Рабочая тетрадь по чтению (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

(к рабочей тетради по чтению (2 класс): учебник «Чтение», 2 класс (авт.-сост. В. В. Воронкова, И. Е. Пушкова): учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (классов) VIII вида)


ОГЛАВЛЕНИЕ

МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ 4

«ЗАЯЦ И ВОРОНА» 4

БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ 4

«ЩЕНКУ» КИСКЕ 4

«ПЕСЕНКА ДОЖДЯ» 5

«ДОЖДИК» 6

БУКВА «Я» 6

«БУКВА «Я» ШАГАЕТ ГОРДО» 6

«РЫБКА» 7

«ЯМА» 7

«ДРАЗНИЛКА» 7

БУКВА «Э» 8

«ЭТО» «ЭТАЖИ» 8

«ЭХО» 8

ПРО МАМУ 9

«МАМОЧКА» 9

«ЛУЧШЕ ВСЕХ» 9

«МИЛА И МЫЛА» 10

«ЛИСА И ТЕТЕРЕВ» (сказка) 10

«ПО ГРИБЫ» 11

ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИ ЗВУКИ 11

«СЛОНЫ» 11

«ЦАПЛЯ ОБЪЯСНЯЕТ» 11

«ТИШЕ, МЫШИ!» 12

«ШИШКИ У МИШКИ» 12

«ГРОЗА» 12

«ЗАЯЦ И БЕЛКА» 13

«ЁЖ» 13

«ЗАЙЧОНОК И ОСЕНЬ» (сказка) 14

ЗИМА 15

«ЖАЛКО ПТИЧЕК» 15

«НА ДВОРЕ» 15

«ВОРОБЬИШКИ» 15

ДОБРЫЕ СЛОВА 16

«ДОБРЫЕ СЛОВА» 16

«ДОБРОГО ПУТИ» 16

БУКВЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ 17

«ДВА ХВОСТИКА» 17

«ОДНА БУКВА» 18

«БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ» 18

МЯГКИЙ ЗНАК 19

«ОТЕЦ И МАТЬ» 19

«КРОШКА-ВОИН» (шутка) 20

СТИХОТВОРЕНИЯ И РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ 20

«КАК МАЛЫШУ МАМУ НАШЛИ» 20

«КОШКИН ЩЕНОК» 21

«ЗАЙЧИК» 22

«КОТ - МЕЧТАТЕЛЬ» 22

«ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ» (сказка) 23

«ТОШКИНЫ СНЫ» 24

«КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ» 25

«МЕДВЕЖАТА» 25

«ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ» (сказка) 26

«КОРАБЛИК» 26

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ 26

«ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ» 27

«СЕРЁЖА И ГВОЗДИ» 27

«НУЖНЫЙ ГВОЗДЬ» 28

«ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК» 28

«ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ» 29

«ПЕРВАЯ РЫБКА» 29





МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

к стр. 6

«ЗАЯЦ И ВОРОНА»

На дереве сидит Ворона и каркает.

Заяц сидит на пеньке и дразнит Ворону.

Ворона говорит:

- Кар …

- Тошка! - прибавляет Заяц.

- Кар …

- Ти - на ! - быстро кричит он.

- Кор …

- Зи - на! - хохочет Заяц.

- Кор …

- Ка! - дразнит он.


БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ

к стр. 7 КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

«ЩЕНКУ» КИСКЕ

Тихо, тихо во дворе, Киске песенку пою.

Спит щеночек в конуре, И подушку подаю.

Двор он храбро охранял: Дам и одеялко,

Целый день ворон гонял! Ничего не жалко!

Может громко лаять он, Сладко киске спится,

Бережёт наш двор Трезор. Молочко ей снится.

(В. Безбородов)

Волк, лисица и хорёк

Убегают наутёк!

(В. Безбородов)

МАЛЬЧИКУ Спи, Вася, время пришло. За окном темно. Светит луна. Звёзды мигают. Спи спокойно. Баю-баюшки-баю!

к стр. 8

«ПЕСЕНКА ДОЖДЯ»

Дождик, дождик,

Глянь, глянь!

Дождик, дождик,

Грянь, грянь!

Ждут тебя в саду цветы.

Дождик, дождик,

Где же ты?

Ждут поля,

И ждут берёзы,

Тополя,

Дубы и розы,

Незабудки

И быки,

Куры, утки,

Индюки.

И мы тоже

Дождик ждём,

Бегать будем

Под дождём!

(А. Введенский)


«ДОЖДИК»

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

(Е. Благинина)

БУКВА «Я»

к стр. 9 - 10

«БУКВА «Я» ШАГАЕТ ГОРДО»

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

- Вы не знаете кто я!

- Я не только буква.

- Я

Буква,

Слог

И слово.

(А. Шибаев)


«РЫБКА»

- Поймал! Поймал! - крикнул мальчик.

- Вот я какой!

Это была маленькая рыбка.

- Отпусти, - пропела рыбка. Отпусти, я маму ищу.

- Маму? - удивился мальчик. - А я думал, что ты просто …, а ты маму ищешь …

И отпустил рыбку в озеро.


«ЯМА»

- Яму копал? - Яма сыра?

- Копал. - Сыра.

- В яму упал? - Как голова?

- Упал. - Цела.

- В яме сидишь? - Значит, живой.

- Сижу. - Живой.

- Лестницу ждёшь? - Ну …, я пошёл домой.

- Жду.

(О. Григорьев)

«ДРАЗНИЛКА»

Наша утка крякалка,

А Серёжа якалка.

- Я сумею, я смогу!

Я быстрее пробегу!

- Отдохни немножко,

Якалка Серёжка!

(И. Демьянов)


БУКВА «Э»

к стр. 11 - 12

«ЭТО» «ЭТАЖИ»

Это дед. Этот дом одноэтажный.

Это бабка. Этот дом многоэтажный.

Это внучка. Сколько в доме этажей?

Это Жучка. Подсчитай-ка поскорей.

Это кошка.

Это мышка.

Это репка.


«ЭХО»

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

- Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

- С кем ты ходишь там? Постой!

Эхо мне в ответ: «Пус-той-ой!»

- Выйди! Я хоть погляжу

Отвечает: «Погожу!»

- Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»

- Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»

- И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: «А-ах!»

- От меня не убежишь!

Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»

(Е. Трутнева)


ПРО МАМУ

к стр. 12 - 13

«МАМОЧКА»

Кто пришёл ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора?»

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в чашечку налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

(У. Раджаб)


«ЛУЧШЕ ВСЕХ»

Одна маленькая девочка потерялась. Она бегала по улицам, искала маму. - А какая твоя мама? - спрашивали её прохожие. - Моя мама, та, что лучше всех!

«МИЛА И МЫЛА»

Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло. - Что ты плачешь, наша Мила? - Я выплакиваю мыло!

к стр. 13

«ЛИСА И ТЕТЕРЕВ» (сказка)

Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева и говорит ему: - Терентий, Терентий! Я в городе была. - Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была. - Терентий, Терентий! Я указ добыла. - Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла. - Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а всё бы гулять по зелёным лугам. - Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять так гулять. - Терентий, Терентий, кто едет? - спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай. - Мужик. - Кто за ним бежит? - Жеребёнок! - Какой у него хвост? - Крючком. - Ну, так прощай, Терентий! Мне недосуг.

к стр. 14

«ПО ГРИБЫ»

Коля и Аннушка пришли в лес собирать грибы. Коля нашёл большой гриб и показывает Аннушке: - Смотри, какой у меня большой гриб. А Аннушка отвечает: - И я нашла гриб, только у меня меньше. - Бери большой гриб, а мне дай маленький, - сказал Коля и дал Аннушке большой гриб. Аннушка улыбнулась и сказала: - Спасибо, Коля, ты хороший мальчик.

ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИ ЗВУКИ

к стр. 14 - 15

«СЛОНЫ»

Слоны умны

Слоны смирны,

Слоны спокойны

и сильны. (Е. Благинина)

«ЦАПЛЯ ОБЪЯСНЯЕТ»

Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву Ц: - Подойти, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып, цып, цып! Если выучишь урок, Подарю тебе цветок.

«ТИШЕ, МЫШИ!»

Тише мыши, - кот на крыше. Зашумите - он услышит!

«ШИШКИ У МИШКИ»

Бросил шапку кверху Мишка. - Падай в шапку с ёлки шишка! Шишка хлоп по голове. Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)


«ГРОЗА»

Была тишина, Тишина … Вдруг Грохотом Грома Сменилась она! И вот уже дождик Тихонько - Ты слышишь? - Закапал, Закапал, Закапал По крыше. Наверное, сейчас Барабанить Он станет … Уже барабанит! Уже барабанит! (А. Шабаев)

к стр. 15

«ЗАЯЦ И БЕЛКА»

- Ты слышал новость, Заяц?

- Я всё, Белка, слышу: вон уши-то у меня какие.

- Так что же ты своими ушами слышал?

- Я слыхал, что у тебя, Белка, Лиса съела!

- Ну, это что! А я вот слыхала, что ты Заяц, Лису съел!

- Вот это да! Что же мне теперь делать?

- Известно что: глазам верить, а не ушам!

(Н. Сладков)

«ЁЖ»

Телёнок увидел ежа и говорит:

- Я тебя съем! Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул: - Попробуй … Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит. Потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. - Ой-ой-ой! - заревел телёнок и побежал к корове-матери жаловаться: - Ёж меня за язык укусил. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и стала опять траву жевать. А ёж покатился в тёмную нору и сказал ежихе: - Я огромного зверя победил, должно быть льва! И пошла слава про храбрость ежову … - У нас ёж - богатырь, - шёпотом со страху говорили звери. (А. Толстой)

к стр. 16

«ЗАЙЧОНОК И ОСЕНЬ» (сказка)

1 Наступила ранняя осень. Зайчонок Ушастик, который живёт в лесу, посмотрел вверх и увидел, что идёт жёлто-красный дождь. - Глупенький, - сказала Зайчиха. - Это не дождь, это опадают листья. Наступила осень. Сентябрь, малыш … Прошёл месяц. Зайчонок прибежал на полянку, где летом кувыркался в густой зелёной травке. Но трава почему-то пожелтела. Вдруг вверху он услышал какой-то шум. Ушастик посмотрел на небо и увидел стаи улетающих птиц. - Почему это все птицы улетают из нашего леса? - воскликнул зайчонок. - Вот смешной! - рассмеялась его подружка белочка Рыжуля. - Это улетают только перелётные птицы. Им пора на юг. Ведь уже середин осени - октябрь.

2 Прошло ещё немного времени. Однажды зайчонок бежал по тропинке, и прыгнул в лужу. (Летом он часто прыгал по лужам.) Но вдруг поскользнулся и - шлёп, упал! - Ой! - закричал Ушастик, - какая твёрдая лужа. - Глупенький, это мороз заморозил воду, и лужи стали твёрдые и скользкие. Ведь уже поздняя осень - ноябрь, - сказад ёж Колючкин. Вдруг на длинные ушки зайчонка упало что-то мягкое и холодное. Он испуганно поднял свою мордочку. - Ой! Идёт белый дождь! - Это не дождь. Это - снег. Снег! Снег! Осень кончается! - прокричала ему с ветки Сорока-Белобока. Ушастик посмотрел на своё отражение в замёрзшей луже и чуть не заплакал: - Что это со мной? У меня была серая шубка! - Не бойся! - улыбнулся старший заяц Прыг. - Скоро ты станешь весь беленький. Кончилась осень! Начинается зима!

(Алёша Гладилин, 12 лет)


ЗИМА

к стр. 18

«ЖАЛКО ПТИЧЕК»

Наступила зима, выпал снег, и плохо стало жить птичкам. Нет ни червяков, ни зёрнышек, нечем кормиться пичугам. Но зато есть добрые дети. Они знают, что зимой птичкам плохо, и помогают им. Когда такие дети выходят гулять, они берут с собой хлебные крошки и кормят пичуг.

«НА ДВОРЕ»

На дворе мороз, В поле плачут волки. Снег крыльцо занёс, Выбелил все ёлки. (С. Чёрный)

«ВОРОБЬИШКИ»

Восемь воробышков сидело на осыпанной инеем ветке, как добрые братцы. - Живите дружно, детки воробышки, - говорил им старый воробей-отец. - Чем дружнее вы будете жить, тем вам легче переносить тяжёлое зимнее время. - Будем жить дружно! - чирикнули в ответ все воробышки. Вскоре один из них увидел издали кусочек хлеба. Воробышек вспорхнул, слетел на землю и, подняв добычу, принёс её братьям и поделился с ними. И так они продолжали жить в мире и согласии.


ДОБРЫЕ СЛОВА

к стр. 19

«ДОБРЫЕ СЛОВА»

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем, идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я в след

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О. Дриз)


«ДОБРОГО ПУТИ»

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

(А. Кондратьев)


БУКВЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

к стр. 19 - 20

«ДВА ХВОСТИКА»

1 Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и ма-а-аленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался.


2 Вот тут-то и начались чудеса … Зверёк вдруг заговорил! - Бе-бе-безобразие! - сказал он. - Почему безобразие? - Ко-ко-конечно! - рассердился зверёк. Мальчик удивился: - В чём дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь … - Му-му-мучитель ты, вот кто! - замычал зверёк. - Что ты со мной сделал?.. - Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал? - Нет, узнать можно. - Так в чём же дело? - За-зачем меня ЗА-И-КОЙ сделал? Я не ЗАИКА, я ЗАЙКА!

3 Спохватился мальчик и ещё один хвостик пририсовал, но уже к букве «И». И зверёк перестал заикаться. - Спасибо, - сказал он. - Теперь каждый скажет, что я ЗАЙКА.

(А. Шибаев)


«ОДНА БУКВА»

- Дедушка, смотри, какую я варону нарисовала! Хорошо? - Очень хорошо! Но слово «ворона» ты написала неверно: после «в» надо «о», а не «а». - Ну, подумаешь - одна буква … «Варона» или «ворона», какая тут разница? - А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». А теперь вместо неё напиши букву «т». Что получилось? - Вот чудеса, получились ВОРОТА! - Поняля теперь, что значит одна буква? (А. Шибаев)

«БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ»

Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нём.

Но едва туда вошла буква-озорница - Очень странные дела начали твориться …
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
На виду у детворы крысу красят маляры.
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Сели в ложку и - айда! - по реке туда, сюда!

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Что за буквы-озорницы

Появились на странице?

Перепутали слова.

Получилась чепуха.

(А. Шибаев)

МЯГКИЙ ЗНАК

к стр. 21

«ОТЕЦ И МАТЬ»

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.

- Спеть? Спеть? - спрашивает он.

- Спеть! Спеть! - отвечает она.

- Свить? Свить? - это уже про гнездо.

- Свить! Свить!

Через некоторое время у них появились птенцы.

- Пять! Пять! - радостно поёт отец.

А дети уже пищат:

- Пить! Пить! Есть! Есть!

Принёс отец червячка. Спрашивает у матери:

- Дать? Дать?

А дети хороши:

- Дать!! Дать!! Дать!! - и ну рвать червячка на части.

- Жуть, - говорит отец.

Выросли птенцы и полетели из гнезда.

- Вернуть? - спрашивает отец.

- Пусть, пусть … - тихо ответила мать.

(Г. Юдин)

к стр. 22

«КРОШКА-ВОИН» (шутка)

Коля играл в солдатики, скакал на коне и бил в барабан, а мама сидела в кресле и читала книгу. - Голубчик мой, - сказала мама, - ты мне мешаешь читать. - Ну, хорошо, мамочка, я тебе не буду мешать, я буду барабанить, когда ты будешь спать. Можно?


СТИХОТВОРЕНИЯ И РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ

к стр. 24

«КАК МАЛЫШУ МАМУ НАШЛИ»

Заблудился в лесу Малыш - на тонких ножках и весь в жёлтых пятнышках. Стоит и плачет:

- Ма-ма! Ма-ма! Все мамы в лесу переполошились. Из дупла Бельчиха выглянула. Из норы - Барсучиха.

Из берлоги - Медведица.

Из-за пенька - Зайчиха. Даже Лягушиха из болота вынырнула. Все наперебой утешают Малыша, а он не унимается:

- Ма-ма! Ма-ма! - Чего ревёшь! - затрещала Сорока. - Посмотри, сколько мам вокруг! Я сама тоже мама! Выбирай!

- Моя мама не такая! - плачет Малыш.

- А какая она? - спросила Бельчиха. - Она с хвостиком?

- Нет!

- В полосочку? - спросила Барсучиха.

- Нет!

- Может она лохматая? - спросила Медведица.

- Нет! - плачет Малыш.

- С длинными ушами? - спросила Зайчиха.

- Нет!

- Наверное, она зелёная? - сказала Лягушиха.

- Нет, не зелёная, - ответил Малыш и улыбнулся.

- Знаю! - затрещала Сорока. - Твоя мама вся в перьях!

- Ничего себе мама! - рассмеялся Малыш. - Ой, не могу! Где же вы такую маму видели? С хвостиком, в полосочку, лохматую, с длинными ушами, зелёную, да ещё в перьях! И все мамы тоже стали смеяться, потому что они вдруг представили такую маму. - И какие приметы у твоей мамы? - спросила Медведица, вытирая платком слёзы. - У неё рожки на голове! - ответил Малыш. - Знаем! Знаем! - закричали мамы. - Как прекрасно! Как замечательно, когда ребёнок знает приметы своей мамы! И по приметам они быстро нашли Малышу его маму. (В. Орлов)

к стр. 24 - 25

«КОШКИН ЩЕНОК»

Был у кошки сын приёмный - Не котёнок, а щенок, Очень милый, очень скромный, Очень ласковый сынок. Без воды и без мочала КРабочая тетрадь по чтению (2 класс)ошка сына умывала: Вместо губки, вместо мыла Язычком сыночка мыла. Быстро лижет язычком Шею, спинку и бочок. КРабочая тетрадь по чтению (2 класс)ошкамать - Животное очень чистоплотное. Но подрос сынок приёмный, И теперь он пёс Огромный. Бедной маме не под силу Мыть лохматого верзилу! На громадные бока НРабочая тетрадь по чтению (2 класс)е хватает языка. Чтобы вымыть шею сыну, Надо влезть ему на спину. -Рабочая тетрадь по чтению (2 класс)Ох, - вздохнула кошкамать, - Трудно сына умывать! Сам плескайся, сам купайся, Сам без мамы умывайся. Сын купается в реке. Мама дремлет на песке. (В. Берестов)

«Рабочая тетрадь по чтению (2 класс)ЗАЙЧИК»

Зайчик бывает белым и серым. Или трусливым, или же смелым. Если денёк выдаётся погожим - Зайчик бывает солнечным тоже. (Н. Горелова)

«Рабочая тетрадь по чтению (2 класс)КОТ - МЕЧТАТЕЛЬ»

Дождь идёт, потоки льются, Чёрный кот глядит на блюдце.

В блюдце нету молока,

Смотрит кот на облака.

Хоть бы раз полил нарочно

С неба в блюдце дождь молочный.

(Оля Безручко, 11 лет)

Рабочая тетрадь по чтению (2 класс)

«ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ» (сказка)

Однажды прилетел воробей во двор и начал клевать зерно. Прыгает воробей по траве, а кот из-за угла на него смотрит. Смотре кот, смотрел, да как прыгнет на воробья! Схватил его и говорит: - Неплохо я сейчас позавтракаю! - Неужели Вы собираетесь меня съесть? - спросил воробей. - Конечно, - ответил кот. - Как Вам не стыдно! Ведь Вы забыли умыться! А разве Вы не знаете, что хозяин и хозяйка, и все люди сначала умываются, а потом завтракают? - Правда, - согласился кот и поднял лапу, чтобы протереть себе мордочку. А воробей улетел. ОРабочая тетрадь по чтению (2 класс)чень рассердился кот. - Ну, нет, теперь меня не обманешь! - сказал он. - Пусть люди делают, как хотят, а я сначала буду завтракать, а потом умываться. С тех пор все коты умываются после еды.

«ТОШКИНЫ СНЫ»

Когда Тошка спит, он лает во сне, повизгивает, а иногда и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у меня ребята: - Почему это Тошка лает? Ведь он же спит! - Он сны видит, - отвечаю. - А какие? -Рабочая тетрадь по чтению (2 класс)Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть. - Вот интересно! - говорят ребята.
Обступили они Тошку, глядят, как он спит. А Тошка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят: - Что же это он во сне видит? Вам понятно? - Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого. Тошка поспал ещё немного и лапками пошевелил. - Вот, - говорят ребята, - это Тошка побежал. - За кем побежал? - Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается. Тут Тошка зарычал, залаял. - Проснись! - закричали ребята. - Проснись, проснись, Тошка! Ведь он сейчас тебя съест! - Кто, - спрашиваю, - съест? - Медведь! Тошка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Тошке с ним не справиться. (Е. Чарушин)

к стр. 25

«КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ»

Маленькая Маша очень хотела вырасти большой. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином халате сидела. И причёску, как у тёти Кати делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала полы подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась: - Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься? А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал: - Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только полы метёт, но и посуду моет. Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают. (Е. Пермяк)

к стр. 26

«МЕДВЕЖАТА»

Медвежата родились в берлоге в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу ещё не было ягод. Наступит лето. Черника поспеет и малина. Мама-медведица отыщет в дупле диких пчёл и накормит медвежат сладким мёдом. (Г. Снегирёв)

«ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ» (сказка)

Жали-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знали, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывём! - Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

«КОРАБЛИК»

Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок. Пришли на речку. - Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду. - Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок. - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь! - И стал так хохотать, что чуть было не захлебнулся. Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошёл Цыплёнок и принёс листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил, а Жучок - верёвочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали - и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову их воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл … и не догонишь! (В. Сутеев)

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ

к стр. 27

«ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ»

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали. Спросил как-то дедушка внука: - А для чего, Петенька, людям руки нужны? - Чтобы в мячик играть, - ответил Петя. - А ещё для чего? - спросил дедушка. - Чтобы ложку держать. - А ещё? - Чтобы кошку гладить. - А ещё? - Чтобы камешки в речку бросать … Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

«СЕРЁЖА И ГВОЗДИ»

Сотрясается весь дом: Бьёт Серёжа молотком; Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся, гвозди мнутся, гвозди извиваются, Над Серёжею они просто издеваются - В стенку не вбиваются. Хорошо, что руки целы. Нет, совсем другое дело - Гвозди в землю забивать. Тук! - и шляпки не видать. Не гнутся, Не ломаются, Обратно вынимаются! (В. Берестов)

«НУЖНЫЙ ГВОЗДЬ»

Утром мама сказала отцу: - Вечером забей, пожалуйста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить. Отец пообещал забить гвозди после работы. . Мама в этот день дома была. Собралась она в магазин. - Ты поиграй пока, сынок, - сказала она Алёшке, - а я быстро вернусь. - Поиграю, - пообещал Алёшка, а сам, как только мама ушла, побежал на кухню. Молоток достал, гвозди и стал по очереди их в стенку забивать. Штук десять забил! «Теперь хватит», - подумал Алёшка. Мама вернулась из магазина. - Это кто же столько гвоздей в стенку понабивал? - удивилась она, войдя в кухню. - Я, - с гордостью сказал Алёшка, - чтоб не ждать, пока папа забьёт. Не хотелось матери Алёшку огорчать. - Давай сделает так, - предложила она. - Эти гвозди мы вытащим, они не нужны. Зато вот здесь, выше, ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне пригодится. Хорошо? - Хорошо! - согласился Алёшка. Мама взяла клещи и вытащила из стены десять гвоздей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забыл гвоздь повыше. - Вот этот гвоздь самый нужный, - сказала мама и повесила на него кастрюльку. И теперь Алёшка, как войдёт в кухню, так на стенку смотрит: висит кастрюлька? Висит. Значит, и верно, что он самый нужный гвоздь забил. (С. Баруздин)

«ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК»

Строгал Митя палочку, строгал, да и бросил. Кривая палочка получилась. Неровная. Некрасивая. - Как же это так? - спрашивает Митю отец. - Ножик плохой, - отвечает Митя. - Косо строгает. - Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить. - А как? - спрашивает Митя. - А вот так, - сказал отец. Взял палочку и принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно. (Е. Пермяк)

к стр. 28

«ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ»

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой: «Какая я, право, удивительная птица. И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!» Послушал гуся журавль и говорит ему: «Право ты, гусь, глупая птица! Ну можешь ли ты бегать как олень или летать как орёл? Лучше знать что-либо одно, да хорошо, чем всё, да плохо!» (К. Ушинский)

«ПЕРВАЯ РЫБКА»

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить … Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: - Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. (Е. Пермяк)



© 2010-2022