Урок русского языка в 3 классе Понятие о местоимении. Личные местоимения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе.

УМК «Школа России»

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.

Цель: Познакомить с новой частью речи - местоимением.

Задачи:

1.Учить отличать местоимения от других частей речи, правильно употреблять их.

Вставлять в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Заменять в тексте существительные местоимениями.

2. Развивать наблюдательность, внимание, память, культуру речи, логическое мышление, умение анализировать.

3. Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе, трудолюбие.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем мыслить, рассуждать

И друг другу помогать.

Минутка чистописания.

- Для того, чтобы урок прошёл успешно, начнём с тренировки вашей памяти и внимания.

«Мозговая атака»

Ответьте на вопросы и запомните первые буквы отгаданных слов, из них у вас получится слово.

1.Маленькое писклявое животное (мышь)

2.Учреждение, где продают лекарства (аптека)

3.Они все вымерли (мамонты)

4.Приходит во время еды (аппетит)

- Составьте слово из первых букв отгаданных слов (мама)

- Все вы любите своих мам? (да) Мама для всех людей нас самый родной человек на земле. Мама всегда поможет. А сегодня слово «мама» поможет нам на уроке.

- Что мы делаем с вами в самом начале урока? (минутка чистописания)

- Но чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем писать, вы должны выполнить задание. У нас рассыпались слова в предложении. Составьте предложение. Прочитайте.

Мама гордится отличной учёбой сына.

- А ваши мамы радуются, когда вы получаете хорошие оценки?

- Сегодня на минутке чистописания вы будете писать букву, которая стоит во 2 слове данного предложения, эта буква обозначает согласный звонкий звук, он непарный, в этом слове твёрдый (р)

- Прежде, чем будем записывать в тетрадь букву, сделаем массаж рук

Массаж кистей рук.

  1. Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения приятного тепла.

  2. После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.

  3. А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

  4. Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

- Правильно, это буква эр. Записываем в тетрадь одну строку заглавную и строчную буквы (показ на доске)

- Определите закономерность следования букв и продолжите запись.

Ра ря ро ….(твёрдый-мягкий слог)

(Запись предложения - можно)


  1. Актуализация знаний

- Что мы с вами узнали на прошлом уроке (различные части речи). Для удобства и лучшего запоминания мы составляли таблицу для каждой части речи. Сейчас мы проверим как вы усвоили знания. Будем работать в группах.

Будем вспоминать о каждой части речи, открывая графы в таблице по вашим ответам. Проигрывает та группа, которая не сможет ответить о той части речи, которая досталась. Хочу предупредить, что части речи в сегодняшней таблице стоят не в том порядке, как это было вчера. Поэтому будьте внимательны!


части речи

обозначают

отвечают на вопросы

имя существительное

предмет

кто? что?

глагол

действие предмета

что делать? что сделать?

имя прилагательное

признак предмета

какой? какая? какое? какие?

имя числительное

количество предметов или порядок предметов при счёте

сколько? который?

наречие

признак действия

как? где? куда? откуда? когда?

- Как узнать, какой частью речи является слово? (надо поставить к нему вопрос и определить к какой части речи этот вопрос относится)

- Вернёмся к нашему предложению

Мама гордится отличной учёбой сына.

- Определите, к какой части речи относится каждое слово. 1 ряд называет все существительные, второй - глаголы, третий - прилагательные. Задавайте вопрос.

(можно в тетрадях обозначить части речи в предложении)


  1. Постановка проблемы (учебной задачи)

- Молодцы! А теперь вы устно составьте предложение со словом мама.

- Я составила маленький текст (на доске)

Мама.

Мама ласковая и добрая. С мамой легко и радостно. Спасибо маме за тепло, добро. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это! 1.Чтение текста сначала про себя, затем вслух (1 ученик)

2.Анализ текста.

- Понравился текст? (да) Чем?

- Всё, что вы сказали, верно. Ведь всё, что вы видели первый раз, начиналось с мамы. Она всегда рядом с тобой: и в радости, и в печали.

- А что бы вы хотели в этом тексте исправить, чтобы сделать этот текст красивее?

(использовать другие слова вместо слова мама)

- Попытайтесь использовать другие слова, но не однокоренные.

3.Редактирование текста.

- Какие слова потребуются для исправления текста? (с ней, ей, к ней, её, она)

Чтение отредактированного текста.

Мама ласковая и добрая. С ней легко и радостно. Спасибо ей за тепло, добро. Будь внимателен к ней, заботься о маме, береги её. Она заслужила это!

- Какой текст вам понравился больше первый или второй? (второй)

- Почему? (в нём использовались разные слова)

- Какой частью речи является слово мама? (имя существительное)

- А имена существительные обозначают? (предмет)

- Можем ли мы слова, которыми заменили слово мама назвать именами существительными? (нет)

- Почему? (не называют предмет)

- Какой вопрос возник? Что нам неизвестно? (как называются эти слова)

- Вот эту проблему мы сегодня и должны решить.

4.Открытие нового знания.

- Эти слова заняли место имени существительного, они стали вместо имени

МЕСТО ИМЕНИ (карточка на доске)

- Какое название вы бы дали этим словам? (местоимение)

- Чем интересны эти слова? Для чего они существуют?

- Верно. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Без них не обойтись в речи.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Так как же звучит тема нашего урока? (местоимение) - на доску

- Чем интересно само слово? (сложное, 2 корня)

- А чему будем учиться на уроке? Цель урока какова?

познакомиться с новой частью речи - местоимением - на доску справа

- Задачи урока попробуем сформулировать вместе.

Учиться правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи.

Вставлять в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Учиться заменять имена существительные местоимениями.

Учиться отличать местоимения от других частей речи.

Развивать внимание, память, речь, мышление.

Воспитывать уважение к близким людям, бережное отношение к природе, интерес к предмету.

/на доску - слева/

Чтение диалога.(по ролям) - Вика и Дима.

- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Вова? Он дома?

- Что вы прочитали? (диалог)

- Как называет себя Вика, когда дозвонилась? (я) - на доску карточку под тему.

- Как она обращается к Диме? (ты)

- Как ещё называет Вика девочку Катю? (она)

- А мальчика Вову? (он)

- Как бы вы все себя назвали? (мы)

- Как бы вы обратились к детям другого класса? (вы, они)

- А как бы вы обратились ко мне? (Тоже Вы)

- Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в таких случаях, в письменных обращениях поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

- А каким словом назвать окно? (оно)

- Местоимения он, она, оно, они указывают и на неодушевлённые предметы.

- А вот как называются все эти местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, вы узнаете, когда прочитаете правило на с. 6.

5. Подтверждение своих выводов чтением правила из учебника

- Что вы ещё узнали из правила? ( местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, оно - это личные местоимения. Местоимение - это часть речи. Местоимения не называют предмет, а только на него указывают).

- Личное - это значит принадлежащее лично кому-то (точное определение слова Личное)

Личные местоимения указывают на собеседников, на лиц, не участвующих в беседе, на предметы, о которых идёт речь.

- Итак, открытие вы сделали сами с небольшой моей помощью.

Читаю стих:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Хором: Я, мы, ты, вы. он, она, оно, они! (показ на карточки)

- Это без сомнения, все.. местоимения (хором)

6.Первичное закрепление. Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты.

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты - если мы сорвём цветы.

(показываю иллюстрацию с цветами)

- Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожать её, срывая цветы?

- Необходимо бережно относиться к природе!

- Назовите существительные по данной картинке и замените эти слова местоимениями. Сначала устно, затем запишем в тетрадь несколько примеров.

- Объяснять свой ответ у доски следует так: «Вместо имени существительного я употребляю местоимение…». Повторять одни и те же местоимения не будем.

Например: цветы - они, ромашка - она, одуванчик - он, солнце -оно.

- А теперь запишем одушевлённые предметы и обозначим их существительными.

Напишите своё имя, замените на местоимение - я, друг - ты, учитель - Вы, 3 «Г» класс - мы.

- Что за слова мы записывали? Чем они отличаются от имён существительных? (если затрудняются, сразу правило с. 6) - имена существительные обозначают предмет, а местоимения не называют предмет, а только указывают на него)

- Что же такое местоимение? (часть речи)

- Какую задачу мы решали, выполняя задание по иллюстрации? (заменяли существительные местоимениями)

Физминутка

Я иду и ты идёшь

Раз, два, три,

Я пою и ты поёшь

Раз, два, три

Мы идём и мы поём

Раз, два, три

Очень дружно мы живём

Раз, два, три.

- Какие местоимения были в физминутке? (я, ты, мы)

7. Закрепление изученного. Работа по карточкам «Вставь подходящее по смыслу местоимение в предложение». Работа в парах.

- А сейчас мы потренируемся вставлять местоимения в предложения. Поработаем на карточках в парах. А затем проверим, правильно ли вы вставили местоимения. И увидим, чья пара не допустила ни одной ошибки.

Карточки:

«Вставь местоимение»

…. нарисую ёлочку. А…. что будешь рисовать? Когда… приедет? Завтра… пойдём на ёлку. Кого… ждёте? Почему…. улетают?

Вечером… читаем сказки. Что…. вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу… решают? Куда… идёшь? Завтра…. пойду в библиотеку.

- Проверяем. Если вы допустили ошибку и вставили не то местоимение, просто зачеркните его. Начнём с первой парты и первого предложения. Чтение предложений достанутся всем парам.

- Чья пара не допустила ни одной ошибки? Ставим себе оценки. Работа, выполненная без ошибок - 5, за 2 ошибки - 4, 3 ошибки - 3, более 4 ошибок - 2.

/шкала оценивания - на доске/

- Какую задачу мы решали с вами, выполняя данное задание? (Вставлять в предложения подходящие по смыслу местоимения).

Запись одного понравившегося предложения. Подчеркнуть местоимения.

Карточки передаём на проверку на первые парты.

8. Словарная работа. Закрепление.

- Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?

Моё стихотворение - про местоимения…

Утром - так заведено,

Разомкнёшь ресницы, и к тебе идёт ОНО

Розовой жар - птицей.. (солнце)

А стемнеет - ОН придёт: тоненький, смущённый,-

Он на цыпочках войдёт долькою лимонной.. (месяц)

Срок прошёл - плывёт ОНА в пелене тумана.

Круглолица и грустна, будто Несмеяна… (луна)

(Крепятся иллюстрации на доску)

Работа в тетрадях и на доске (Оля у доски).

Какими местоимениями можно заменить каждое слово? Напишите под иллюстрациями эти местоимения и в каждый столбик слова.

Он она оно

Месяц луна солнце

- Какое из этих слов является словарным? (месяц) Составьте предложение со словом.

- Запишем ещё по одному словарному слову, существительному в каждый столбик и укажем род слов в каждом столбике.

Физминутка

- Цветы - это дети природы. Глядя на них, мы испытываем восторг, радость, желание их защитить. Вот и вы для своих родителей тоже цветы, которые подросли, распустились и доставляете радость. Давайте отдохнём и попробуем выполнить такие же движения, как цветы, чтобы из вас получился целый букет.

Нежный маленький бутон

Свёрнут туго-туго он,

Солнце луч ему протянет -

И бутон гвоздикой станет.

(Дети сидят на корточках, обхватив колени. Голова опущена. Медленнно и плавно встают, поднимают руки и голову вверх. На носочки и тянутся к солнышку.)

- Какие местоимения услышали в стихотворении?

9. Работа с деформированным текстом. Работа с фразеологизмами.

- Сейчас мы поработаем с текстом. Но предложения в тексте перепутаны. Подумайте и составьте текст и перепутанных предложений. Работаем в парах.

Работа в парах. У каждого на парте карточки с предложениями. После правильного восстановления текста, один ученик на доске восстанавливает текст.

Моя мама - золотой человек. Мы живём с ней душа в душу. Когда я получаю хорошую отметку, она на седьмом небе. Трудно рассказать о ней в двух словах.

Работа над фразеологизмами.

- Что означают выражения «золотой человек» (хороший человек), «душа в душу» (дружно), «на седьмом небе» (очень рада), «в двух словах» (кратко, мало сказать)

- Найдите в тексте местоимения, выпишите их в тетрадь, назовите.

(если время позволит списывание текста)

10. Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие сегодня вы сделали? (познакомились с новой частью речи - местоимением)

- Что же такое местоимение? Оно обозначает предмет?

- С какими местоимениями вы сегодня познакомились?

- Должны ли мы уметь различать местоимения от других частей речи?

- В русском языке существуют разные местоимения. В старших классах вы познакомитесь ещё с разрядами других местоимений по значению: вопросительными, относительными, притяжательными, указательными и др. Значит, видеть местоимения - это мало, не всё ещё мы узнали о них. Но всё у вас ещё впереди.

- А чтобы ещё раз убедиться, что знать местоимения и о местоимениях очень важно, посмотрите сценку.

1.- А, здравствуйте! Я смотрю, вы ли, не вы ли?

2. - Что вылил? Я ничего не выливал!

1. - Да, не вылил. Я говорю, вы ли, не вы ли?

2.- Ах, выли?! Кто? Они выли? (на детей показываешь) А зачем они выли?

1. - Да нет же… Я говорю про вас, вы ли, не вы ли? (на всех детей)

2. - Нет! Я не выл!

1. - Ну и они не выли! (показываешь на детей)

2. - Боюсь, вы одна понимаете, что вы хотите сказать.

1.- Нет, я не один, а мы…

2. - Кто это мы?

1. - Вы, мы, ты, я (показывать)

2. - Кто вымытые?

1. - Да нет, я про всех говорю - вы, мы, ты, я.

2. - Все вымытые? Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1. - Что променяли?

2. - Я говорю, не про меня ли?

1. - Ах, вас не променяли…

2. - Нет, нам не разобраться!

- Почему же у ребят произошла такая путаница, они друг друга не поняли?

- Можно ли в устной и письменной речи пользоваться только одними местоимениями без других частей речи? (нет, потому что местоимения не могут полностью заменить другие части речи. Они лишь указывают на предмет, но не называют его).

- Так важно изучать местоимения? (да, они необходимы для разнообразия речи, для экономии времени, так как это короткие слова, без них в речи не обойтись)

- Выполнили ли мы цель, поставленную в начале урока? А задачи?

- Как вы поняли тему урока? Укажите на шкале понимания на полях, как вы поняли изученный сегодня материал.

- Какое настроение у вас после урока, изобразите на полях в виде маленького солнышка или тучки.

- Домашнее задание - правило, с.6 , упр. 373

- А в завершение нашего урока, я бы хотела пожелать, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ, а местоимение Я было бы не самым главным в вашей жизни. Ведь вместе интереснее и веселее жить, не правда ли?

Применяем слово это вместо имени предмета

Нам на всё оно укажет, но ничьих имен не скажет.

Часто очень применяется, сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись, в речи нам не обойтись.


© 2010-2022