Из опыта работы. Статья по теме «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экологическое воспитание и формирование экологической культуры младших школьников»

Еремеева Оксана Жоржевна [email protected]

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №118», учитель начальных классов.

Тема экология и дети - звучит сейчас все чаще. Кроме того, эта тема имеет мощное международное звучание, о ней, без преувеличения, говорит весь мир. В Совете Европы, Европейском Союзе она значится в числе первых трех приоритетов во всех крупных программах и хартиях. Например, в Хартии об участии молодежи в жизни региональных муниципальных образований, в которой отражено то, чем и на каком уровне могут и должны заниматься общественные молодежные и в том числе детские объединения.

Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников хорошо прослеживается в начальной школе. Такой подход включает учебную и внеурочную деятельность. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я пришла к выводу: «Экологическая культура это не только комплекс знаний о природе. Это нечто большее, которое позволяет не только почувствовать себя частью природы, но и задевает такие уровни, как семейные ценности, гражданское сознание, патриотическое воспитание». Естественно, что от своей работы ждёшь результатов. Их условно можно разделить на 3 уровня:

  1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  2. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  3. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для того, чтобы достичь подобных результатов мне пришлось изменить подход к своей педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, поставили перед школой воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства на уроке и во внеклассной работе, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.

Преобразования в образовании и жизни заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создать условия для саморазвития и адаптации школьников. При моделировании своих уроков, опираясь на традиционную организацию обучения, поняла, что сложно добиться эффективного контроля за усвоением знаний, создать условия для саморазвития учащихся. Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал участником: слабый и сильный, одаренный и нежелающий учиться? Поэтому я выбрала для себя 4 приоритетных направления в работе:

  • Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников во время учебного процесса.

  • Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство обучащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

  • Познавательно-практическое направление основывается на изучении растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами - посадкой деревьев и цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

  • Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Познавательно-развлекательное, познавательно-практическое, исследовательское направления рассчитаны на внеурочную деятельность.

Особое внимание в учебном процессе уделяю межпредметным связям, так на уроках математики во 2-3 классе при изучении темы «Решение задач» использую задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера, во время устного счета или повторения и закрепления изученного использую книжки-задачи, книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений или животных. После неоднократного использования подобных материалов на уроках математики у некоторых учащихся появляется желание сделать книжки-задачки дома или на уроках труда. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями использую задания экологического содержания.

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.

При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Я предлагаю учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса - береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную тему; написать сочинение; изложение. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я бабочка», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др.

Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, стали базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов, помогает решить данную проблему. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда оказывает влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе заняли экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала, носят краеведческий характер, просто посвящены знакомству с природой. Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться, ведется классный дневник «Наш дом - Земля». Этот дневник помогает им в наблюдениях за природой, где дети описывают и зарисовывают свои наблюдения. Это заложило основу для более глубокого чувства - ответственности за окружающую среду. Во время экскурсий дети с большим интересом участвуют в дидактических играх: «Деревья и кусты», «У кого детки с этой ветки», «Кто дальше пройдет».

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы («Животные и птицы зимой», «По страницам Красной книги» и др.), которые учат взаимоотношению с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Рассматривая конкретные экологические ситуации под названием «В гостях у природы» («Птенец на тропе», «Муравейник», «Привал в лесу», «Букет цветов»), ученики рассуждают, находят правильное решение. При рассмотрении этих ситуаций показывали важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты охраны природы.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носили обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы включал несколько этапов:

1 .Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требовалось выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

2.Конкурс рисунков "Природоохранительные знаки" (командам предлагалось нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы).

3.Эстафета эрудитов (она проводилась цепочкой: первая команда задавала вопрос второй, вторая - третьей и т. д.).

4. Конкурс устных рассказов на тему "Красная книга природы" (участники турнира рассказывали о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).

5.Конкурс знатоков голосов природы. (Команды слушали магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включали 2-3 раза. Необходимо было написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса).

6.Выставка книг о природе.

Среди мероприятий особо следует выделить праздники «Покормите птиц зимой», «Бал цветов».

Литература:

1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.,2003

2.Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. Начальная школа. - №6 2003.

3. Карпова Н.Г. О методах экологического образования школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. - М.:НИО, 2004


© 2010-2022