Индивидуальный словарь младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.И.Ионова (г.Октябрьский)


Способы обогащения индивидуального словаря младшего школьника
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителя русского языка в школе - сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию, - передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам доступно обмениваться мыслями. Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определений понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятий новых слов. Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения - развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи» [10, с.97]. Обогащению словарного запаса, речевому развитию способствует организация учебной деятельности. Родной язык - это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и не понятных. Сама природа слова, его связать с окружающими миром требует вдумчиво и осмысленногоподхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать «чувство слова». Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления - это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъединить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи. Овладение языком - процесс творческий. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст дошкольный и школьный периоды.
В дошкольном, а порой и в школьном возрасте язык усваивается стихийно, в речевой деятельности. Стихийно усвоенная речь примитивная и не всегда правильная. Следовательно, перед школой стоит ряд задач. Задачи по развитию детей сформулированы М.Р.Львовым. Во-первых, в школе происходит усвоение литературной языковой формы. Во-вторых, в школе обучаются навыкам чтения и письма и вместе с ними - особенностями устной и письменной речи. И, наконец, третье направление работы школы по развитию речи - это совершенствование культуры речи. Учителям известно, что чем богаче активный запас словаря человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс»,- писал известный ученый-методист А.В.Текучев [7, с.25]. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, мною используются при объяснении нового материала (в примерах, иллюстрирующих то или иное грамматическое правило), в контрольных диктантах. При проверке домашнего задания по учебнику непременно спрашиваю детей, все ли слова, встречающиеся в тексте известны, понятны. Не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык» или в учебнике «Литературное чтение». Учу видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. Индивидуальный словарик есть у каждого ученика, только у одного он посолиднее (здесь слов больше), у другого - «тоньше». Откуда записывают ученики слова? Из любого текста, прочитанного ими. В 1 классе и первом полугодии 2 класса слова в словарики записываем в основном коллективно. За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю выборочно, поощряю просто добрым словом. Один раз в неделю обязательно 2-3 ученика работают с карточкой, на которой написаны слова с пропущенной гласной, взятые из индивидуального словарика. Положительную отметку выставляю в дневник и журнал. К окончанию начальной школы у отдельных обучающихся собирается несколько таких словариков. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слов с доски, таблицы, из индивидуального словарика (кто-то это слово раньше уже записал), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание вслух, письмо слова в тетрадях или в словарях, разбор слов этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данным словосочетание, предложение (устно или письменно).
Работы по учебнику связываю с изучением трудного слова. Сначала ученики работают под моим руководством, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения.
Как и многие другие учителя, широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельных взятых слов и словосочетаний. Диктую слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных, птиц, городов, магазинов, садов, библиотек, заводов и т.д. И таких групп насчитывается более 15. Учитель, работающий творчески, постоянно пополняет словами каждую группу, создаёт новые группы слов.
Крайне важно отделить работу над словом из словаря от работы над условием тех или иных не программных понятий. Обучающиеся уже знают, что данные слова нашли они сами в других источниках. Работа над непрограммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаюсь к второклассникам: «В упражнении вам встретилось слово каникулы. В словаре учебника это слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ними». Показываю карточку со словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная а. Обучающиеся хором и индивидуально произносят слово, записывают на доске и в тетрадях, рядом пишут родственное слово, устно составляют предложение. Потом я сообщаю обучающимся. Все знакомы со словом каникулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. В переводе слово каникулы означает собачки (по латыни канис - собака). Каникулой древние римляне именовали самую яркую звезду Сириус. Каникула - Сириус каждый год появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов, школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычные каникулы стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении. Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. При написании строчных букв использую такие слова, как ветер, герой, барабан, народ, отец и.т.д. Но есть одно непременное условие: слово мною вводится не оторвано от темы урока. Ребята пишут слова, взятые из учебников русского языка, литературы, математики, природоведения. Таким образом, при подготовке к урокам, обязательно ищу трудные слова. Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку провожу по словарю учебника, по индивидуальному словарику, ученики меняются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.
Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших свое место в методике.

Всем известно, что при изучении темы по русскому языку на страницах учебника встречаются слова в рамках с непроверяемым написанием. Оправдал себя такой подход. К примеру, пройдена в 3 классе тема «Местоимение». Новых слов здесь четыре: вместе, впереди, двенадцать, шестнадцать. В проверочную работу по данной теме включаю задание с этими словами. Вот некоторые из них:
1. Составь предложение со словами (идут слова одно, два).
2. Вспомни и запиши слова с непроверяемым написанием, которые ты изучил по теме «Местоимение», составь с ними словосочетания.
В теме «Имя существительное» или «Имя прилагательное» предлагаю просклонять слова. Этим я приучаю ребят работать с трудным словом при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких слов. Делаю это при изучении каждой темы.
Еще расскажу об одной интересной работе, дающей также положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием, и являющейся важной для лингвистического развития обучающихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этологический анализ. Использование слова в речи требует понимания точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы дети легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным.
Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова. В 3 классе это слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Обучающиеся узнали, что слова с корнем «теле» пришли в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запомнили графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка «кон». Воспользовавшись этими сведениями, знакомлю обучающихся с написанием таких трудных слов, как конфета; команда, командир; коллекция, коллективный; комиссия, компот. Убеждаюсь, что третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой «де»: демонстрация, депутат, делегат. Кроме того, в работе над словами с непроверяемым написанием используют замену развёрнутого определения одним из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы обучающиеся получают задания типа: «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд». Или другое задание: «Ответить на вопросы, ответы записать. Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?».
Для обучающихся этимологический анализ - важное средство повышение грамотности. Это и понятно: при сознательном интересном усвоении, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа даёт человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словарике.
Гораздо больший интерес учащихся вызывает словарная работа, проводимая в связи с изложениями и сочинениями. Ставлю такие цели перед собой и детьми: сделать словарную работу основой для развития речи и повышения грамотности обучающихся, ввязать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной, привлекательной.


Литература: 1.Активизация словаря младших школьников // Начальная школа.-2003.-№4
2. Баранов М.Т. Научно методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка.-Док.дисс.М.,1985. 3.Даль.В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т.IV.:Русский язык, 1980. 4.Канакина В.П .Особенности лексики младших школьников./Начальная школа.-№6-1997. 5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах .М.:. Просвещение, 1987 7. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей/ Сост. А.В Текучев.-М.: Просвещение. 1982г

8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.: 1985

9..Речевые секреты/ Под ред. Т.А Ладыженской.-М., 1992

10.Речь и культура общения/ начальная школа,1990.№8

11. Обогащение словаря младших школьников// Начальная школа- 2002.-№6

12. Хрестоматия по методики русского языка. Методы обучение русскому языку в общеобразовательных учреждениях./Авт. Сост. М.Р. Львов. - М., 1996г.


© 2010-2022