Урок по литературному чтению по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова» Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи: Обучающие: познакомить обучающихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом; объяснить влияние на людей произносимых слов. Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся на уроке; развивать самокритичность, самооценку. Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению; воспитывать личную нравственность через понимание сути слов. Оборудование: тесты, карточки со словами, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, чистые листочки, толковые словари Ожегова, Даля


Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Пробуждение интереса к пробуждаемой теме
-Каким вы хотите видеть наш урок? Как вы мне поможете? (Дети описывают свои ожидания, «настроение» урока) -О чем же мы будем говорить на уроке? Послушайте, что я узнала, когда готовилась к уроку. -Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасательным может стать слово милосердия и любви и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное плохое, оскорбительное слово. Исследователи выяснили, что люди, которые постоянно ругаются, обзываются, говорят плохие слова, подвержены болезням. Оскорбительное (плохое) слово не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но причиняет вред тому, кто его произнес. -Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы говорили плохие слова? -Люди всегда обращали внимание на значение слова в жизни человека, его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Послушайте стихотворение Льва Николаевича Гумилева. (читает наизусть Франчук Светлана) В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осияло Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог.
-Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока? -Я знаю, что вы хотели бы побывать в роли мудрецов. -Волшебная палочка, помоги! Итак, вы все сегодня мудрецы. Все, что вы будете говорить на уроке, будет правильным. Но не забывайте одно изречение «10 раз подумай - один раз скажи».Слайд 1
  1. Речевая разминка
Стр.56
  1. Чтение хором, медленно, четко произнося все звуки;
  2. Чтение шёпотом;
  3. Чтение громко и быстро;
  4. Чтение выразительно в парах, по ролям.
4. Постановка темы урока -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного писателя, которое называется «Золотые слова». Слайд 2 5. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. /На экране появляется портрет писателя./ Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд 3 Обучающиеся: М.М.Зощенко. Учитель: Что вы о нём знаете? /1 обучающийся Белкова Екатерина рассказывает подготовленный дома материал) Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году. Учитель: Как вы понимаете слова «Писал юмористические рассказы»? Ю́мор - интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Учитель: В Санкт - Петербурге находится музей М.Зощенко. Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали? Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг. Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».Слайд 4 6.Первичное ознакомление с произведением Учитель: М.Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. -Откройте учебники стр.159 -Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? Обучающиеся: Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? Обучающиеся: Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные. Учитель: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и ими нужно пользоваться. Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»? /Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают. Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./

спасибо

До свидания

извините

здравствуйтеУрок по литературному чтению по темездравствуйтездравствуйте

простите

Доброй ночи

Спокойной ночи

пожалуйста

благодарю

Доброе утро


Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь. Чтение рассказа заранее подготовленными обучающимися. -Сейчас послушайте рассказ в прочтении девочек. Следите по учебнику и подчеркните простым карандашом слова, незнакомые вам. Словарная работа ( после прослушивания рассказа) -Сейчас мудрецы объяснят значение слов. Прельщала - стала заманчивой, приятной. (Во-первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.) Угореть - отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший - отравился угаром. Сардинка - небольшая морская рыбка Обмереть от страха -оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость Абсурд - нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу. Развязно -излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. (В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….) Раскаяться -сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Переполох - смятение, паника

Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива - каменных и бурых углей, сланцев, торфа. Слайд 5

Шикать - произносить "ш-ш", "ши", призывая к тишине, молчанию. 7.Повторное чтение текста и работа над его содержанием Чтение 1 отрывка по цепочке Учитель: Читайте внимательно, подготовьтесь отвечать на вопросы. (1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? Свои ответы дети подтверждают словами из текста. Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Как наказал отец Миньку и Лёлю? Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Существуют определенные правила для детей и взрослых. Слайд 6 Лексическая работа. Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. /Работа в группах. Дети советуются и дают объяснение./ Обучающиеся: Тараторила без конца -говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках - сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение 8.Физкультминутка
9.Продолжение работы над произведением Чтение про себя. Учитель: Читайте внимательно, потом поработаем по группам по зеленому листочку «Выбери правильное слово». (2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) Работа по группам Проверка (на слайде 7) Чтение рассказа до конца - жужжащее чтение (вполголоса) Перед чтением поставить цель -найти, какие «золотые слова» запомнил Минька и «золотыми буквами» записал в своём сердце. Индивидуальная работа с обучающимися, у которых техника чтения ниже нормы (Динис, Лиза, Вадим) По окончании чтения - проверка. -А дома, ребята, вы запишите эти слова в свои тетради по чтению (стр.57 з.89, 90) и запишите, какие «золотые» слова говорили вам когда-нибудь родители. 10.Подведение итогов урока. Рефлексия Учитель: Какова же основная мысль произведения? Как «золотые» слова помогли автору стать счастливым человеком? Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясните. Выполнение теста на розовом листе ТЕСТ

  1. Что интересовало Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
Т) вкусная еда, Я) интересные рассказы, В) кто как ест?
2. Как Леля вела себя за столом: З) сидела тихо, М) тараторила без умолку, О) хвалила еду?
3. Начальник рассказывал историю: О) о пожарном, Б) о враче, Ю) о свадьбе?
4. Лёлю и Миньку наказали на: А) неделю, Ж) месяц, Л) два месяца?
5. Неприятная история произошла из - за: О) булки с маслом, И) бутерброда с колбасой, Ф) жареной курицы?
6. Масло упало: Х) на стол, Ш) в тарелку папиного начальника, Д) в стакан с чаем?
7. В чём было главное «преступление» детей: Е) промолчали, Э) нарочно кинули масло в стакан, У) убежали из комнаты?
8. Золотыми словами были те, что учили: Ф) всегда слушаться взрослых, Ц) всё делать с учётом изменившейся ситуации, М) никогда не вмешиваться в разговоры старших? Взаимопроверка Учитель: Кто правильно выполнил тест, у того должны были получиться слова Я МОЛОДЕЦ Слайд 8 11.Домашнее задание
  • С.57 з.89,90
  • Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.
© 2010-2022