- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие по рассказу А. П. Гайдара
Занятие по рассказу А. П. Гайдара
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новоселова Т.А. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цикл занятий
«Знатоки литературы»
Занятие II-5. А.П.Гайдар
«Чук и Гек»
Подготовительная работа:
-
чтение детьми произведения,
-
просмотр фильма «Чук и Гек»,
-
подготовка детьми заданий классу по прочитанной книге.
Ход занятия:
1.Рассказ о писателе. Аркадий Петрович Голиков родился 22 января 1904г. В городе Льгове. Его родители, Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна работали учителями. В их доме неизменно присутствовал дух знаний и поэзии. С 1912 года семья переехала жить в Арзамас. Здесь прошли два счастливых года жизни Аркадия. Здесь он поступил в 1 класс реального училища. Он отлично учился, особенно по литературе, сочинял стихи, участвовал в самодеятельных спектаклях, выступал на вечерах. Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт. Но он и сам стремился в армию, и с 1919года (в 15 лет) поступил на курсы командиров РККА. К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас. «С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало» - пишет сам Гайдар в 1937г. в своей автобиографии. Его произведения «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и другие любимы уже несколькими поколениями читателей. С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941года, прикрывая отход товарищей. На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю - это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.
2. Работа по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек» 1) Ответьте на вопросы по содержанию текста:
- Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)
- Расставьте иллюстрации к произведению по порядку сюжета (иллюстрации прилагаются)
- В каком городе жили Чук и Гек? Как об этом можно догадаться по тексту? (Москва)
- Как долго папа не был дома до того, как пригласил семью в гости? (год)
- В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? (декабрь)
- Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию?
- Из-за чего они поссорились перед отъездом?
- Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы?
- Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Как по-вашему, промолчать о чём-то - это соврать или нет? Что же лучше - промолчать или соврать?
- В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала?
- По какой причине Гек проснулся ночью в поезде?
- Кто пристыдил Гека за хлопанье скамейками?
- Как называется поезд с вооружением, обшитый бронёй? (бронепоезд)
- В какое время суток поезд подъехал к станции, где маму и братьев должен был встретить папа? (утром)
- Сколько километров оставалось ехать от станции до того места, где жил отец? (сто)
- Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? (козёл)
- Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? (пружину)
- О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? (медведь, лошадь)
- Сколько человек жили и работали на разведывательно- геологической базе №3? (десять)
- Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму?
- Что было написано в телеграмме? («Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу»)
- Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? (Сказал, что проверять капканы, а на самом деле пошёл к отцу, чтобы сказать, что его семья уже приехала)
- Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие ещё его слова и дела подтверждают, что это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это?
- Зачем Гек спрятался в сундуке?
- Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой?
- Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? (Смелый)
- Что принёс сторож от отца? (ключ от комнаты и письмо)
- Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку?
- Что принёс им сторож для этих поделок? (серебряную бумагу от завёртки чая и кусок воска для свечей)
- Какой «секрет» для отца приготовили Чук и Гек на ёлке? (по фильму - хлопушку с письмом)
- Какой подарок на Новый год подарил мальчикам сторож? (по фильму - белку)
Из выделенных слов попробуйте составить кроссворд. (Слова: Москва, год, декабрь, бронепоезд, пружина, медведь, лошадь, Смелый, белка) 2) Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека: Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу?
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?
Профессия отца Чука и Гека
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора
Ответы: Синие, апельсин, телеграмма, ружьё, геолог, ямщик, сундук, башлык.
3) Назови по описанию животных, которых Чук и Гек видели в тайге по дороге к отцу:
-
Среди этих зверьков есть травники, колосники, листопадники; охотники считают его хитрым, потому что выследить его по запутанным следам очень трудно.
-
Этот зверёк в разное время года может питаться насекомыми, гусеницами, иногда мышами и рыбой, ловит птиц и таскает из птичьих гнёзд яйца, грызёт сброшенные лосями рога, ест почки деревьев, орехи, семена елей и сосен. Его злейший враг - куница.
-
Птенцы этой птицы могут появиться на свет в любое время года, даже чаще зимой, в течение жизни у этой птицы меняется форма клюва, а трупики этих птиц, в отличие от других, не разлагаются 15 - 20 лет.
-
Крупная хищная птица, ведущая ночной образ жизни, приносит большую пользу лесу и сельскому хозяйству, истребляя грызунов. Считается символом мудрости.
-
Среди этих животных есть и северные, и пятнистые, и благородные. Их рост может достигать 2 метров, а длина рогов до 93см. Но этот великан - совершенно безобидное животное, питается растительной пищей, очень пуглив, держится обычно стадами.
4) «Математика в литературе»
-
Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)
-
Ответьте на следующие вопросы:
-
Сколько дней папа не был дома? (365)
-
Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)
-
Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)
-
Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)
-
Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 руб.)
-
На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14)
-
Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12)
Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.
3
6
5
-
1
0
0
-
6
0
+
1
4
-
1
2
+
1
0
-
7
=
Почему же книги Гайдара так любят и до сих пор читают дети и взрослые и в нашей стране, и в других странах?
Давайте прочитаем последний абзац произведения:
«Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной.»
- А что же для вас счастье?
Урок завершается финальной песней из фильма «Чук и Гек».
Приложение.
1.Лучшие кроссворды, составленные детьми по заданным словам:
-
Воронина Наталья
М
Г
О
Д
С
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
В
Р
П
Р
У
Ж
И
Н
А
О
Б
Н
Е
Е
Л
П
К
Л
О
Ш
А
Д
Ь
Е
З
М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
-
Назарова Дарья
М
Г
О
Д
С
К
Б
В
Б
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Л
О
Л
К
Н
О
А
Е
Ш
П
Р
У
Ж
И
Н
А
О
Д
Е
Ь
З
М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
-
Гущин Кирилл
Б
Г
Е
О
Л
О
Ш
А
Д
Ь
Б
К
П
Р
У
Ж
И
Н
А
О
Н
М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
П
М
О
С
К
В
А
Е
З
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
-
Онучин Иван
М
Г
О
Д
С
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
В
Р
А
О
Б
Н
М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
Л
П
К
О
П
Р
У
Ж
И
Н
А
Е
З
Л
О
Ш
А
Д
Ь
-
Шишкин Миша
Г
О
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Р
О
П
Р
У
Ж
И
Н
А
Е
Л
П
О
О
Ш
Е
А
З
Б
Д
М
Е
Д
В
Е
Д
Ь
Л
К
А
Кроссворды, подготовленные детьми к занятию по содержанию рассказа А.П.Гайдара «Чук и Гек»
Бриль Илья:
5
9
8
7
1
2
6
4
3
По горизонтали:
-
К какому ущелью отправилась геолого-разведывательная партия? (Алкараш)
-
Что увидели Чук и Гек на железнодорожном разъезде? (бронепоезд)
-
Как звали собаку сторожа? (Смелый)
-
Что подарил военный Чуку в поезде? (карандаш)
По вертикали:
-
Что по вине Чука и Гека так и осталось непрочитан- ным? (телеграмма)
-
Место добровольного заточения Гека? (сундук)
-
Какая фамилия была у Чука и Гека? (Серёгины)
-
Номер базы, на которую приехали Чук и Гек с мамой? (три)
-
Что обозначает псевдоним «Гайдар»? (всадник)
- Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу?
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?
Профессия отца Чука и Гека
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора
-
Ответьте на следующие вопросы:
-
Сколько дней папа не был дома? (___)
-
Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (___)
-
Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (___)
-
Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (___)
-
Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (___ руб.)
-
На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (___)
-
Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (___)
Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.
-
-
+
-
+
-
=