Интегрированный урок познания мира и математики

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок познания мира и математики в 4 классе
Тема: Реки и озера Казахстана. Устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами. Задачи в 3-4 действия.
Цель урока: углубить знания учащихся о реках и озерах Казахстана; совершенствовать навыки вычислений с многозначными числами; решать задачи.

Задачи:

-формирование понятий об эффективном использовании и охране рек и озер;

- уметь пользоваться физической картой РК;

-развивать интерес к изучению водных водоемов:

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

ХОД УРОКА

I.Вводно-организационный этап:

-психологический настрой: В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья за дело!

- сообщение темы и цели урока:

Стих (отрывок) Встань у реки, смотри, как течет река

Её не поймать ни в сеть, ни рукой.

Она безымянна, ведь имя есть лишь у её берегов

Забудь свое имя и стань рекой.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

На нашей планете множество рек, свыше 1 млн. озер, 54 моря, 4 океана.

Вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода - одно из самых главных богатств Земли. Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека, а конкретно о реках и озерах Казахстана.

- Что мы уже знаем о реках? Об озерах?

-Сегодня мы узнаем, длину, ширину рек и озер их протяженность. Помогут нам в этом знания по математике и познанию мира.

II.Информационный этап:

  1. Устный счет:

а) Оформление тетрадей.

б)Выполни вычисления: 103*7 710*3 230*3

508*2 17000*5 1800:2

в)Чистописание: 721, 1016, 2130, 85000, 690, 900

Запиши ответы. Подчеркните самое маленькое число, назовите сколько в нем десятков; число в котором 2 единицы тысяч; самое большое, и вы узнаете сколько больших и маленьких рек в Казахстане. (85000)

В Казахстане насчитывается более 85 тысяч больших и малых рек.

г)Составление кластера: назовите реки и озера Казахстана.

д)Работа в группах: у вас на парте лежат карточки с таблицей. В ней названия рек и озер. Мы в течение урока будем находить данные о реках: общую протяженность, протяженность по территории Казахстана. Озер: глубину, сточное или бессточное и какие реки впадают в озеро и заполнять таблицу:

Реки

Общая протяженность

По территории Казахстана

начало

Впадают реки

Иртыш(Ертыс)

Ишим(Есиль)

Урал

Сырдарья

Или

Тобол

Озёра

глубина

сточное

бессточное

Впадают реки

Каспийское море

Аральское море

Балхаш

2.Работа в группах. Реши уравнения: (корень уравнения равен общей протяженности, ответ при вычислении равен протяженности реки на территории Казахстана).

1-группа 2-группа 3-группа

Х:6=177*4 х-122=1239 х:4=1000*2+428

(4248)-2548=1700 (2450)-1050=1400 (2428)-1346=1082

3. Выступление учащихся. Работа с географической картой. Заполнение таблицы.

Река Ертыс (Иртыш) - главная река бассейна Северного Ледовитого океана. Ее общая длина 4248 км (в пределах Казахстана 1700 км). Истоки ее расположены в Китае.
Река под названием Черный Иртыш входит на территорию Казахстана и впадает в озеро Зайсан. Из озера вытекает под названием Белый Ертыс и впадает в реку Обь.
На Ертысе построена Бухтарминская ГЭС.

Река Ишим (Есиль)-левый и самый длинный приток Иртыша. Длина 2450 км, площадь бассеина177тыс. км2. Река берет свое начало в горном массиве Нияз.Судоходна.
Река Урал (Жайык) берёт своё начало в Уральских горах и впадает в Каспийское море. Общая длина - 2428 км, в пределах республики -1082км.Река удобна для судоходства. Здесь водятся осётр, севрюга, сазан, сом, судак, лещ, окунь, чебак.

4. Работа в группах. Решение задач на движение: (Запись решения разными способами)

По реке Урал от двух пристань, расстояние между которыми 846 км, вышли одновременно навстречу друг другу два катера. Один шёл со скоростью 65км/ч. Другой - 60км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3ч?

1-группа 2-группа 3-группа

  1. 65*3=195км 1)65+60=125км 846-(65+60)*3=471км

  2. 60*3=180км 2)125*3=375км

  3. 194+180=375км 3)846-375=471км

  4. 846-375=471км

5.Физминутка.

6. Выступление учащихся. Работа с географической картой. Заполнение таблицы.
Река Сырдария начинается за пределами Казахстана в горах Тянь-Шаня. Длина реки 2212км, в пределах РК 1400км. На территории РК в Сырдарию впадает только 1 приток - Арысь.

С 1974г Сырдария не доносит свои воды до Аральского моря, теряется в песках, т.к её воды максимально используются в народном хозяйстве. В её водах уменьшилось количество промысловых рыб.

Река Или - самая большая река, впадающая в оз. Балхаш. Длина Или 1439 км, на территории Казахстана - 815 км. На реке Или построено Капчагайское водохранилище.

Река Тобол-длина 1191км, в пределахРК-800км. Исток реки распологается на границе восточных отрогов Южного Урала и Тургайской столовой страны. Тобол судоходен на расстоянии в 437км от устья.

Река пересекает следующие города: Лисаковск, Рудный, Костанай.

5. Подробное описание озер (учащиеся класса). Работа с географической картой. Заполнение таблицы.
Каспийское море- общая площадь -390 тыс.кв. км. Протяженность моря с севера на юг 1200 км. Самое широкое место - 435 км, а самое узкое - 193 км. Длина береговой линии Каспийского моря 7000 км. Его воды омывают берега 5 государств (Россия, Туркмения, Азербайджан, Иран и Казахстан-29% береговой линии). На Казахстан приходится 2340 км береговой линии. Впадают реки: Урал, Волга, Камызяк, Терек.

( Каспийское море-озеро. Как вы думаете, почему оно названо морем-озером? )
Озеро Балхаш- это третье по площади озеро в Казахстане после Каспийского и Аральского морей, оно наполовину солёное. Его пресная часть отделяется от солёной полуостровом. Расположено на юго-востоке республики. Площадь озера 18,2 тыс кв.км, длина 614 км, наибольшая ширина 74 км, глубина 6 - 27 м.
В Балхаш впадают реки Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Аягуз.
Аральское море - в 1961 г. его площадь составляла 66000кв.м, длина 428км, ширина 235 км , а 2002г уровень моря понизился на 20м. Это связано с забором вод рек Сырдарьи и Амурдарьи, которые уже более 20 лет не доходят до моря.
Все ученые мира обеспокоены проблемой Аральского моря. Собраны специальные комиссии по исследованию и спасению Арала. Из-за снижения уровня воды в Аральском море занимаемая им территория уменьшилась
на 40 тыс.кв. км. Море разлилось на две части: Большой Арал и Малый Арал.
Берега озера отступили на 100-150 км. Высохшее дно моря превратилось в солончаки,
пустынные берега моря покрылись солью и песком. Когда проезжаешь мимо этого края,
то взору представляются белые пустыни, словно в снегу, но на самом деле , это земля,
покрытая солью. Когда дует ветер, соль поднимается в воздух и переносится по воздуху.
Люди, живущие в Приаралье дышат такой смесью воздуха , из-за этого у них возникают
различные заболевания дыхательной, кровеносной, нервной системы.

6. Устно. Вырази:

Наибольшая глубина озера Балхаш достигает 26м вырази это в дециметрах (260дм)

Наибольшая глубина Каспийского моря достигает 1025м выразите это в километрах и метрах

Наибольшая глубина Аральского моря достигает 67 метров. Вырази это в дециметрах.

III. Рефлексия:

-Почему мы сегодня уделили столько времени рекам и озерам?

-Что нужно сделать, чтобы реки, озера, моря всегда оставались чистыми, радовали нас своей голубизной, свежестью?

Тест: Проверь себя.

1. Третье по площади озеро РК, в которое впадают реки Или и Каратал: ________________
2. На сколько метров понизился уровень Аральского моря? ____________________________
3. Сколько озёр в Казахстане? ______________________________________________________
4. Сколько рек насчитывается на территории Казахстана? ______________________________
5. Самая большая река , впадающая в озеро Балхаш? __________________________________
6. Море - озеро , которое терпит экологическое бедствие? ______________________________
7. На берегу какой реки расположен г. Астана? _______________________________________
8. Озеро, наполовину пресное, а наполовину солёное-__________________________________
9. Самое большое озеро - море Казахстана: __________________________________________

IV. Обобщение. Итог.

-О чем говорили? Чему научились?

- Любите родную природу:

озера, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей!

Оценивание. Дом. работа: Проект: Как спасти Арал?





© 2010-2022