). В октябре она приглашает нас на экскурсию и мы увидим, как проблема утилизации решается в нашем городе.
Экологическая ситуация.
- Ты выбрасываешь мусор. Прежде чем выбросить, рассортируй его по мусорным бакам. Соедини стрелочкой предмет и бак.
Стекло Пластик Бумага Пищевые отходы
Подведение итогов.
- Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя чувствуем? Значит, всё в наших руках.
. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой - величайшее чудо, у нас она одна.
- Если вы согласны со мной, то говорите громко: Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок хватит ли едва!
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш - Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый шумный,
Что кружится голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш - Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода!
Мы вам скажем без сомненья:
Это класс наш - Да! Да! Да!
Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы - семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Это класс наш - Да! Да! Да!
- Вот такая наша школьная семья.
- Ей уже два года. И год от года она будет все крепче, все дружней!
Песню «Солнечный круг» исполняет Нестерова Вера.