Проект Книга Памяти для учащихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Книга Памяти»

Автор: Филькова Татьяна Яковлевна

учитель начальных классов

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением китайского языка

г. Владивостока»



Цель проекта:

Формировать у подрастающего поколения патриотических качеств и чувств сопричастности к истории Отечества, героическому прошлому её народа.

Задачи:

создать условия для ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны, примерами боевых и трудовых подвигов родных и соотечественников; развивать коммуникативные и исследовательские навыки, творческие способности; формировать опыт презентации; воспитывать национальное самосознание и российскую гражданственность, уважение к ветеранам и участникам военных событий.

Тема выбранного проекта соответствует Государственному образовательному стандарту общего образования. Есть соответствия относительно главных целей ФГОСа: развитие личности школьника, его творческих и познавательных способностей, формирование российской и гражданской идентичности на основе воспитания патриотических убеждений, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка; воспитание нравственных и этических чувств. Формирование исторического сознания, воспитание духовно - нравственных, патриотических качеств и национального самосознания у будущих граждан Отечества соответствует Концепции духовно-нравственного развития детей и молодёжи в Приморском крае.

Разработчик проекта:

Учитель высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением китайского языка г. Владивостока» Приморского края

Филькова Татьяна Яковлевна.

Участники проекта:

Учащиеся начальной школы, родители и старшие члены семьи, школьный библиотекарь, учитель музыки, свидетели и участники военных событий, смотрители музея.

Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося.

Учащийся

имеет первичное представления о понятиях «историческое время» и «историческое событие», о хронологии событий;

владеет первичными навыками монологической речи, умением работать в сотрудничестве;

знает, где и как он может получить необходимую помощь, найти недостающую информацию;

умеет самостоятельно изучать тексты, доступные по содержанию, обсуждать ответы, вырабатывая общую точку зрения;

имеет первичное представление о событиях Великой Отечественной войны и значении Победы в истории страны и сохранении мира;

Учащийся не умеет

извлекать информацию из карты, сравнивать литературные и исторические источники;

составлять логический рассказ на основе посещения исторических и краеведческих музеев, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий;

работать в группе, принимая и выполняя определенную роль, составить самостоятельно отчет о проделанной работе;

ставить цель, планировать действия; придерживаясь плана, предполагать результат деятельности и оценивать деятельность.

Недостаточно осознаёт зависимость результата коллективной работы от степени участия каждого и комфортности работы в коллективе

Не всегда может самостоятельно наглядно представить материал.

Учащийся не осознает духовной связи с героическим прошлым Родины, его значения в формировании позитивного отношения к будущему.

Необходимую помощь ученик может получить у руководителя проекта, родителей, других старших членов семьи, посоветоваться с товарищами.

В работе над проектом задача руководителя - поддержать любознательность и интерес, оказать помощь в определении темы, направить поиск недостающей информации.

Учитель участвует в обсуждении оформления презентации музыкальным, наглядным материалом. Проводит обучение необходимым навыкам, организует поисковую работу, осуществляет репетицию презентации проектного продукта, организует приглашение гостей.

Методический паспорт проекта.

По характеру контактов - внутриклассный

По характеру координации - с открытой координацией.

По форме организации - индивидуально-групповой.

По доминирующей деятельности учащихся - информационно-творческий.

По срокам выполнения - среднесрочный.

По виду конечного продукта - действенный.

В начальной школе только начинается освоение определенных закономерностей проектной работы. Поэтому без участия родителей, обучающей и стимулирующей помощи учителя не обойтись. Информационный проект с элементами творчества является достаточно удобной формой работы, поскольку не имеет очень чёткой структуры, а приобретает её в ходе работы над проектом. Каждый из участников получает возможность воспользоваться своим собственным опытом и творческими способностями, ориентируясь на запланированный результат.



Этапы проекта

  1. Погружение в проблему(подготовительный)

Обсуждение плана интересных дел на новый учебный год, обращение к календарю

знаменательных дат.

Возникновение проблемы: что означает дата 9 мая? Почему война называется Великая Отечественная? Почему о ней помнят до сих пор, День Победы считают великим праздником и хотят, чтобы об этом дне помнили потомки участников войны, живущие уже в мирное время?

2.Проблематизация.

Проявление интереса к проблеме, обращение к предстоящему празднованию 65-летия Победы и к теме: «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

Обсуждение возможности участия в событиях, связанных со знаменательной датой и желания больше знать о ней.

Как осуществить задуманное?

Выбирается группа «экспертов», которая отбирает наиболее интересные предложения ребят.

Фиксируется работа группы «экспертов» с предложениями класса.

Учитель использует метод информационной поддержки, организовав выставку книг, журналов, плакатов, справочников по военной тематике.

Формулируется цель: собрать, изучить, систематизировать и оформить материал, посвященный Великой Победе, чтобы понять её значение в истории страны и присвоить проблему.

Формы и методы работы:

- Информационные часы по темам: «Пионеры - герои», «Партизаны Великой Отечественной. Кто они?», «Выпускники нашей школы - участники войны», «Боевые награды Родины», «Книга Памяти» Приморья», «Народный фольклор времен Великой Отечественной войны».

- Летопись основных военных событий с привлечением карты и цифрового материала (информационный стенд).

-Чтение и обсуждение литературных произведений (В.Катаев «Сын полка», Л.Пантелеев «На ялике», Л.Кассиль «Истребители») военной тематики.

-Знакомство с пословицами и поговорками времен Великой Отечественной войны. (Приложение №1)

-Экскурсионные программы «Владивосток - город-крепость»

-Посещение музея Боевой Славы Тихоокеанского флота.

-Встречи с участниками и свидетелями событий.

-Классный час «Ленинград - город-герой» ( Приложение №2)

-Участие во Всероссийском конкурсе «Я помню! Я горжусь!» (викторина, литературное эссе, рисунок) (Приложение №3).

- Интервьюирование.

Родители учащихся также знакомятся с темой и планом работы, получают информацию о результатах деятельности учащихся, присутствуют в классе на мероприятиях. Им предстоит стать координаторами индивидуальных проектов учащихся, организаторами поиска, поддерживать интерес к теме и знать, какие задачи будут решаться в ходе проектной деятельности.

3.Целеполагание.

Результатом проделанной работы стало появление вопроса: были ли среди наших родных участники и свидетели событий Великой Отечественной войны? Если вся страна встала на защиту Родины, то и среди моих предков есть защитники и герои?

Наверняка в классе у кого-либо найдётся солдатская фотография и боевые награды. В данном случае один из учащихся принес в класс боевую каску, награды и фотографию прадеда, штурмовавшего Берлин.

Так появилась цель проекта: узнать, каким образом наши родные участвовали в защите Родины, что они помнят о войне.

Проектным продуктом станут воспоминания, оформленные в Книгу Памяти.

После обсуждения предлагаются следующие разделы (главы) Книги Памяти:

1. « Дети войны».

2. « Путь-дорожка фронтовая от дома до Победы».

3. «Ушли и не вернулись».

4. «Труженики тыла».

5. «Я живу рядом с героем».

4.Планирование.

Учащиеся и их родители знакомятся с алгоритмом планирования:

  1. Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (определение задач).

2. Как ты будешь решать эти задачи? (определение способов работы на каждом этапе)

3.Когда ты это будешь делать? (определение сроков работы).

4.Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? (выявление имеющихся ресурсов).

5. Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему нужно научиться? (выявление недостающих ресурсов).

К составлению плана и графика работы руководитель привлекает родителей учащихся. Для этого проводятся индивидуальные беседы и консультации.

Последовательность предстоящих шагов работы:

- Вместе с родителями организовать поиск в семейных архивах, обратиться к помощи других родственников.

-Использовать возможности библиотеки и Интернета (сайт mil.ru ). Составить рассказ на основе полученных фактов.

-Попробовать к рассказу «привязать» карту военных событий, воспоминания архивных и документальных источников.

- Оформить страницу Книги в соответствии с темой раздела по выбору.

-Научиться передавать содержание своими словами (монологическая речь) или подготовить выразительное чтение.

6.Реализация проекта.

Учащийся в силу возрастных особенностей сталкивается с трудностями на всех этапах работы. Меняют тему, теряют интерес к своей работе, если узнают о результатах работы своих товарищей. Только в индивидуальных беседах, с учетом желания, поддерживается мотив. Помогают этапы обсуждения промежуточных результатов. «Отставший» старается догнать товарищей.

Сложно придерживаться плана и вести проектный дневник. Эти трудности преодолеваются с помощью взрослых. Учитель ведет свой дневник с учетом своего графика работы над проектом.

Учащиеся сталкиваются с проблемой: как им изготовить книгу, если никогда этого не делали?

При поддержке школьного библиотекаря открывается «Книжкина больница». Ребята знакомятся с книгой, учатся ремонтировать книги, изготавливать книжки-малышки для учащихся 1 класса. Создается «Толковый словарь школьника». Учатся быть дизайнерами, художниками, авторами. На данном этапе начинается подготовка к презентации проектного продукта.

Учитель пишет сценарий презентации, продумывая выступление учащихся со стихами, песнями, частушками военных лет. Это стимулирует угасающий интерес к проекту. Работа ведётся совместно с учителем музыки.

7. Презентация проекта

Форма презентации - классный час.

Оформление: плакаты с текстами пословиц и поговорок военной поры, фотографии, карта, страницы будущей книги, сгруппированные по разделам, записи песен военных лет и о войне.

I. Организационный момент . Звучит песня «День Победы».

1.Вступительное слово:

-День Победы - это радость со слезами на глазах. В этот день радость и скорбь встречаются вместе, потому что в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после страшной войны налаживал мирную жизнь, отстраивая разрушенные города и сёла, засаживая распаханные поля не осколками снарядов, а золотыми зернами пшеницы.

А ведь тех и других с каждым годом становится все меньше…И самым молодым из них уже за 80. И у них выросли не только дети, но и правнуки.

И для потомков, мальчиков и девочек, Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как битва с Наполеоном. И почти забыты звуки взрывов и грохот снарядов. Заросли травой раны на теле земли. И уже появляются опять люди со свастикой, начиная рассуждать, что было бы, если бы не преградили фашистам дорогу советские солдаты, которые стояли до последнего в Бресте и Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли - и выстояли!

А те, кого не взяли на фронт, женщины и дети, делали танки и самолеты, пахали и сеяли хлеб, спасая будущее нашей Родины. Вот почему День Победы - всенародный праздник!

Ученик: Девятое мая - великая дата!

Кто знает, что было б тогда, в 45-м,

Когда бы и прадеды наши, и деды

Для нас не добыли великой Победы!

Когда б не разбился бы план «Барбаросса»

О волю, о силу, о мужество россов.

Мы вспомним весеннею майской порою

О вас, победители наши, герои!

2. Звучит песня «С чего начинается Родина» М. Матусовского, В. Баснера.

Учитель:

- Война началась далеко отсюда- на западе нашей страны. Лететь самолетом туда целых 10 часов. И основные бои проходили тоже далеко от нашего города. Но наши с вами земляки в те горькие годы не остались безучастными к судьбе Родины. Ведь именно здесь начинается световой день, здесь и начинается наша Россия.

Вы уже знаете, что с первых минут боев с фашистами в рядах героев сражались и жители Приморья. 200 тысяч человек взяли в руки оружие. 230 тысяч боевых наград вручено им за героические подвиги под Москвой и Ленинградом. А также при сражениях в Сталинграде и на Курской дуге, при форсировании Днепра и освобождении Украины, Белоруссии. 104 человека получили звание Героя Советского Союза

- Воскресное утро 22 июня 1941г…Впереди у спящих крепко людей выходной день. Можно пойти в парк, в кино или в гости. Можно почитать или просто посидеть с родными за столом, обсуждая последние новости…Спешить некуда…

Коварно, когда люди ещё спали после трудовой недели, фашистские самолёты сбросили сверху тысячи бомб, пушки выстрелили тысячами снарядов по мирным российским городам и селам.

22 июня 1941г. началась самая страшная и кровопролитная война!

Звучит запись песни «Священная война» (А. Александров, В. Лебедев-Кумач).

Ученики: Народ! Ты в горестные годы

Стоял пред недругом своим,

Терпел смертельные невзгоды,

Но был всегда непобедим!

Свой лук натягивая туго,

Москва, и Тула, и Рязань

С гостями запада и юга

Всегда выдерживали брань!

Вновь встал грозой неотвратимой

На озверелый дикий сброд

Ты, нашей родиной любимый,

Могучий, доблестный народ!

(Сергей Городецкий)

-Мы сегодня собрались перед великой датой Победы, чтобы вспомнить и вписать в Книгу Памяти имена родных и близких, спасших нашу родину от фашизма и наше будущее - вас, ребята, и ваших родителей.

II. Презентация страниц Книги Памяти.

Звучит в записи песня «У деревни Крюково » (С.Островой, М. Фрадкин)

-Первая глава нашей книги посвящается родным, которые ушли на фронт, воевали, но не дожили до Дня Победы. Погибли или умерли от ран.

1.Ребята рассказывают или зачитывают материал к главе «Ушли и не вернулись».

Презентация страницы завершается стихотворением. Звучит реквием.

Ученик: Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля-

На миллион веков!

И Млечные пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят ,

Ветра разбег берут.

Давным - давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной

Как будто в мавзолей.

Его зарыли в шар земной.

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.

(Сергей Орлов)

Объявляется минута молчания.


  1. Глава «Путь - дорожка фронтовая». Посвящается участникам войны, вернувшимся с фронта живыми.

Открывается исполнением учащимися песни «Вернусь, сказал солдат» (Е. Ботяров, Е.Агранович).

Дополняется информацией.

Ученики:

- Долгой дорогой шли к победе наши солдаты!

От Москвы и до Берлина - это 2 тысячи 600км. Так мало! Поездом - менее 2 суток, самолетом - всего 3 часа.

А они шли 4 года! Перебежками, по-пластунски - 4 года!

Взрываясь на минах и теряя друзей - 4 года!

Замерзая в землянках и сгорая от жажды - 4 года!

1418 дней! 34 тысячи часов!

Вокальная группа исполняет «Песню фронтового шофера» (Б. Мокроусов, М. Фрадкин).

Ученики: Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Нынче у нас передышка,

Завтра вернемся к боям.

Что же твой голос не слышен,

Друг наш, походный баян?

Кто придумал, что грубеют

На войне сердца?

Только здесь хранить умеют

Дружбу до конца!

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Между рассказами учащихся можно исполнить фронтовые частушки под баян (объявляется привал). Гости праздника (предупрежденные заранее) по желанию могут принять участие в выступлении вместе с ребятами.

Это лето в сорок первом

Никогда не позабыть.

Привалило к сердцу камень-

Ни за что не отвалить.

Задушевная подруга,

В красну армию пойдём!

Будем раны перевязывать

Под пулей и огнем!

Братик мой фашистов бьёт

И мне тоже хочется!

Дайте, дайте пулемет,

Буду пулеметчица!

Думал Гитлер наяву:

- В десять дней возьму Москву!

А мы стали поперёк:

- Ты Берлин бы поберег!

От Берлина до Рязани

Немцы шли, орали «Хох»!

А теперь язык к гортани

У захватчиков присох!

Враг в полях бросает танки,

Факт, ребята, налицо:

Душит Гитлера горлянку

Сталинградское кольцо!

Ты, фашист, голодный волк,

Ты куда торопишься?

К партизанам попадешь-

Больше не воротишься!

Немец шел в Россию прямо,

Из России - косяком!

Шел в Россию он обутый,

Из России - босиком!

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько Гитлер не храбрись,

А победа - русская!

3 Глава «Труженики тыла».(г/з «Эх, дороги» Л.Ошанина, А.Новикова)

Учитель: А война шла всё дальше и дальше от наших границ на запад. Фашистов нужно было прогнать и уничтожить прямо в логове, в Берлине. Долгие версты войны предстояло прошагать отцам, братьям и сыновьям: через Польшу, Венгрию, Болгарию. И если бы не поддержка там, в далеком тылу, не вера в их возвращение домой с победой, еще труднее пришлось бы солдатам.

Фронту нужны были снаряды, патроны, танки и самолеты. Солдатам нужна была теплая одежда и питание. И тогда ушедших на фронт мужчин

заменили женщины, старики и дети. Женщин освоили трудные мужские профессии -

шкиперов, мотористов, ловцов, трактористов, шахтеров. Массовый характер приняло возвращение в строй пенсионеров. Опытные рабочие обучали пришедших на производство новичков - вчерашних школьников, сменивших парту на место у станка. Чтобы обеспечить армию, мальчишки и девчонки сутками не покидали рабочих мест, спали прямо в цехах.

Ученики :

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» - девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Фронт обеспечить! - нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Всё отдавали фронту для победы,

Тыл только крохи оставлял себе,

Терпели стойко тяжести и беды,

Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.

Фронтовикам в день майский честь и слава!

На их груди сверкают ордена,

Но тыл в победу сил вложил немало.

Фронт трудовой! Была им вся страна!

Анатолий Болутенко

Участники презентации Книги Памяти знакомят присутствующих с содержанием своих страниц.

Вокальная группа посвящает труженикам тыла песню «Катюша».

Дополнительно можно использовать материал из Альбома Победы «Детям военного времени, своим самоотверженным трудом приближавшим День Победы, посвящается», размещенный в Российской газете №22-24 2010г.

4.Глава «Дети войны».

Презентацию открывает гость, дедушка одного из учащихся класса, встретивший начало войны 10- летним ребёнком.

Ребята зачитывают странички с воспоминаниями своих родных, переживших войну в детстве. Выступление можно завершить стихами.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

Чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Войны не знают люди молодые,

Их детству золотому нет цены,

Теперь уже все старики седые

Мы - дети грозной праведной войны.

Бегут вдаль годы жизни неизменно,

Солдат ушёл, и память ушла с ним,

Но мы живём, и о поре военной

В сердцах навечно память сохраним.

Анатолий Болутенко

5. Глава «Я живу рядом с героем»

В данной главе с материалами своих поисков знакомят те ребята, в семьях которых не сохранилась или потеряна информация о родных, участниках войны. Но они живут рядом с такими людьми. Их дома расположены на улицах, носящих имена героев. Можно дать слово гостям для выступления.

III. Завершение презентации.

(используется цифровая информация)

-27 млн.погибших на 2,5 тысяч км. Это значит 10800 убитых на каждый километр, 22 человека на каждые 2м земли.

27 млн. погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит - погиб каждый шестой!

А сколько это неродившихся детей? Вдов? Сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?

Сколько ещё погибших безымянных солдат лежат в земле! Родные до сих пор ждут любой весточки о них.

И хорошо, что у тех, кого мы сегодня назвали, есть потомки. Мы знаем и помним о военном и трудовом подвиге. Мы не дадим времени забыть их имена!

Ребята поочередно называют имена родных, близких, вписанные в Книгу Памяти.

Учитель: (звучит песня «День Победы» Д. Тухманова, В. Харитонова)

-И вот он пришел, День Победы! Громкие выстрелы салюта оповестили весь мир о том, что завершилась война! Вернулась мирная жизнь! Вернулись домой солдаты, чтобы отстроить разрушенные города и села, чтобы оставить воспоминания о подвиге своим потомкам и быть уверенными в том, что они никогда не станут воевать!

Ребята отвечают на вопрос: «Чем вам дорог мир на Земле?»

Мини-сочинения, в которых ребята отвечали на этот вопрос, можно зачитать.

Ребята проводили интервью, задав вопрос родителям или друзьям. Ответы собраны на отдельной странице Книги Памяти.

Читают стихотворение «Как хорошо на свете без войны!»

Звенят все реже дедовы медали,

Спокойно ходят дети в детский сад.

А мы, признаться, лишь в кино видали

Как бьёт в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим звук капели

Победной той и радостной весны.

Как хорошо, что вновь скворцы запели!

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо порою посмеяться!

Как хорошо порою погрустить!

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто - хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете!

Как хорошо спокойно видеть сны.

Как хорошо, что кружится планета!

Как хорошо на свете без войны!

Участники презентации вместе с гостями поют песню «Пусть всегда будет солнце!» (Л. Ошанин, А. Островский)




IV. Итоги проекта.

Данная работа посвящена патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста. В проекте предлагается решение задач подготовки детей к пониманию роли Победы в Великой Отечественной войне, её значения в сохранении мира. Реализация проекта способствует повышению интереса к военной истории, к результатам боевого и трудового подвига русского народа ради сохранения жизни на Земле. Работа над проектом формирует взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании учащихся.

Ребята прикоснулись к истории через воспоминания о родных и близких, а значит, осознали себя, свой край, частью большой Родины. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Эти знания, полученные во время работы над проектом, помогут учащимся на доступных, близких примерах из истории семьи, понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Страницы с рассказами ребят оформлены в книгу. Если у ребёнка не было возможности разместить в книге фотографию, он рисовал портрет по воображению, иллюстрировал по желанию фрагмент своего рассказа.

Мини - презентации Книги Памяти прошли на параллели 3-4 классов.

В настоящее время Книга передана в кабинет истории и используется на уроках в старшем звене школы. В будущем станет экспонатом школьного музея. Предполагается, что любой ученик школы вправе оформить и оставить свою страничку в Книге. Результаты этой работы появятся к очередной дате Великой Победы.

В ходе работы над проектом учащиеся получили навыки исследования проблемы, поиска информации, планирования, работы в сотрудничестве и взаимодействия с партнером. Развитие коммуникативных навыков и культуры общения проходило через умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми, интервьюирование, умение слышать и слушать.

В период младшего школьного возраста, когда у ребенка активно формируется самооценка, ему необходимо признание его достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. От этого зависит активность личности, её стремление к самоутверждению, участие в делах коллектива. Реализация проекта помогла повышению самооценки и способствовала формированию традиций класса и коллектива единомышленников.





Приложения




Приложение № 1.

Фронт и партизанская война.

И дед, и внуки берут оружие в руки.

Сестра с братом идут в бой рядом.

Теперь и я стою в партизанском строю.

Узнали от старушки, какие у врага пушки.

Фашисты деревню сожгли, а мы в партизаны ушли.

На фашистского гада есть засада.

Оттого у фашистов дела плохие, что в лесах партизаны лихие.

Славу свою добывай в бою.

Партизанский завет свят - партизаны насмерть стоят.

Для фашистских палачей нет спокойных ночей.

Наши корабли все моря прошли.

Кто первый бой начинает, тот скорей побеждает.

Фашистов не спасут и доты от огня русской пехоты.

Ко всему готовый будь, окопаться не забудь.

Красна девушка косами, а солдат орденами.

Бой не каравай - рот не разевай.

Выручишь товарища в бою - отведешь от себя беду.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Наша армия не одна, с нею вся страна.

Места сражений.

Крепко Тула фашистов вздула.

Курская дуга согнула врага.

Шли фашисты напролом, да разбили их под Орлом.

Фашистам надолго запомнится Волга.

Наши не стоят на месте - уже в Бухаресте.

Защитники Бреста не сойдут с места.

Фашистских гадов разбили под Сталинградом.

Штурмовали роты Бранденбургские ворота.

О брянский дуб фашист поломал зуб.

Фашистов повергли в прах - и взяли рейхстаг.

Приложение № 2.

Классный час «Ленинград - город-герой»

для учащихся начальной школы

по « Блокадной книге» А.Адамовича и Д.Гранина.

Автор разработки: Филькова Татьяна Яковлевна, учитель начальных классов МОУ «Школа №9» г. Владивостока.

Цель: формирование социально активной личности гражданина и патриота.

Задачи: приобщить учащихся к героической истории Отечества; познакомить учащихся с героическим подвигом ленинградцев; развивать коммуникативные навыки и творческие способности; воспитывать национальную гордость, уважение к национальным традициям.



1.Вступление. г.з. « С чего начинается Родина?»

- Дорогие ребята и уважаемые взрослые! У нас, у каждого есть своя маленькая родина, на которой мы живём, радуемся, дружим,

учимся, работаем. Есть и большая Родина, которой можем гордиться, помогать, защищать, помнить всегда и везде. И когда всё в порядке с нашей родиной, у нас дома тоже всё хорошо, живётся мирно и спокойно. Но так бывает не всегда.

В наступившем 2010 году Россия и мир отмечают великий праздник - 65 лет со дня Победы над фашистской Германией во Второй мировой войне.

В мирное воскресное утро, когда все люди ещё спали, видели сны,

немецкая армия, уже покорившая многие страны, приблизилась к границе нашей страны.

Ученик: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Каких - то пять минут осталось!

Каждый из нас содрогнулся бы и испугался, услышав страшные фразы, бьющие прямо в сердце: « Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, безо всякого объявления войны, германская армия вероломно атаковала границы нашей Родины. Немецкие самолёты бомбят наши сёла и города…» Так началась Великая Отечественная война (звучит запись песни «Священная война»).

2. А ведь ещё вчера и позавчера люди радовались тёплым летним дням, гуляли в парках, школьники сдавали выпускные экзамены…

( звучит лирическая мелодия, ребятам и гостям предлагаются слайды с видами Санкт-Петербурга).

- На берегу широкой и вольной реки Невы жил прекрасный город. Жил уже более 200 лет, но не старел, а молодел благодаря сильным и дружным рукам людей, живущих здесь и любящих родной Ленинград. Его было за что любить! В 1703г. царь Пётр 1 решил построить важный порт и назвать его Санкт - Петербург. До 1918г. город был столицей России. Здесь жили цари и их родственники, великие поэты, писатели, художники, учёные. На 42 островах расположились красивейшие здания - Зимний дворец, Казанский, Исаакиевский соборы, Петергоф, Эрмитаж; широкие проспекты и цветущие клумбы, множество каналов и кружевных мостов сделали Ленинград не похожим ни на один другой город. Северные ветра закалили руки людей, но их сердца оставались горячими и добрыми.

И когда в 1941г. немецкая армия не смогла захватить Москву, враг решил уничтожить Ленинград - второй по величине и значимости город России. Гитлер выбрал для этого самый бесчеловечный способ, который называется « блокада» (чёрной тканью завешиваются репродукции и фотографии, рассказывающие о довоенном городе, а поверх прикрепляется табличка со словом «блокада»; далее по ходу появляются другие таблички, необходимые для более целостного восприятия информации; они будут выделены в тексте). Зажигается свеча, приглушается свет.

3.Ученик: В начале сентября немцы окружили город со всех сторон и отрезали связь его со всей страной. Фашисты начали уничтожать город. Бомбёжки. Обстрелы. Любая бомба, любой снаряд, сброшенные на Ленинград, не могли не попасть мимо цели. Рушатся дворцы, рушатся дома, магазины, театры, заводы… 7 октября Гитлер решил капитуляцию города ни за что не принимать. Даже если сами ленинградцы будут об этом просить. Он отдал приказ отрезать Ленинград от страны на суше, на воде, в воздухе и взять город измором (на карте условными знаками указываются границы блокады).

Ученик: Блокада началась 7 СЕНТЯБРЯ 1941 года и длилась 900 дней и ночей. Против мирных жителей фашисты бросили танки, самолёты, корабли, пушки и огромное количество солдат. Взрослые ленинградцы - отцы и сыновья - ушли на фронт и с оружием в руках защищали родину. Им было особенно трудно, ведь бои шли вдоль всей западной границы России с севера на юг.

Учитель: А как жили ленинградцы, кто оставался в городе всё это время? Как жили дети, старики, матери, кто не успел или не захотел покинуть родной город? О них наш сегодняшний рассказ.

4. ( г.з ) В город пришли и поселились БОМБЁЖКИ, ГОЛОД, ХОЛОД, ТЕМНОТА, СМЕРТЬ.

Ученик: Настоящий голод пришёл в декабре. От голода гибнет масса людей. Многие падают прямо на улице и умирают. Их трупы собирают похоронные машины и отвозят на братское кладбище…Мороз около 30. Стоят трамваи. Дома по - прежнему не отапливаются. Съедено всё, что можно было съесть. Ведро воды, очередь за хлебом, подъём на 2-3 этаж - всё стало проблемой для измученных и ослабевших людей.

Ученик: Но ленинградцы вели себя стойко и мужественно. Работали заводы, выпускающие боевые снаряды и патроны. Правда, на место взрослых рабочих у станков встали их жёны и дети - 13, 14, 15 лет…В холодных залах театров время от времени идут спектакли, звучит оркестровая музыка. Библиотеки ждут своих читателей. Сдаваться просто так никто не хочет!

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит.

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне.

Как из недр его вопли « Хлеба!» -

До седьмого доходят неба.

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

(Ольга Бергольц)

Учитель: Страна знала о беде Ленинграда. Помогала, чем могла. А на Новый год самым маленьким блокадникам чудом удалось передать немного мандаринов и даже устроить праздник с нарядной ёлкой.

ВОДА, ТЕПЛО, ХЛЕБ, СВЕТ, ЖИЗНЬ. Мечта об этом заставляла людей терпеть и ждать. Многие блокадники, чтобы как - то помочь себе, вели дневники - записывали в обычные школьные тетради обо всём, что переживали всё это время.

Ученик: Вспоминает ленинградка Лера: « Самое страшное, когда человек хочет есть, а есть нечего совершенно…Голова наливается тяжестью, руки и ноги не действуют… Голодного человека можно было узнать по походке. Он шёл, наклонившись вперёд, как от ветра. Тяжело переставлял ноги. Многие падали прямо на дорогу, на тротуар…Другие их просто обходили. Помочь не было сил».

Ученик: Самое прекрасное слово - слово кушать. Самая светлая мечта - наесться и умереть. Неужели мы доживём до того времени, когда в булочной будут полные полки хлеба? Какие же мы будем счастливые!»

Ученик поёт песню из кинофильма «Зелёные цепочки»

В далеком тревожном военном году,

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь двенадцать,

Но были они ленинградцы!

Ученик: Хлеб по - прежнему выдавали по специальным талончикам. Стоять в очереди нужно было всё дольше, а кусочки становились всё меньше. 125 г - такой кусочек выдавали людям на целые сутки. И больше ничего. Да разве это был хлеб? Серый, почти чёрный, с примесями опилок. Когда его брали в руку, с него текла вода, он был липкий как глина.

Учитель показывает детям, какой примерно кусок хлеба получали взрослые и дети голодающего Ленинграда. Предлагает съесть кусочек и ощутить вкус хлеба, представив, что могли бы чувствовать голодные блокадники.

Ученик: Люди ели стружки, кожу животных, столярный клей, ремни и перчатки. Обдирали обои, соскребали с них мучной клей. Съедали таблетки, мази и кремы. Одна женщина сварила и съела по кусочкам свою шубу из суслика. Когда разбомбили продуктовый склад, на котором хранились сахар и масло, земля пропиталась этими продуктами. Кусочки сладкой земли съедали как шоколадку, запивая водой или кипятком.

Ученик: Освещение отключили не только на улицах и в подъездах, но и в домах. С наступлением темноты любой огонёк служил прекрасной мишенью фашистским пушкам и самолётам. Окна завешивали коврами и одеялами. Свечи стали большой редкостью. Каждую ночь воздушная тревога. Налетают самолёты со смертельным грузом, бомбёжки, пожары, разрушенные дома, погибшие люди.

5 Учитель: Матери Ленинграда… Они должны были делать снаряды, ухаживать за ранеными, строить защитные сооружения, дежурить ночью на крышах, сбрасывая вниз зажигательные снаряды, ходить на Неву за водой, искать дрова для железных печурок, учиться и учить…А главное - сберечь своих детей, спасти их от голода, холода, темноты.

Лидия Охапкина, мать двоих детей, вспоминает: « По квартире бегали и пищали голодные крысы. Они грызли обои, так как те клеились клеем, сделанным из муки. Чтобы маленькая Нина не плакала, я давала ей сосать свою кровь. Прокалывала иглой руку выше локтя и прикладывала дочку. Она сосала и засыпала…»

Стихи читаются в музыкальном сопровождении.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда

Страна моя, великая страна!

Над Ленинградом - смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы

Что называлось страхом и мольбой.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей!

6.Ученик: Первыми погибали самые маленькие ленинградцы, те, кто терял родителей. Поэтому когда замёрзло Ладожское озеро, решили спасать детей.

С 1942 г. самых маленьких по замёрзшему льду озера Ладога на машинах вывозили подальше от войны в детские дома и приюты, где их лечили, кормили. Вспоминает маленькая ленинградка: « Привезли нас на Урал. Я потихоньку убежала в поле. Там ведь хлеб растёт! Думаю, раскопаю ямку, а там буханка хлеба. Я её возьму и всегда сыта буду. Яму глубокую выкопала, а хлеба всё нет. Сижу и плачу».

7.Учитель: Тяжкую долю блокадников разделяли вместе с хозяевами их четвероногие друзья. Ленинградская школьница , 11 летняя Валя, тогда записала в своём дневнике:

Ученик: « 15 октября. Сильву, ирландского сеттера, решили убить. И съесть. Подумали и решили убивать кошек и кормить Сильву их мясом. Я тоже решила попробовать. Поджарила, стала жевать. Пожалуй, будто ешь курицу.

3 ноября. Наконец пошли в школу! Обещали давать 50 г хлеба! А Сильву опять хотят усыпить. Жалко!

8 ноября. Придётся засолить Сильву. Её надолго хватит. Мне её жалко. А что делать? Нечего есть.

12 ноября. Обеды в школе прекратили. Хлеба мало. Засолили кошку. Сильва пока жива.

15 ноября. Мою бедную Сильву украли и съели. О кошках говорят как о лакомстве. Но и их уже нет.»

Учитель: Трагическая судьба животных - часть трагедии города. К новому году исчезли коты, собаки, вороны, затем крысы и мыши.

Вспоминает Ирина Коржевская, преподаватель института:

« Хлебный магазин, где я получала паёк, находился на углу напротив дома. Недавно я заметила, что у входа в магазин сидит овчарка. Шкура и скелет. Сидит и смотрит на входящих и выходящих. Глаза у неё горят и просят. Все проходят мимо, не глядя.

Собачка деликатная. Просит без унижения. Взгляд её говорит: я умираю от голода. Может быть, вы дадите хоть крошку…

Я погладила собаку и пошла. Поднялась к себе на 4 этаж. Овчарка пришла за мной. Я дала ей кусок окаменелого позеленевшего хлеба. Собака жадно его грызла. Я напоила её тёплой водой. Овчарка свернулась калачиком и уснула.

Сколько времени жила она у меня, я не помню. Я уходила, она оставалась. Она не виляла хвостом, когда я возвращалась. Может быть , ей трудно было.

Назвала я овчарку Проспером ( Благополучный). Глядя на лихорадочно горящие глаза Проспера, я думала, что может прийти момент, когда кто - то из нас обезумеет от голода и бросится на своего случайного друга, чтобы съесть его.

Я начала ощущать, что слабею. Плохо спала. Хлеб кончился. Табуретки все сожжены. Холодно. Остался стол. Надо его сжечь, а прежде разрубить. И там, в ящике стола, я нащупала какой - то узелок. Это были зёрна кукурузы. Вот так находка! Если их сварить, хватит на 2-3 дня.

Я съела всего несколько зёрен, дала горсть Просперу. Утром опять отдала горсть. Проспер не выдержал. Через два дня, когда закончились хлеб и кукуруза, он встал и вышел со мной на улицу.

- Я не стану тебя удерживать, - сказала я ему. Но у меня тебе всё - таки лучше. И у меня теплей. Я не убью и не съем. Мне без тебя будет грустно.

И всё - таки, он ушёл, пошатываясь, к помойке…Наивный пёс!»

Многие маленькие ленинградцы, пережившие блокаду, после войны не знали, что такое животные. Они их никогда не видели.

7. Ученик: « Умрём, но не сдадим!» Этими словами клялись защитники города. И вот блокада прорвана героическими усилиями ленинградского и волховского фронтов.27 января 1944 года фашисты вошли в Ленинград, но не как победители, а под конвоем. Пленные шли, боясь поднять глаза и увидеть, во что они превратили цветущий город. Им вдогонку неслись проклятия 800 тысяч умерших жителей Ленинграда и более 200 тысяч его защитников.

Учитель: Война забрала у матерей их детей, у детей их детство и смех, у отцов - их семьи. У погибших не родились дети и внуки. Город потерял художников, поэтов, строителей, врачей, инженеров.

Мы должны это знать и помнить, и никогда не допустить повторения страшной трагедии.

В память о погибших ленинградцах объявляется минуту молчания.

8. Звучит торжественная мелодия.

Ученик: В этом году Санкт - Петербургу исполнится 307 лет. Отстроены дома и мосты, по широким улицам спешат потоки машин, торопятся на занятия студенты и школьники. На площади туристы кормят голубей. О гранитный берег плещется прохладная вода Невы.

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил.

Учитель: За выдающиеся заслуги перед родиной, героизм, проявленный в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в в тяжёлых условиях длительной вражеской блокады, городу Ленинграду присвоено звание « Город - герой».

( звучит запись песни о Ленинграде; выходит группа учащихся)

Звенят всё реже дедовы медали.

Спокойно дети ходят в детский сад.

А мы , признаться, лишь в кино видали

Как бьёт в броню осколочный снаряд.

Но до сих пор мы слышим звук капели

Победной той и ранней той весны.

Как хорошо, что вновь скворцы запели!

Как хорошо на свете без войны!

Как хорошо от всей души смеяться,

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться.

И просто - хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета!

Как хорошо на свете без войны!

Предоставляется слово родителям и гостям, присутствующим на классном часе.

Учитель: Мы живём в мирное время. Да, где - то случаются взрывы и выстрелы. И нам нужно уметь ценить эту мирную жизнь, солнце, небо, друзей и родных. Нельзя допустить повторения войн и гибели людей.

( зачитывается Письмо Мира, заранее составленное после бесед с ребятами о войне и мире, встреч с участниками и свидетелями войны)


ПИСЬМО МИРА.

Люди Земли!

Не допустите повторения войны ни в своей стране, ни в других странах и городах!

Не поддавайтесь злым и жадным людям. Не завидуйте другим, не обижайте родных и близких. Не берите в руки оружие!

Война - это зло, разрушение, гибель, рабство и горе, страх и голод.

Берегите мир! Только мир позволит нам жить в счастье и покое, иметь друзей, радоваться, мечтать, не думать о голоде, жажде и тепле.

Мир - это свет! Это - жизнь! Это - будущее!

Ученики 3Б класса МОУ «Школа № 9»

( г. Владивосток)

Письмо по общему решению прикрепляется к воздушному шарику. Дети и все гости выходят на улицу, поют песню « Пусть всегда будет солнце» и отпускают своё послание о мире всем живущим в городе, в Приморье, на Земле.



Приложение №3.

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» г. Владивостока

Макаровой Лизы.

Я знаю, что во время Великой Отечественной войны у детей было трудное детство. Им пришлось много работать и сражаться рядом со взрослыми. Детям некогда было учиться и играть.

Я хочу рассказать о Матвее Капитоныче , герое рассказа Л.Пантелеева.

Сначала я подумала, что это пожилой человек, судя по его имени. А потом узнала, что это мальчик Мотя. Обычный мальчик, с узеньким лицом, смешными беленькими бровками, в широких штанах и большой фуражке. У Моти всегда серьёзный вид. Его отец погиб от осколка в самом начале войны. Вот мальчик и работал перевозчиком на широкой лодке - ялике.

Сидела лодка низко в воде. Была очень тяжелая, шла медленно, одолевая течение. Всем пассажирам было видно, как туго и трудно погружались в воду вёсла. И с какой лёгкостью выскакивали из воды, сверкая на солнце и рассыпая брызги.

Мотя знал своё дело. Он уверенно и легко вёл своё маленькое судно. На его лице нельзя было видеть ни страха, ни волнения. Матвей Капитоныч уверен, что легче не будет, если бояться. И фашистов одолеть можно только храбростью. Он нужен людям и городу. Он хочет быть всем полезным. Таким был его погибший отец. Поэтому Мотя всегда на своём посту. И днём, и ночью, в дождь и под обстрелом.

Мотя - герой, скромно и просто защищающий от врага свою землю. Конечно, он не знает, как долго будет длиться война. Но делает всё, чтобы мир вернулся как можно быстрее.

Я считаю, что благодаря таким ребятам как Мотя, мы сегодня свободны и живы. Давайте всегда об этом помнить!

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» г. Владивостока

Черновой Кати.

Победа в Великой Отечественной войне далась России нелегко. Даже дети помогали фронту как могли. Они вязали варежки солдатам, писали за раненых письма. Работали на заводах, когда отцы ушли воевать, делали патроны и снаряды.

Я прочитала в рассказе Леонида Пантелееве про одного мальчика. Лет ему совсем немного, звали его Мотя. Но все вокруг называли его Матвей Капитоныч. Почему? Я поняла не сразу.

Лицо у мальчика худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара. Только бровки смешные, детские. Меня просто поразили его серьёзность и суровость. Мотя стал таким потому, что у него погиб отец. Поэтому мальчик совершал, на мой взгляд, невероятные поступки! Смелый, но скромный, он каждый день , не думая об опасности и о смерти, перевозил людей под осколками снарядов! Вот почему его называли как взрослого - Матвей Капитоныч. Никто не заставлял Мотю совершать такую тяжелую работу. Он это делал сам.

Я бы на его месте побоялась бы. Очень! Да и многие взрослые, думаю, тоже. Каждый хочет жить. И Мотя тоже хотел, чтобы его мама и сестра жили. Он их защищал! Его работа - настоящий подвиг!

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» г.Владивостока

Козловой Маргариты.



Я знаю, что во время Великой Отечественной войны дети помогали фронту. Они были разведчиками, работали на заводах и делали снаряды. После уроков помогали убирать урожай. Дежурили на крышах во время обстрелов. Нелегко им пришлось в военные годы.

Я хочу рассказать о мальчике, которого звали Матвей Капитоныч. Ему было лет 12. А может и меньше. Он работал перевозчиком на ялике, широкой старой лодке.

У Моти худенькое лицо, строгое, тёмное от загара. Только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие. Из-под широкого козырька огромной фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб соломенные, давно не стриженые волосы.

Мотю тепло и дружно приветствовали на пристани женщины. К нему с уважением обращались мужчины. Называли мальчика как взрослого - Матвей Капитоныч. Маленький перевозчик очень уставал. С его лица катил градом пот. Но Мотя очень спокойно, без всякого раздражения , сурово и повелительно распоряжался посадкой и высадкой пассажиров. Не обращал внимания на обстрелы.

Что заставило его взяться за опасное и тяжелое дело? Я думаю, долг и совесть. Ведь от осколка погиб отец мальчика. Мотя должен занять место отца и помогать по - своему в борьбе с фашистами.

О мальчике с взрослым именем Матвей Капитоныч вы можете прочитать в рассказе Л. Пантелеева. Автор сам был пассажиром на ялике. А вот я бы не хотела попасть под осколочный дождь как Мотя. Я хочу жить. И хочу узнать много нового и интересного. А ещё я хочу стать врачом или химиком. Но я буду помнить, что мужество и терпеливость нужны не только на войне. Они нужны каждый день, в любом деле. И тогда мы сумеем жить без войн.

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» г. Владивостока

Шило Валерии.

Я знаю, что во время Великой Отечественной войны дети работали в госпиталях, помогали раненым. На заводах дети делали патроны и снаряды. А ещё вредили фашистам как могли!

Я прочитала рассказ о мальчике по имени Матвей Капитоныч. Автор встретился с ним во время войны под Ленинградом. Мотя не делал снаряды, не стрелял в немцев. Он совершил свой собственный подвиг.

Маленький, худенький, загорелый и очень серьёзный. Только бровки у Моти были смешные. Детские. А в остальном он был взрослым. Стал взрослым из - за войны.

И Матвеем Капитонычем называли его потому, что он уже заслужил взрослое имя. Мальчик перевозил людей на ялике под зенитным обстрелом, хотя ему было чуть больше десяти лет. Мотя не прятался, не пригибался. Он знал, что зенитки бьют по немцам. И отец его, погибший от осколка, был таким храбрым. Мотя мог бы сидеть дома, помогать маме. Но в память об отце мальчик стал суровым и сильным. Каждый день. В любую погоду.

Я на его месте очень бы испугалась. Ведь так легко погибнуть. А я хочу жить. Долго жить и счастливо.

Матвей - мужественный человек. Он будет как адмирал Нахимов до конца на своем посту, пока не прогонят фашистов. Я считаю это подвигом!

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» Г.Владивостока

Барышниковой Валерии .

Война - это всегда горе, слёзы, страдания. И неважно, взрослый ты или ещё ребёнок. Всем плохо. Дети во время Великой Отечественной войны помогали взрослым бороться с врагом: сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, эвакуировали маленьких детей, работали на заводах и делали снаряды.

А один мальчик по имени Матвей Капитоныч стал вместо погибшего отца перевозить людей на ялике. Отец погиб от осколка во время работы. Это навсегда отложилось в памяти Моти. Он должен был бы бояться и не возить людей. Но Мотя решил заменить отца и занял его пост.

Автор рассказа «На ялике», писатель Л.Пантелеев рассказывает, как упорно и серьёзно работал мальчик. Да, трудно поверить, но самый обычный мальчик. Не прятался от осколков, не плакал, не брал лишних денег, не жаловался. Потому и звали мальчика по - взрослому Матвей Капитоныч.

Я не хочу оказаться на месте Моти. Я боюсь взрывов, крови, мне жалко маму. Но если бы не было таких ребят, война, мне кажется, длилась бы намного дольше. Прочитайте рассказ. И вы согласитесь со мной.

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа 9» г. Владивостока

Никищенко Виктории

Я знаю, что во время Великой Отечественной войны отважно сражались против фашистов взрослые и дети. Дети также помогали взрослым и в тылу. Они работали на полях, в госпиталях, на заводах.

Из рассказа Леонида Пантелеева «На ялике» я узнала о смелом мальчике Моте, которого взрослые с уважением называли Матвеем Капитонычем. Мотя меня очень удивил! Ведь взрослые люди, во много раз старше Моти, боялись зенитных обстрелов. Но Мотя не боялся!

С виду обычный мальчик, лет 11 - 12, худой от трудной работы, почти всегда хмурый и серьёзный, он не прятался от страшных зенитных осколков. Характер у Моти суровый и крепкий. Почему?

У Моти случилась беда. У него отец от осколков погиб. И стал мальчик серьёзным не по годам. Стал как его отец. И называли мальчик взрослым именем Матвей Капитоныч.

Я бы на месте Моти испугалась больших зениток и осколков. Ведь я жить хочу. Хочу узнать, что будет в будущем. А каким человеком Мотя вырастет? Непростой вопрос. Но я думаю, что он останется смелым, сильным и заботливым человеком для своих детей и для страны. Их надёжным защитником.

Сочинение

по рассказу Л.Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» г.Владивостока

Сергеевой Даши.

Я знаю, что во время Великой Отечественной войны школьники помогали фронту. Они вязали варежки, писали за раненых письма. Помогали солдатским матерям и их детям. Вставали за станки и делали снаряды. Трудно им пришлось!

Я хочу вам рассказать о герое рассказа Леонида Пантелеева, о Матвее Капитоныче. Это мальчик, которому чуть больше десяти лет. Худенький, светловолосый, невысокого роста, с тёмным от загара лицом. Со смешными детскими бровками. Матвей Капитоныч работал на ялике. Ялик - старая лодка, на которой также работал отец Моти. Когда мальчик перевозил людей, с неба падали убийственные осколки. Но Мотя их не боялся. Не имел права бояться! Такой осколок убил его отца в самом начале войны. Отец выполнял очень важную работу - перевозил людей. И Мотя должен был его заменить. Никто мальчика не заставлял. Он сам решил. Потому и пригибался, не прятался под обстрелами. Знал: бояться - легче не станет!

Я бы на его месте не села в эту лодку. И боялась бы зенитных осколков. Спряталась бы подальше от них! Ведь так жить хочется! И Мотя тоже мог бы играть с мальчишками, ходить на рыбалку. Заниматься менее опасным делом. Но выбрал трудное и серьёзное дело! И нам надо брать с него пример!

Сочинение

по рассказу Леонида Пантелеева «На ялике»

ученицы 3Б класса МОУ «Школа №9» г. Владивостока

Ружицкой Иры.



Я знаю, что во время Великой Отечественной войны дети помогали взрослым: писали за раненых письма, устраивали им концерты, вязали носки и варежки для военных. Работы хватало всем!

Я хочу рассказать о мальчике Матвее Капитоныче. Это герой Рассказа Леонида Пантелеева. Автор встретил его во время войны под Ленинградом.

С виду Мотя обычный мальчик. Худенький, светловолосый, загорелый. Но характером совсем взрослый. Рано мальчик повзрослел, потому что хотел стать таким как его отец, погибший на переправе от осколка. Потому и решил вместо отца перевозить людей туда и обратно. Мотя много трудился, работал в любую погоду. Он очень уставал. Но не бросал весла. И не разрешал себя жалеть! Вёл себя спокойно, как взрослый человек. Потому все его уважали и называли Матвей Капитоныч.

Я думаю, что, пожалуй, смогла бы поступить как он, перевозила бы людей каждый день на лодке и не боялась. Я бы очень постаралась стать такой как Мотя! Думаю, на всю жизнь он останется сильным, добрым и хорошим человеком. Мотя всегда будет мужественным. Даже когда закончится война. И нам можно брать с него пример.

Список литературы.

  1. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга». М.: Советский писатель, 1983

  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2009.

  3. Дереклеева Н. И. Азбука классного руководителя. М.: ООО «5 за знания», 2008.

  4. «Книга Памяти». Владивосток: Дальпресс, 1996.

  5. Лирика 40-х годов «Ради жизни на земле». Издательство «Кыргызстан», 1987.

  6. Морохин В. Н. Малые жанры русского фольклора. М.: «Высшая школа», 1986.

  7. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание социально активной личности в младшем школьном возрасте. М., « Прометей», 1989.

  8. «Педсовет № 8» , 2005; «Педсовет №3», 2009.

  9. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2008.

  10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003

  11. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

План работы «Проект Книга Памяти»

  1. Цель, задачи проекта. с. 3

  2. Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся. с. 4

  3. Методический паспорт проекта. с. 5

  4. Содержание этапов работы над проектом. с. 6-8

  5. Презентация проекта. с. 9-18

  6. Итоги работы над проектом. с. 19

  7. Статья к проекту «Книга Памяти». с. 21-22

  8. Приложения. с. 23-42

  9. Список используемой литературы. с. 43

41

© 2010-2022