Приёмы работы по формированию умения писать слова с непроверяемыми написаниями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Караваева И. А., учитель начальных классов МБОУ «СЭЛ № 45» г. Ижевска УР

Выступление на МО учителей начальных классов.

Приёмы работы по формированию умения писать слова с непроверяемыми написаниями. Проверяемая безударная гласная корня - одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего её написание. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших и старших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением найти объект правила, либо неумением пользоваться правилом. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки и в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми написаниями. С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами с непроверяемыми написаниями. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры - более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная деятельность обучающихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой деятельности:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • обучающий характер учебной деятельности;
  • регулярность в работе над словами с непроверяемыми написаниями.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, художественных произведений, частотных словарей и других источников. Более высокой эффективности в усвоении слов с непроверяемыми написаниями можно достичь, используя следующие приёмы работы:
  • Запись слов по алфавиту(1 класс)
Запишите слова в алфавитном порядке, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную: песок, калач, диван, альбом, бетон, вагон, пальто Запишите слова в три столбика и внутри каждого столбика строго по алфавиту: азбука, газета, алфавит, пакет, алмаз, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, гараж, пирог.
  • Выборочный диктант (1класс)
Учитель читает вслух текст, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. Можно усложнить этот вид работы: в один столбик записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой- с непроверяемыми.
  • Выборочный ответ (1класс)

Слова

Ответы 1 2 3 4 б…тон а о а о г…зета о а а о г…рох о а о о


  • Группировка и запись слов по орфографическим признакам (2класс)
Запишите слова в столбики: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, в другой-с безударной гласной о и так далее: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.
  • Подбор однокоренных слов-других частей речи (3-4 классы)
Одним из эффективных приёмов словарно-орфографической работы является подбор учащимися синонимов и антонимов. (Метель- вьюга, буря, метелица, пурга; граница- рубеж, межа, край, предел)
  • Составление предложений с данными словами (2класс)

  • Сочинение по опорным словам (2класс)
Напишите сочинение на тему «На вокзале», используя слова: багаж. Вагон, вокзал, народ, дежурный, сигнал, перрон.
  • Дописывание орфографических таблиц (2класс)
Пользуясь орфографическим словарём, допишите таблицу:

а

о

а

а-а

о

о - о

абзац

карандаш

солома

огород

• Замена описательных оборотов словами-синонимами (3-4классы) Замените отдельными словами описательные обороты: собрание засушенных растений, собрание однородных предметов, коллектив артистов и так далее. Опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 35-40%. При использовании описанных выше приёмов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

© 2010-2022