Занятие по рассказу А. П. Гайдара

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл занятий

«Знатоки литературы»


Занятие II-5. А.П.Гайдар

«Чук и Гек»

Подготовительная работа:

  • чтение детьми произведения,

  • просмотр фильма «Чук и Гек»,

  • подготовка детьми заданий классу по прочитанной книге.

Ход занятия:

1.Рассказ о писателе. Аркадий Петрович Голиков родился 22 января 1904г. В городе Льгове. Его родители, Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна работали учителями. В их доме неизменно присутствовал дух знаний и поэзии. С 1912 года семья переехала жить в Арзамас. Здесь прошли два счастливых года жизни Аркадия. Здесь он поступил в 1 класс реального училища. Он отлично учился, особенно по литературе, сочинял стихи, участвовал в самодеятельных спектаклях, выступал на вечерах. Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт. Но он и сам стремился в армию, и с 1919года (в 15 лет) поступил на курсы командиров РККА. К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас. «С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало» - пишет сам Гайдар в 1937г. в своей автобиографии. Его произведения «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и другие любимы уже несколькими поколениями читателей. С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941года, прикрывая отход товарищей. На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю - это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.
2. Работа по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек» 1) Ответьте на вопросы по содержанию текста:

  • Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)
  • Расставьте иллюстрации к произведению по порядку сюжета (иллюстрации прилагаются)
  • В каком городе жили Чук и Гек? Как об этом можно догадаться по тексту? (Москва)
  • Как долго папа не был дома до того, как пригласил семью в гости? (год)
  • В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? (декабрь)
  • Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию?
  • Из-за чего они поссорились перед отъездом?
  • Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы?
  • Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Как по-вашему, промолчать о чём-то - это соврать или нет? Что же лучше - промолчать или соврать?
  • В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала?
  • По какой причине Гек проснулся ночью в поезде?
  • Кто пристыдил Гека за хлопанье скамейками?
  • Как называется поезд с вооружением, обшитый бронёй? (бронепоезд)
  • В какое время суток поезд подъехал к станции, где маму и братьев должен был встретить папа? (утром)
  • Сколько километров оставалось ехать от станции до того места, где жил отец? (сто)
  • Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? (козёл)
  • Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? (пружину)
  • О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? (медведь, лошадь)
  • Сколько человек жили и работали на разведывательно- геологической базе №3? (десять)
  • Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму?
  • Что было написано в телеграмме? («Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу»)
  • Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? (Сказал, что проверять капканы, а на самом деле пошёл к отцу, чтобы сказать, что его семья уже приехала)
  • Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие ещё его слова и дела подтверждают, что это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это?
  • Зачем Гек спрятался в сундуке?
  • Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой?
  • Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? (Смелый)
  • Что принёс сторож от отца? (ключ от комнаты и письмо)
  • Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку?
  • Что принёс им сторож для этих поделок? (серебряную бумагу от завёртки чая и кусок воска для свечей)
  • Какой «секрет» для отца приготовили Чук и Гек на ёлке? (по фильму - хлопушку с письмом)
  • Какой подарок на Новый год подарил мальчикам сторож? (по фильму - белку)

Из выделенных слов попробуйте составить кроссворд. (Слова: Москва, год, декабрь, бронепоезд, пружина, медведь, лошадь, Смелый, белка) 2) Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека: Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека





Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?


Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу?


Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?


Профессия отца Чука и Гека





Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора

Ответы: Синие, апельсин, телеграмма, ружьё, геолог, ямщик, сундук, башлык.

3) Назови по описанию животных, которых Чук и Гек видели в тайге по дороге к отцу:

  • Среди этих зверьков есть травники, колосники, листопадники; охотники считают его хитрым, потому что выследить его по запутанным следам очень трудно.

  • Этот зверёк в разное время года может питаться насекомыми, гусеницами, иногда мышами и рыбой, ловит птиц и таскает из птичьих гнёзд яйца, грызёт сброшенные лосями рога, ест почки деревьев, орехи, семена елей и сосен. Его злейший враг - куница.

  • Птенцы этой птицы могут появиться на свет в любое время года, даже чаще зимой, в течение жизни у этой птицы меняется форма клюва, а трупики этих птиц, в отличие от других, не разлагаются 15 - 20 лет.

  • Крупная хищная птица, ведущая ночной образ жизни, приносит большую пользу лесу и сельскому хозяйству, истребляя грызунов. Считается символом мудрости.

  • Среди этих животных есть и северные, и пятнистые, и благородные. Их рост может достигать 2 метров, а длина рогов до 93см. Но этот великан - совершенно безобидное животное, питается растительной пищей, очень пуглив, держится обычно стадами.

4) «Математика в литературе»

  1. Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)

  2. Ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько дней папа не был дома? (365)

  • Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)

  • Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)

  • Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)

  • Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 руб.)

  • На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14)

  • Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12)

Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

3

6

5

-

1

0

0

-

6

0

+

1

4

-

1

2

+

1

0

-

7

=

Почему же книги Гайдара так любят и до сих пор читают дети и взрослые и в нашей стране, и в других странах?

Давайте прочитаем последний абзац произведения:

«Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной.»

- А что же для вас счастье?

Урок завершается финальной песней из фильма «Чук и Гек».

Приложение.

1.Лучшие кроссворды, составленные детьми по заданным словам:

  • Воронина Наталья


М


Г

О

Д


С


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


В

Р

П

Р

У

Ж

И

Н

А

О

Б


Н

Е


Е

Л


П

К


Л

О

Ш

А

Д

Ь


Е


З


М

Е

Д

В

Е

Д

Ь


  • Назарова Дарья

М


Г

О

Д


С


К


Б

В

Б

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Л

О

Л

К

Н

О

А

Е

Ш

П

Р

У

Ж

И

Н

А

О

Д

Е

Ь

З


М

Е

Д

В

Е

Д

Ь





  • Гущин Кирилл


Б

Г

Е

О

Л

О

Ш

А

Д

Ь

Б

К

П

Р

У

Ж

И

Н

А

О


Н


М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

П


М

О

С

К

В

А

Е


З


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь



  • Онучин Иван

М


Г

О

Д


С


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

В

Р


А

О


Б

Н

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Л

П


К

О

П

Р

У

Ж

И

Н

А

Е


З

Л

О

Ш

А

Д

Ь



  • Шишкин Миша

Г


О


Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Р


О

П

Р

У

Ж

И

Н

А


Е

Л

П

О

О

Ш

Е

А

З

Б

Д

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Л


К


А


Кроссворды, подготовленные детьми к занятию по содержанию рассказа А.П.Гайдара «Чук и Гек»

Бриль Илья:

5

9

8

7

1

2


6




4



3



По горизонтали:

  1. К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия? (Алкараш)

  2. Что увидели Чук и Гек на железнодорожном разъезде? (бронепоезд)

  3. Как звали собаку сторожа? (Смелый)

  4. Что подарил военный Чуку в поезде? (карандаш)

По вертикали:

  1. Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитан- ным? (телеграмма)

  2. Место добровольного заточения Гека? (сундук)

  3. Какая фамилия была у Чука и Гека? (Серёгины)

  4. Номер базы, на которую приехали Чук и Гек с мамой? (три)

  5. Что обозначает псевдоним «Гайдар»? (всадник)


  1. Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека





Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?


Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу?


Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?


Профессия отца Чука и Гека





Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора


  1. Ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько дней папа не был дома? (___)

  • Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (___)

  • Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (___)

  • Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (___)

  • Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (___ руб.)

  • На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (___)

  • Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (___)

Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

-

-

+

-

+

-

=


© 2010-2022