- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование зрительно-кинестетических опор для распознавания частей речи
Использование зрительно-кинестетических опор для распознавания частей речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Мишакина Т.Л. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Уважаемые коллеги!
Распознавание частей речи - важное умение для изучения родного языка. Это - основа грамотной устной и письменной речи не только школьников.
Вашему вниманию предлагаются «ключи » к запоминанию. Опора на зрительный образ поможет ученикам не путать части речи. В 3 и 4 классе это умение пригодится ещё и при разборе предложений по членам предложения и частям речи.
Как распознавать части речи.
Для запоминания предлагаю вашему вниманию зрительные опоры - «ключ к запоминанию».
А.
Обозначает
предметы,
явления природы,
указывает на действие
предмета
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Пример: предметы - камень, брат, Солнце;
явления природы - град, метель, радуга:
указание на действие предмета - бег, пение, рисование.
Задание.
Запиши в таблицу «Имена существительные» свои примеры.
Предметы
Явления природы
Указание
на действия предмета
Б.
Обозначает
признак
предмета
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Пример: ветер (какой?) сильный
книга (какая?) новая
стекло (какое?) прозрачное
ребята (какие?) дружные
Задание.
Опиши данные предметы, запиши их признаки.
Солнце (какое?) __________________________________________
Праздник (какой?) ________________________________________
Деревья (какие?) __________________________________________
Белка (какая?) ____________________________________________
-
Имена прилагательные следует всегда разбирать в словосочетании с именем существительным. ЕСЛИ ребёнок записал с ошибками слова, их надо исправить, зачеркнув неверную букву чертой /, сверху записывая верную букву.
-
Обязательно уточните лексическое значение имён прилагательных, особенно если они подобраны неверно или неточно.
В.
Обозначает
действие
предмета
ГЛАГОЛ
Пример:
Что делать? - бегать, бежать, рисовать, петь.
Что сделать? - прибегать, забежать, срисовать, напеть.
Задание.
Подбери и запиши свои глаголы в таблицу по вопросам.
Что делать?
Что сделать?
-
Сравните с ребёнком значение слов, чтобы закрепить понятия «совершенный» и «несовершенный вид глагола», особенно в 4 классе. Совершенный вид показывает, что действие уже совершилось, несовершенный вид - действие ещё не закончено,
продолжается в данный момент.
Г
УКАЗЫВАЕТ
на предмет,
но
НЕ
НАЗЫВАЕТ
ЕГО
.
МЕСТОИМЕНИЕ
Пример: я, мы, он, она, оно, они, вы, ты.
Задание.
1) Заполни таблицу личных местоимений.
-
Единственное
число
Множественное
число
1 лицо
2 лицо
3 лицо
2) Впиши в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Папа поздно вернулся с работы доимой. Мама ждала ____,
Чтобы накормить ужином и поговорить с ______ о детях. Я тоже не спал, потому что _____ было интересно, о чём _____ будут говорить.
___________________________________________________________
ИТАК, «ключи к запоминанию» есть в ваших руках. Как же оптимально использовать их для запоминания правил и распознавания частей речи, изучаемых в начальной школе?
- Вписывание в каждый «ключ» недостающих слов из определения данной части речи.
- Можно разрезать части ключей, а потом соединять их.
- Можно закрасить каждый ключ своим цветом.
- *При затруднении можно закрашенные ключи разрезать и складывать в соответствии с цветами.
Упражнения для закрепления.
Заполни все «ключи знаний». Над каждым из них запиши 2-3 примера: _____________________________
Обозначает
______________________________________________________________________
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Пример: ___________________________________________
Обозначает
____________________________________________________________
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Пример: ___________________________________________
Обозначает
____________________________________________________________
ГЛАГОЛ
Пример: ___________________________________________
УКАЗЫВАЕТ
____________________________________________________________________________________
МЕСТОИМЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Обозначает
предметы,
явления природы,
указывает на действие
предмета
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Обозначает
признак
предмета
ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Обозначает
действие
предмета
ГЛАГОЛ
УКАЗЫВАЕТ
на предмет,
но
НЕ
НАЗЫВАЕТ
ЕГО
МЕСТОИМЕНИЕ
Главная задача учащегося - не путать части речи между собой!
*Дополнительные рекомендации для учителей.
1. Распечатайте цветные «ключи знаний», разрежьте их по контуру. Предложите ребёнку собрать их ПРАВИЛЬНО, ПРОГОВАРИВАЯ правило о каждой части речи.
2. Распечатайте стр. 3 и 4 и предложите заполнить ребёнку «ключи знаний». После этого снова разрежьте их по контуру, чтобы ребёнок самостоятельно собрал их, ПРОГОВАРИВАЯ каждый раз правило о каждой части речи.
ПРОГОВОР - способ запоминания и развития монологической речи!
6