Урок музыки во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Предмет Музыка Класс 2

Учитель: Фролова Ольга Михайловна

Тема урока Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»

Цель: Воспитать в детях интерес к миру музыки. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, речи через учебную деятельность

Задачи:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки;

  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

  • Воспитание культуры слушания симфонической музыки



  • Воспитывать чувство партнерства, умение работать в группе.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

  • метод контрастного сопоставления;

  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);

  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • баян,

  • компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)

  • карточки с названиями музыкальных инструментов;

  • презентация урока;

  • тесты;

  • ответы к тестам;

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.



  1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность. Организация рабочего пространства.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

-Здравствуйте.

Ученики: Начинается урок.

Музыкальное приветствие

-Здравствуйте ребята!

Учитель: - Прозвенел звонок.

Учитель: Послушайте стихотворение. Вспомните, что можно делать на уроке музыки, а что нельзя. Если вы соглашаетесь, то тяните руки вверх, и поднимайтесь на носочки, если нет - то приседайте.
Школьный озорной звонок
Нас торопит на урок,
Но скажите прежде дружно:
Что же в классе делать нужно?
Чтобы мир открыть чудесный
Подружиться нужно с песней,
Кушать мятные конфеты,
А кто голоден - котлеты.
Слушать и запоминать,
Слух и голос развивать.
Рисовать на парте дом
И жильцов весёлых в нём.
Нужно хором петь и вместе
Танцы изучать и песни,
Поиграть немного в прятки,
А начать урок - с зарядки.
К песням рисовать картинки,
Для удобства сняв ботинки,
И читать о музыкантах,
Дёргая косички в бантах.

Р.Подготовка и настрой на восприятие содержания урока. Анализ собственной музыкальной деятельности, оценка и исправление недостатков. К.Речевые высказывания учащихся, интерпретирующие собственные действия в процессе музицирования.


  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

Вспоминают тему прошлого урока.


-Музыкально-театральный спектакль

-Танцуют

-Золушка

-С.С.Прокофьев

-Он начал сочинять в 5 лет. Первую оперу «Великан» сочинил в 9 лет.

-Ребята, давайте вспомним с вами, с какой темой мы встречались на прошлом уроке. Посмотрите на доску, пожалуйста.

На доске таблички с темами:

-Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши

-Колыбельные. Мама

-Великий колокольный звон

-Балет «Золушка»

-Симфоническая сказка «Петя и волк»

-Что такое «балет»?

-Что в балете делают?

-А как называется балет, который мы изучали?

-Кто сочинил музыку к балету «Золушка»?

-Что вы знаете о композиторе?

Учебно-познавательные компетенции

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся.

-Нарисовать рисунок к балету «Золушка»

-А такого героя не было в балете.




-Сказка «Петя и волк»

-Ее играет симфонический оркестр

-Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»

-Узнать инструменты симфонического оркестра, как они выглядят, как звучат. Познакомиться с героями сказки и инструментами, которые их изображают

-Что вам было задано на дом?

Вывешиваются работы детей (несколько штук) с домашним заданием. Обсуждение работ.

-А я тоже подготовила рисунок, посмотрите.

Вывешивает рисунок главного героя Пети

Вы правы. Это герой нового произведения С.С.Прокофьева. А вот что это за произведение, попробуйте угадать с помощью поэтической загадки…

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели

Тропинка тебя приведёт,

Расскажут о Пете и Волке

Скрипки, кларнет и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает Уткой гобой,

А злого презлого Волчищу

Валторны заменят собой.

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери.

Волшебные двери - страницы

В неё поскорей отвори.

Как бы вы назвали сказку?

А чем она отличается от обычной сказки?

-Совершенно верно. Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Какую цель на уроке мы поставим для себя? Что нам надо будет узнать сегодня?

Учебно-познавательные компетенции;

Знать понятия: сюжет, тема, тембр, инструменты симфонического оркестра; струнные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты.




Ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем.


  1. Изучение нового материала

Цель: дать учащимся представление об инструментах симфонического оркестра, их тембровой окраской, внешним видом и с темами героев сказки.



Работа в группах.

-Петя

-весело, радостно


-Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.

-Марша

Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.


-Добрую, веселую, сердитую, нежную.

-Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.


-Низкий.

-Птичка.

-Мелодия звучит быстро, высоко. Птичка летает, порхает, машет крылышками.

-Флейта.

-Веселое, радостное, счастливое.

-Под музыку изображают кошку, называя ее после слушания.

-Музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги кошки, как будто она крадется.

-Мягкий, хитрый, осторожный.

-Низкий, мягкий, спокойный, бархатный.

-Утка.

-Музыка неторопливая, неуклюжая, переваливается с лапки на лапку, крякает.

-Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.


-Волк.

-Музыка страшная…


-Охотники

-Скрипки…


-Дружба.

-Разминку и распевку.

Делают разминку.

-Сказка «Петя и волк» была написана в 1936г. Инициатором создания сказки была режиссёр театра Наталья Сац. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. В сказке собрано много инструментов в большой оркестр. Оркестр, в переводе с латинского . означает треугольный. Музыканты расположены в трёх группах.

- Соберите имена героев сказки и прикрепите на доску.

-Как вы думаете, кто главный герой сказки?

-Правильно. Петя возможно ваш ровесник. Как по вашему должна звучать его тема?

-А давайте сравним, совпадут ли наши предположения с тем, как написал сам композитор.

Слушание: тема Пети

-Какой же Петя?

-Черты какого жанра мы слышим в его теме: песни, танца или марша?

-Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

-Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет струнный квартет - четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

-Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?

-Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора?

Слушание: тема Дедушки

-Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

-Инструмент, исполняющий тему Дедушки - Фагот - духовой инструмент. Тембр «голос» у фагота: низкий или высокий?

-На доске вы видите еще героев сказки. Это кошка, утка и птичка. Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Слушание: тема Птички

-Почему птичка?

-Послушайте тему Птички еще раз и определите инструмент и характер ее звучания.

Повторное слушание

-Какой инструмент озвучивает тему Птички?

-Какое настроение у Птички?

-А кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Слушание: тема Кошки

-Почему вы решили, что это кошка?

-Какой характер у Кошки?

-Тему Кошки исполняет инструмент - Кларнет. Тембр «голос» кларнета какой?

-Кларнет - деревянный-духовой инструмент, в одной группе с флейтой.

На доске следующие герои: Утка, Волк, Охотники

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание: тема Утки

-Почему Утка, а не волк?

-Правильно. Инструмент, исполняющий тему Утки, называется - Гобой. Какой тембр «голос» у гобоя?

-Гобой также относится к группе деревянно-духовых инструментов.

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Слушание: тема Волка

-Почему именно Волк?

-Инструмент, изображающий Волка называется - Валторна. Ее голос - очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.

-Ребята, посмотрите, с кем из действующих героев сказки мы еще не познакомились?

-Как же изобразил Охотников композитор?

Слушание: тема Охотников

-Правильно, но здесь еще композитор вводит звучание выстрелов, которые изображают ударные инструменты: Литавры и Большой барабан.

-Вот мы исобрали наш оркестр.. Молодцы!

-Ребята! Как вы думаете, что помогло Пете, Уточке и Птичке победить злого Волка?

-Конечно же, дружба! Давайте мы исполним песню о дружбе. Но что нам необходимо сделать прежде, чем мы будем петь?

-Правильно. Для этого встанем.

Разминка на дыхание.

Распевка.

Исполнение песни.

-Молодцы, ребята. Настоящие друзья.

Учебно-познавательные компетенции;

регулятивные компетенции





Л.Проявление эмоциональной

отзывчивости при восприятии и

анализе музыкальных тем.

П.Формирование умения различать

звучание музыкальных тем персонажей сказки, выявлять различие характеров,

анализировать средства музыкальной выразительности.

Закрепление представлений учащихся

о музыкальных тембрах отдельных

инструментов симфонического

оркестра (флейта, гобой, кларнет,

фагот, валторны). Освоение

особенностей жанра симфонической

сказки.

К.Совершенствование навыков

речевого высказывания в процессе

анализа музыки,

участие в коллективном обсуждении познавательных вопросов. Р.Проявление способности к

самоорганизации в процессе

восприятия и анализа музыки.

Эмоционально откликаться и

выражать свое отношение к

музыкальным образам симфонической

сказки (речевое высказывание).








Л.Привлечение жизненно-музыкального

опыта в процессе пластического

изображения движений Кошки.

Р.Планирование собственных действий, проявление способности к

саморегуляции в процессе музыкально-

творческой деятельности.


Л.Осознание жизненного смысла

музыкальных образов сказки.

Усвоение через анализ музыкальных

образов моральных норм

общества (трусость-смелость).

П.Понимание содержания музыки через

анализ средств музыкальной

выразительности, интонационно-

образный анализ.

Определение чувств человека,

выраженных в музыке. Формирование представлений о музыкальных тембрах

ударных

инструментов (большой барабан,

литавры). К.Формирование умения выражать свои

мысли, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.


  1. Закрепление учебного материала

Цель: закрепить полученные знания в ходе урока.

-Музыкальные инструменты, героев сказки.

Работа в группах.

1 группа- отделяет название инструментов, 2- героев сказки.

Работа в парах.

3. Струнные, духовые, ударные.

-Петя - струнный квартет: скрипка, альт, виолончель, контрабас;

-Дедушка - Фагот;

-Птичка - флейта;

Кошка - Кларнет;

Утка - Гобой;

Волк - Валторны

Охотники - Литавры и Большой барабан

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка

- Давайте вспомним, что же нового вы узнали?

-А можете мне назвать всех героев сказки и их музыкальный инструмент?

Выберите только названия музыкальных инструментов и разделите их на группы

Сколько групп получилось? Какие?

А теперь разделите героев сказки в соответствие с группой музыкальных инструментов.


ТЕСТ

Чем же сказка «Петя и Волк» отличается от обычных?

Учебно-познавательные компетенции;

Регулятивные компетенции


Научить детей взаимодействовать через диалоговый метод (с композитором, с героями произведения, через образы, через коллективное обсуждение). Ставить вопросы, обращаться за помо­щью, контролировать свои дей­ствия в коллективной работе.

К.Участие в коллективном обсуждении поставленных вопросов, выдвижение предположений и их обоснование. Р.Формирование эмоционально-осознанного отношения к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности своих одноклассников .


  1. Итог урока. Рефлексия.

Цель: обобщить знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк»

-Инструменты симфонического оркестра, как они выглядят, как звучат. Познакомиться с героями сказки и инструментами, которые их озвучивают.

-ответы детей

-В начале урока вы ставили перед собой задачи. Можете вспомнить, что вы хотели узнать?

-вы достигли желаемого результата? Или есть еще что-то, чего мы не сделали?

Выйдите к доске, возьмите смайлик весёлый, если вам всё понятно, возьмите безразличный смайлик, если было что-то трудно, возьмите грустный- если ничего не поняли на уроке.

-Вы работали активно. Молодцы! С большим удовольствием ставлю сегодня оценки следующим ученикам (или всему классу)…

Учебно-познавательные компетенции;

Регулятивные компетенции

К.Речевое выражение своих впечатлений об уроке, передача знаний, приобретенных в процессе учебной деятельности в устной форме. Р.Оценивание личностных знаний, умений, полученных на уроке.


  1. Задание на дом

Цель: продолжить и закрепить изучение симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»



Дети выбирают себе домашнее задание.

Выход из класса под музыку «Шествие»

-Сегодняшнее домашнее задание у вас будет творческого характера. Вы выберите его по желанию..

На доске вы видите домик, из окошек которого выглядывают разные по сложности задания.

1 - (оранжевое) - Нарисовать героя сказки, который больше всего понравился.

2 - (голубое) - нарисовать инструменты, которые изображают героев сказки «Петя и волк» и подписать их названия.

3 - (красное) - Выучить наизусть стихотворение «Симфоническая сказка», которое вы уже слышали в начале нашего урока.

-Прошу подойти к домику

(по очереди) и выбрать то задание, которое вы хотите сделать дома.

Каждый из вас получит роль в сказке. Я прошу выйти из класса в соответствии с ролью.

Учебно-познавательные компетенции





© 2010-2022