- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Фразеологизмы
Конспект урока по русскому языку Фразеологизмы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Заяц А.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель начальных классов Заяц Алевтина Николаевна
Урок русского языка 3 класс,
УМК «Школа России»
учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Фразеологизмы.
1.Орг. момент.
2.Чистописание.
На слайде два высказывания, которые дети пишут в тетрадь
Хватать звезды с небес. Не ударить в грязь лицом.
3.Постановка проблемы, определение целей урока.
- Как вы поняли это высказывание?
-Как называются такие выражения в русском языке? Что это? (кто-то отвечает, кто-то не знает совсем)
- перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.
- Цель урока - Узнать, как называются такие выражения и научиться их расшифровывать.
-Как поймем, что достигли цели? (Увидим, что стали понятны эти обороты, знаем как с ними работать)
4. План урока.
-Для достижения цели предлагаю сегодня работать по следующему плану (план на доске)
1)Что такое фразеологизм
2)Фразеологический словарь
3)Работа с фразеологическими оборотами
4)Работа с текстом
5)Тренировочные упражнения
6)Итог
5. Работа по плану.
-Учебник откроем на с. 49. Читаем правило. Обсуждаем.
-Найдите в стихотворении упражнения №83 фразеологический оборот.
-Где искать расшифровку? (Фразеологический словарь с. 157)
- С помощью словаря расшифруйте фразеологизмы, записанные на чистописании.
- Догадайтесь, что обозначают фразеологизмы на слайдах: Смотрит как баран на новые ворота (Очень удивлённо)Сесть в лужу (Оказаться в неловком, смешном положении)Рубит сук, на котором сидит (Делает то, что может быть опасным для него же)
Запишите в тетрадь первый фразеологизм.
-Физминутка
- В парах поработайте над карточкой-тестом. Выделите правильные ответы.
О каком человеке так говорят: 1. Он выйдет сухим из воды: ловкий робкий 2.У него денег куры не клюют богатый бедный 3. У него зимой снега не выпросишь: щедрый жадный 4. Он водит всех за нос: показывает людям дорогу обманывает людей
- Работа с текстом в парах.
Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.
- Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.
-Чтение текста вслух.
- Посоветуйтесь и решите, каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку)
-Что означает это выражение? (Обманулись)
-Какие фразеологизмы вам встретились в тексте? Объясните их значение. (Пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.)
-Запись предложения с комментированием на доске.
Мы попались на удочку.
-Подчеркните главные и второстепенные члены, укажите части речи, определите словосочетания.
-Запишите в тетрадь один любой фразеологический оборот из текста.
ФИЗМИНУТКА. Посмотрите на слайды - из истории возникновения некоторых фразеологических оборотов.
Время истекло-свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне появились водяные часы в виде высокого узкого сосуда с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и «сколько воды утекло», «текущий год».
Спать без задних ног -спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь.После тяжѐлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить еѐ подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.
-Упражнение № 85 с. 50 учебника.
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работал, не покладая рук. 4. Я устал, но взял себя в руки.
- Зачитайте. Объясните.
- Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем?
-Домашнее задание.
На протяжении всего урока идет работа с планом урока. Дети определяют, на каком этапе находятся. Осмысливают, сколько осталось. Планируют силы.