- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок познания мира и математики
Интегрированный урок познания мира и математики
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельник Н.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок познания мира и математики в 4 классе
Тема: Реки и озера Казахстана. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами. Задачи в 3-4 действия.
Цель урока: углубить знания учащихся о реках и озерах Казахстана; совершенствовать навыки вычислений с многозначными числами; решать задачи.
Задачи:
-формирование понятий об эффективном использовании и охране рек и озер;
- уметь пользоваться физической картой РК;
-развивать интерес к изучению водных водоемов:
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
ХОД УРОКА
I.Вводно-организационный этап:
-психологический настрой: В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья за дело!
- сообщение темы и цели урока:
Стих (отрывок) Встань у реки, смотри, как течет река
Её не поймать ни в сеть, ни рукой.
Она безымянна, ведь имя есть лишь у её берегов
Забудь свое имя и стань рекой.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
На нашей планете множество рек, свыше 1 млн. озер, 54 моря, 4 океана.
Вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода - одно из самых главных богатств Земли. Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека, а конкретно о реках и озерах Казахстана.
- Что мы уже знаем о реках? Об озерах?
-Сегодня мы узнаем, длину, ширину рек и озер их протяженность. Помогут нам в этом знания по математике и познанию мира.
II.Информационный этап:
-
Устный счет:
а) Оформление тетрадей.
б)Выполни вычисления: 103*7 710*3 230*3
508*2 17000*5 1800:2
в)Чистописание: 721, 1016, 2130, 85000, 690, 900
Запиши ответы. Подчеркните самое маленькое число, назовите сколько в нем десятков; число в котором 2 единицы тысяч; самое большое, и вы узнаете сколько больших и маленьких рек в Казахстане. (85000)
В Казахстане насчитывается более 85 тысяч больших и малых рек.
г)Составление кластера: назовите реки и озера Казахстана.
д)Работа в группах: у вас на парте лежат карточки с таблицей. В ней названия рек и озер. Мы в течение урока будем находить данные о реках: общую протяженность, протяженность по территории Казахстана. Озер: глубину, сточное или бессточное и какие реки впадают в озеро и заполнять таблицу:
Реки
Общая протяженность
По территории Казахстана
начало
Впадают реки
Иртыш(Ертыс)
Ишим(Есиль)
Урал
Сырдарья
Или
Тобол
Озёра
глубина
сточное
бессточное
Впадают реки
Каспийское море
Аральское море
Балхаш
2.Работа в группах. Реши уравнения: (корень уравнения равен общей протяженности, ответ при вычислении равен протяженности реки на территории Казахстана).
1-группа 2-группа 3-группа
Х:6=177*4 х-122=1239 х:4=1000*2+428
(4248)-2548=1700 (2450)-1050=1400 (2428)-1346=1082
3. Выступление учащихся. Работа с географической картой. Заполнение таблицы.
Река Ертыс (Иртыш) - главная река бассейна Северного Ледовитого океана. Ее общая длина 4248 км (в пределах Казахстана 1700 км). Истоки ее расположены в Китае.
Река под названием Черный Иртыш входит на территорию Казахстана и впадает в озеро Зайсан. Из озера вытекает под названием Белый Ертыс и впадает в реку Обь.
На Ертысе построена Бухтарминская ГЭС.
Река Ишим (Есиль)-левый и самый длинный приток Иртыша. Длина 2450 км, площадь бассеина177тыс. км2. Река берет свое начало в горном массиве Нияз.Судоходна.
Река Урал (Жайык) берёт своё начало в Уральских горах и впадает в Каспийское море. Общая длина - 2428 км, в пределах республики -1082км.Река удобна для судоходства. Здесь водятся осётр, севрюга, сазан, сом, судак, лещ, окунь, чебак.
4. Работа в группах. Решение задач на движение: (Запись решения разными способами)
По реке Урал от двух пристань, расстояние между которыми 846 км, вышли одновременно навстречу друг другу два катера. Один шёл со скоростью 65км/ч. Другой - 60км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3ч?
1-группа 2-группа 3-группа
-
65*3=195км 1)65+60=125км 846-(65+60)*3=471км
-
60*3=180км 2)125*3=375км
-
194+180=375км 3)846-375=471км
-
846-375=471км
5.Физминутка.
6. Выступление учащихся. Работа с географической картой. Заполнение таблицы.
Река Сырдария начинается за пределами Казахстана в горах Тянь-Шаня. Длина реки 2212км, в пределах РК 1400км. На территории РК в Сырдарию впадает только 1 приток - Арысь.
С 1974г Сырдария не доносит свои воды до Аральского моря, теряется в песках, т.к её воды максимально используются в народном хозяйстве. В её водах уменьшилось количество промысловых рыб.
Река Или - самая большая река, впадающая в оз. Балхаш. Длина Или 1439 км, на территории Казахстана - 815 км. На реке Или построено Капчагайское водохранилище.
Река Тобол-длина 1191км, в пределахРК-800км. Исток реки распологается на границе восточных отрогов Южного Урала и Тургайской столовой страны. Тобол судоходен на расстоянии в 437км от устья.
Река пересекает следующие города: Лисаковск, Рудный, Костанай.
5. Подробное описание озер (учащиеся класса). Работа с географической картой. Заполнение таблицы.
Каспийское море- общая площадь -390 тыс.кв. км. Протяженность моря с севера на юг 1200 км. Самое широкое место - 435 км, а самое узкое - 193 км. Длина береговой линии Каспийского моря 7000 км. Его воды омывают берега 5 государств (Россия, Туркмения, Азербайджан, Иран и Казахстан-29% береговой линии). На Казахстан приходится 2340 км береговой линии. Впадают реки: Урал, Волга, Камызяк, Терек.
( Каспийское море-озеро. Как вы думаете, почему оно названо морем-озером? )
Озеро Балхаш- это третье по площади озеро в Казахстане после Каспийского и Аральского морей, оно наполовину солёное. Его пресная часть отделяется от солёной полуостровом. Расположено на юго-востоке республики. Площадь озера 18,2 тыс кв.км, длина 614 км, наибольшая ширина 74 км, глубина 6 - 27 м.
В Балхаш впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз.
Аральское море - в 1961 г. его площадь составляла 66000кв.м, длина 428км, ширина 235 км , а 2002г уровень моря понизился на 20м. Это связано с забором вод рек Сырдарьи и Амурдарьи, которые уже более 20 лет не доходят до моря.
Все ученые мира обеспокоены проблемой Аральского моря. Собраны специальные комиссии по исследованию и спасению Арала. Из-за снижения уровня воды в Аральском море занимаемая им территория уменьшилась
на 40 тыс.кв. км. Море разлилось на две части: Большой Арал и Малый Арал.
Берега озера отступили на 100-150 км. Высохшее дно моря превратилось в солончаки,
пустынные берега моря покрылись солью и песком. Когда проезжаешь мимо этого края,
то взору представляются белые пустыни, словно в снегу, но на самом деле , это земля,
покрытая солью. Когда дует ветер, соль поднимается в воздух и переносится по воздуху.
Люди, живущие в Приаралье дышат такой смесью воздуха , из-за этого у них возникают
различные заболевания дыхательной, кровеносной, нервной системы.
6. Устно. Вырази:
Наибольшая глубина озера Балхаш достигает 26м вырази это в дециметрах (260дм)
Наибольшая глубина Каспийского моря достигает 1025м выразите это в километрах и метрах
Наибольшая глубина Аральского моря достигает 67 метров. Вырази это в дециметрах.
III. Рефлексия:
-Почему мы сегодня уделили столько времени рекам и озерам?
-Что нужно сделать, чтобы реки, озера, моря всегда оставались чистыми, радовали нас своей голубизной, свежестью?
Тест: Проверь себя.
1. Третье по площади озеро РК, в которое впадают реки Или и Каратал: ________________
2. На сколько метров понизился уровень Аральского моря? ____________________________
3. Сколько озёр в Казахстане? ______________________________________________________
4. Сколько рек насчитывается на территории Казахстана? ______________________________
5. Самая большая река , впадающая в озеро Балхаш? __________________________________
6. Море - озеро , которое терпит экологическое бедствие? ______________________________
7. На берегу какой реки расположен г. Астана? _______________________________________
8. Озеро, наполовину пресное, а наполовину солёное-__________________________________
9. Самое большое озеро - море Казахстана: __________________________________________
IV. Обобщение. Итог.
-О чем говорили? Чему научились?
- Любите родную природу:
озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей!
Оценивание. Дом. работа: Проект: Как спасти Арал?