Конспект открытого урока по литературному чтению для 3 класс Некрасов Славная осень

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект открытого урока по литературному чтению

3 класс УМК «Школа России»

Тема: Н.А.Некрасов «Славная осень…»

Цели: 1. Формировать представление о творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с его стихотворением; учить видеть картины, описываемые автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения.

2. Развивать познавательные процессы, речь, расширять словарный запас.

3. Способствовать воспитанию любви к природе, умению замечать её красоту; воспитанию здорового образа жизни; умение быть культурным «слушателем» и «читателем».

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение; читать осознанно, выразительно, без ошибок; работать с текстом; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Метапредметные: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; уметь слушать и понимать речь других; уметь работать в группе; уметь находить в тексте ответы на вопросы; уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ произведений; уметь производить самооценку успешности учебной деятельности; формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: формирование гордости за свою Родину; проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения; интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Этапы урока

Ход урока

Результаты:

формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Эмоциональное начало урока.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Посмотрите ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости!

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Коммуникативные:

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Речевая разминка.

-Прочитайте стихотворение на доске.

Слайд № 1 .

Под ногами листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха, Шуршонок -

Папа мама и ребёнок.

(В. Голяховский)

  • Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок.)

  • Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)

(Чтение стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)

  • Прочитайте стихотворение красиво, что хотел донести до нас автор. (Чтение учащихся.)

  • О каком времени года говорится в этом стихотворении? (В нём говорится об осени.)

  • А вы любите осень? Чем она вам нравится? (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)

Познавательные:

Выработка четкого произношения, правильной артикуляции, внимания, выразительности, единого темпа чтения, памяти; обогащение речи.

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.

Актуализация знаний. Введение в тему.

- Посмотрите на иллюстрации картин.

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

- А теперь посмотрите на выставку книг. Со стихотворением какого автора мы познакомимся?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Правильно, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Н.А.Некрасова об осени.

- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

- Наши действия: определим тему; исследуем содержание; представим картины, нарисованные автором; будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Формулирование темы урока, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

4.

Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Слайд № 2 .

(Портрет писателя)

- Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)

- Послушайте рассказ о жизни этого человека. (Рассказывает ученица.)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877 гг.)

Жил он давно, около 130 лет назад, в 19 веке.

Детство его прошло в деревне Грешнёво, на берегу реки Волги. И хотя

отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям и горю.

Некрасов Николай Алексеевич - знаменитый поэт. В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями, их поют доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов…». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным - одна из главных в поэзии Некрасова. Поэт, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином - борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - писал он.

-Сегодня мы познакомимся с вами с одним из стихотворений Некрасова об осени.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, понимать других.

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

Деятельности.

5.

Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Славная осень!»

mp 3 + слайд-шоу (презентация "Славная осень" слайд 1-9)

-Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

-Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)

-Перечитайте стихотворение. В стихотворении встречаются слова, значения которых могут быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

6.

Словарная работа.

-Сейчас вы в парах попробуете объяснить значение непонятных слов.

Работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки. Объясните значения выделенных слов, подобрав к ним синонимы.

(Ребята работают в парах).

Карточка.

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух - прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит - теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной - мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть - обветшать, постареть, завянуть.

Проверка:(Слайд 3 - 4)

Ядрёный- свежий, здоровый.

Бодрит- придаёт бодрости, энергии.

Студёный- очень холодный

Поблёкнуть - стать блеклым, лишиться яркости, свежести.

-Прочитайте стихотворение и скажите, какие слова вам ещё непонятны.

Неокрепший - некрепкий, тонкий.

Славный:1) пользующийся славой, достойный славы.

2) очень хороший, приятный, симпатичный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Познавательные:

Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

умения обобщать и классифицировать по признакам; обогащение словарного запаса.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Регулятивные:

Формирование умения высказывать своё предположение на основе личного опыта.

Личностные:

Формирование умения выражать свои эмоции.

7.

Языковой анализ стихотворения.

-Прочитаем стихотворение вслух.

(Один ученик читает стихотворение).

-Чтобы выразить состояние своей души, поэты и писатели используют различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать в стихотворении.

А для начала вспомним:

- Какие художественно - изобразительные средства вы знаете? (Олицетворение, сравнение, эпитет) - вывешиваю карточки на доску.

- Что такое эпитет? (Слова - прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение - это изображение предметов в виде живых существ)

- Что такое сравнение? (Сравнение - это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)

-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно - изобразительных средств он создаёт эти образы.

Эпитеты.

- Какая осень?

(Славная.)

-Что значит славная?

( Хорошая, тихая, спокойная).

- Следующий невидимый образ - воздух. Какой воздух?

( Здоровый, ядрёный)

-Где же надо бывать чаще, чтобы отдохнуть, набраться сил, здоровья? (В лесу, в парке, не свежем воздухе.)

- Далее автор описывает лёд. Какой он?

(Неокрепший)

-Почему автор даёт ему такую характеристику?

( В это время года лёд ещё очень хрупкий).

- А речку автор называет студёной. Почему?

(Вода в реке в это время года очень холодная.)

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?

(Эти определения передают спокойное состояние природы.)

-Автор использует такое выразительное средство как эпитет. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Она отдыхает от напряжённой весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить всё живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Именно это заметил и автор этого стихотворения.

Сравнения.

-Найдите все сравнения в этом стихотворении.

(Дети работают в парах).

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

лёд как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

листья как ковёр (их много, они устилают землю)

Олицетворение.

-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения?

(Воздух усталые силы бодрит).

- Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет).

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из текста; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

8.

Определение основной мысли.

-Что выражено в названии стихотворения: тема или основная мысль? Почему?

(Основная мысль. Главное в стихотворении - показать какая славная и красивая осень.)

9.

Выразительное чтение стихотворение.

Работа в группах.

- Каждый участник группы должен прочитать стихотворение выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно. (К доске выходит один участник группы с учебником и читает выразительно стихотворение.)

-Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

Познавательные:

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные:

Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

10.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.





















Домашнее задание.

1). -С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

2). -Воспользуйтесь карточкой и продолжите фразу, которую выберете.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Меня удивило…

"Славная осень" - наизусть.

Познавательные:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осознание важности учения и знаний , полученных на данном уроке.

Личностные:

Умение адекватно понимать причины успеха (неуспеха) на уроке.

Коммуникативные:

Умение формулировать и аргументировать своё мнение.

12


© 2010-2022