Организация работы над развитием орфографической зоркости младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКООУ Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие»




Кафедра начального образования







ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК

СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
















Выполнила

учитель высшей квалификационной категории


Будникова Светлана Юрьевна










Волгоград, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ



1. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе._3

2. Методы и приёмы развития орфографической зоркости.________________________4-5

3. Что же такое орфографическая зоркость. ____________________________________6-10

4. Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму. ____________11-12

5. Вывод.___________________________________________________________________13

6. Используемая литература.___________________________________________________14

7. Приложение.___________________________________________________________15-41






Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент- основание, служащее опорой для стен и здания, и если оно не прочно, то и всё сооружение будет не долговечным. Так и начальная школа является базой, основой образования человека, конечным результатом, которой являются знания и умения обучающихся.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

«Систематичность упражнений - есть первая и главная

основа их успеха, и недостаток этой систематичности

главная причина, почему многочисленные и

долговременные упражнения в орфографии дают

плохие результаты»


К. Д. Ушинский


Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.

Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей. Как отмечает Т. Г. Рамзаева, «предупредить - это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение - это и способ развития орфографической зоркости».

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Орфография и ребенок младшего возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми 7- 10 лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?

К.Г. Житомирский в своей книге о правописании, вышедшей в Москве в 1915 году, показал свое отношение не к самой русской орфографии, а к орфографии в школе того времени. «На специальное обучение орфографии в низшей школе ухлопывается почти все время обучения» писал К. Г. Житомирский. Каждый учитель нашего XXI века может согласиться с этим утверждением XX века. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?

Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому - появление довольно большого количества книг о русской орфографии, и методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе. Кстати, если со взрослыми, давно закончившими школу людьми, доведется разговориться о русском языке, то первое, что всплывает в памяти взрослого человека - это именно правила. Русский язык - значит правила. Никакой другой ассоциации термин «русский язык», увы, не вызывает. Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида».

1) Правила никогда не учил, но пишу правильно.

2) Правила помню наизусть, но пишу с ошибками.

Хотя следует отметить, что абсолютно грамотных людей нет.

Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам - принципам орфографии. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

  1. Увидеть орфограмму в слове.

  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на тоже правила в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу; т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.































ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит.

Буква - фонема - звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка.

Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово «лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.

В наших учебниках нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный малышу термин «звук». Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно ввожу термин «позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей - других звуков - начинаю вводить с первого класса. Само слово «позиция» для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза, вспоминает позиции, например, в балете. Другое дело - сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе.

Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию - ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего - фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

Слово «позиция» помогает избежать многих описательных, длинных определений. Таких как: «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку».

Представление о лингвистической позиции (без терминов) формируется у младшего школьника на основе семантики прилагательных сильных и слабых.

Задание: Сильный и слабый.

Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.

Гласные буквы одинаковые.

Гласные буквы разные.

Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением - сильный.

В слове кОтенок гласный безударный - слабый.

Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота - он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией - ударным гласным в корне кот.

Задания на различие высоты, силы и тембра голоса или звука музыкального инструмента. Формирование навыков элементарного звукового анализа.

См. приложение №1.


Во втором классе ввожу термин «позиция», «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. Например: в слове «еж» звук [ш] стоит на конце слова - в слабой позиции. В слове «ежи» звук [ж] стоит перед гласным - в сильной позиции. Буква [и] в слове ежи помогает написать букву «ж» в слове еж. «Ежи» - проверочное слово.

У разных казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные) дети обнаруживают сходство: буква обозначает то, что в сильной позиции (фонему). Проверка - общая для обоих правил: слабую позицию проверяют сильной.

Также во втором классе ввожу алгоритм фонетико-орфографического разбора слов.

См. приложение №2.


В третьем классе понятия «сильная и слабая позиции» переношу, во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных; во-вторых, связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

НАПРИМЕР:

поставь ударение

подпись - п.дпиши

запись - з.пиши

пропись - пр.пиши.

Как пишутся гласные под ударением и без ударения?

Одинаково.

По-разному.

Объяснение.

Гласные в приставке можно проверять ударением как в корне. Это одна орфограмма.

Задание. Найти слова с приставкой.

С . рвал лопух.

Сорванный или сорвала?

П . слал письмо.

Посланный или послала?

П .рвал рубашку.

Порванный или порвал?

Ученику важно понимать какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие, на первый взгляд, разнородные правила. Но еще важнее объединить правила по общности их принципиальной сущности - по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии. Это не обозначает теоретического объединения правил.

Ученики легко запоминают - От буквы- загадки к букве-отгадке и все в порядке! (От слабой позиции к сильной, и ошибка исчезнет.)

В приложении № 3 привожу примеры обучения решению орфографических задач некоторых типов.

На этапах закрепления материала использую дидактические игры. Игра-это одно из средств, которое решает такие задачи:

-научить каждого ребёнка самостоятельно учиться;

-сформировать потребность активно относиться к учебному процессу;

-является эффективным средством воздействия на некоторых детей.

В приложении №4 смотри задания «Реши проблему».

Часто на уроках использую орфографическое чтение и орфографические пятиминутки. Орфографическое чтение - это чтение, при котором каждое слово произносится, так как пишется. В основе орфографического чтения лежат артикулярная и слуховая виды памяти, которые проявляются по-разному и зависят от разных причин:

-от врождённых особенностей;

-от степени тренировки органов речи;

-от индивидуального типа движения речевых органов.

Цель:

-обогащение словарного запаса;

-тренировка артикуляционной памяти.

Эту работу можно начинать с любого текста.

Учитель читает слово или сочетание слов и просит детей повторить в том же порядке и том же темпе. Если слышны ошибки при произношении, то задание повторяется. Далее учитель вновь читает сочетание слов и порядок работы повторяется, при этом текст находится перед глазами детей.

Постепенно эта работа усложняется. Текст убирается. Учитель читает орфоэпически, а дети произносят орфографически.

Целесообразно начинать работу с 1-2 слов, затем перейти к 3-4 словам, а далее к предложению. Высоким уровнем овладения детьми навыком орфографического чтения будет объём, равный нескольким предложениям.

Такая работа может проводиться на уроке любого типа, практически при изучении любой темы.

В приложении № 5 приведён пример орфографического чтения.












СИСТЕМА И ВИДЫ ДИКТАНТОВ.


Диктант - это вид контроля за уровнем развития орфографической зоркости.

  1. Диктант с обоснованием предназначен для закрепления изученных орфограмм.

Цель:

-предупреждение орфографических ошибок;

-отработка навыка грамотного письма.

Учитель диктует слово, ученик записывает проверочное слово, а затем проверяемое, т.е. обосновывает орфограмму.

  1. Диктант с подчёркиванием.

Цель:

-заострить внимание учащихся при написании слов с изученными орфограммами;

-своевременная проверка орфограмм.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность учащихся.

  1. Диктант с сомнением применяется при изучении орфограмм.

Цель:

-возможность избежать ошибок;

-осознанный подход к правописанию орфограмм.

Учитель диктует детям текст, они его пишут, но если в написании какой-либо орфограммы появляются сомнения, они пропускают её. Далее следует проверка. Дети называют пропущенные орфограммы, объясняют их правописание самостоятельно или с помощью учителя.

  1. Контрольный диктант проводится после изучения большой орфографической темы.

Цель:

-проверка сформированности навыков написания.

Текст диктуется в соответствии с нормами правописания. Сначала читается весь текст диктанта. Дети слушают, вникая в содержание. Затем диктуются отдельные предложения. Учащиеся пишут предложение после того, как оно будет прочитано до конца. Диктуя текст выдерживается темп, предупреждая отставание детей в письме. Слова, правописание которых не изучено, проговариваются орфографически или записываются на доске.

После записи всего текста, учитель читает его целиком, делая паузы между предложениями. Дети следят, проверяя написанное.

В приложении № 6 дана схема-классификация видов диктантов.


В своей работе использую перфокарты, которые позволяют сократить время на уроке и производить контроль за уровнем орфографической зоркости.

Перфокарты можно применять на любом этапе урока с целью проверки написания слов с разными орфограммами.

Проверка правильности выполнения задания проводится в разных формах:

-проверка сразу после выполнения задания;

-проверка после урока;

-выборочная проверка нескольких работ в ходе урока;

-самопроверка;

-взаимопроверка.

См. приложение № 7.

Работа над написанием словарных слов. Эта работа не имеет каких-либо ограничений относительно её места в структуре урока, поэтому может быть проведена на различных этапах урока.

Система работы на этапе знакомства со словами:

-чтение слова на плакате (карточке);

-определение места орфограммы;

-этимологическая справка;

-запись слова в словарик;

-составление словосочетаний или предложений со словами.

На этапе знакомства со словом можно использовать зашифрованные карточки.

Приведу пример знакомства с новым словарным словом «комната».

Спрашиваю, что изображено на рисунке (снежный ком)? Дети несколько раз повторяют слово «ком», а затем учитель открывает спрятанные буквы, и дети произносят «комната».

В приложении № 8 приведён материал работы со словарными словами.

Для проверки сформированности уровня орфографического навыка использую тесты на уроках русского языка. Задания могут быть написаны на доске, а могут быть у каждого ребёнка. Для получения объективных результатов работу ученик выполняет самостоятельно.

Тесты проводятся после изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года. Для проведения теста отводится часть урока. Нельзя давать на одном уроке несколько тестов.

В приложении № 9 даны примеры некоторых тестов, используемых на различных

уроках.


































ФАКТОРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ, КАК ШАГ К ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого века считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить «трудную» буквы;

можно построить опорные схемы.

Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.

Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов прочно запоминается.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости оказывают комментированное письмо; звукобуквенный и орфографический разборы.

Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на -ить - это не глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами - комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того, комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знания учеников и проверять их орфографические навыки.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.



Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Вывод.

Конечно, методика работы по орфографии не совершенна. Между тем, в разных, на первый взгляд, авторских программах есть много общего для положительного формирования орфографической зоркости учащихся:

-осознанное отношение к слову;

-развитие фонематического слуха;

-овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные;

-формирование представлений об орфограмме;

-упражнения для выработки орфографической зоркости;

-использование дидактических средств, для организации работы по формированию орфографической зоркости;

-письмо с пропусками;

-специально организованное списывание;

-работа над ошибками;

-графические и цифровые обозначения орфограмм;

-диагностика орфографической зоркости.

Это, безусловно, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования орфографической зоркости в среднем и старшем звене.



Используемая литература.

1. Т.Г.Рамзаева «Методические основы языкового образования и литературного развития младшего школьника». С.Петербург 1997 г.

2. М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе». Москва 1992г.

3. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов» Н Челны 1997г

4. М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для начальных классов» Москва 1963 г.

5. Журналы:

Начальная школа.

Начальная школа. Плюс, минус.

6. Интернет ресурсы.









ПРИЛОЖЕНИЕ










ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



Игра № 1.

Учитель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом один из учеников прячет какую-либо игрушку (за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти её, ориентируясь на силу удара в барабан. Если ребёнок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, сила ударов по барабану больше, если удаляется - меньше.

Эту игру целесообразно проводить на многих занятиях (уроках). Чтобы поддержать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребёнка, например, ударять в бубен, звенеть в колокольчик, хлопать в ладоши и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

Ига № 2.

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать за спиной какого ребёнка звенит колокольчик.

Игра № 3.

Учитель выставляет перед детьми трёх медведей (игрушки или картинки): большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» в сокращении, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают голос медведя.

Игра № 4.

Детям раздаются картинки с изображение домашних животных - взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Учитель произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны поднять соответствующую картинку, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса.

Игра № 5.

Учитель показывает детям картинку с изображением вагона поезда и громко и чётко произносит слово «вагон». Затем объясняет: «я буду называть эту картинку правильно и неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я произнесу с ошибкой, хлопните в ладоши». Затем учитель начинает произносить: «Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом, вагон и т.д.». Необходимо «подчеркнуть», что начинать надо эту игру с простых слов по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



ФОНЕТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР


План.

1. Произнеси и послушай.

Он очень важен для развития фонетических способностей: таким образом ученику предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения. Нельзя не учитывать и то, что в речи ученика могут быть ошибки, связанные с нарушением норм русского литературного произношения. И тогда объекты у учителя и ученика будут разными. Следовательно, до того, как начнётся вычленение звуков из слова, учитель должен убедиться в том, что школьник произносит слово правильно.

2. Найди ударный слог, а затем произнеси слово по слогам.

Ударный слог имеется только в слове, произнесённом целиком. Слово ученик произносит дважды:

  1. целиком (со звательной или вопросительной интонацией, к. «подчёркивает» ударный слог);

  2. «по-кусочкам», т.е. по слогам. Здесь не следует путать произнесение слова по слогам с правилами переноса. У детей получается само сабой: те-традь.а не тет-радь, у-ли-тка, а не у-лит-ка.Здесь же не следует искажать его звучания.

3. Произнеси (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к этому действию означает начало звукового разбора. Две предыдущие ступени были нацелены на осознание объекта анализа.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

Запись звучания слова с помощью небуквенных условных значков необходимо для того, чтобы материализовать действие знакового анализа.

Какими должны быть условные значки?

Не имеет значения (кружочки или квадратики, чёрточки или штриховка и т.п.).

─○↔○─ [ кул′ок]

5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Этот пункт плана служит ещё одним средством воспитания у младших школьников потребности в самоконтроле, что необходимо для развития как лингвистических, так и общеучебных умений.

Анализ соотношения звуков и букв в словах первого типа назовём фонетико-графическим разбором, а в словах с орфограммами - фонетико-орфографическим.

Главная задача фонетико-графического разбора - проследить действие слогового принципа русской графики (который школьники практически освоили в связи с обучением чтению и первоначальному письму) на более высоком уровне общения. Чтобы при выполнении фонетико-графического разбора ученики не отвлекались на орфографические проблемы, для разбора используются слова, запись которых не требует применения правил правописания.

○ гласный

─ согласный, твёрдый

↔ согласный, мягкий

После этого разбора уместно задать вопрос, сколько в слове звуков и сколько букв, так как сама запись даёт ответ на поставленный вопрос.

Задачи фонетико-орфографического разбора отличаются от задач фонетико-графического анализа. Он нацелен с одной стороны на развитие орфографической зоркости учащихся, с другой - на усвоение правил правописания. При этом порядок его проведения отражает реальный ход нахождения письменной формы слова, в которой имеются элементы, не заданные однозначно произношением.

Итак, особенности фонетико-орфографического разбора следующие:

  1. идя от звука к букве, ученик не просто характеризует звук, но специально объясняет его позицию (для гласных - место по отношению к ударению, для согласных - перед каким звуком находится);

  2. в том случае, если звук не указывает однозначно на букву (может быть обозначен разными буквами при том же звучании), против него ставится знак вопроса, который обозначает наличие орфограммы или, другими словами, постановку орфографической задачи;

  3. производится решение орфографической задачи в данной части слова.

ПРИМЕР «к лошадке»

[ л ]

перед гласным

Л


[ а ]

безударный

?

ло′шадь-о

[ ш ]

перед гласным

Ш


[ а ]

○′

под ударением

А


[ т ]

перед согласным

?

лошади-и

[ к ′]

перед гласным

К


[ и ]

безударный

?

к руке′-е




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1 класс


  1. На бланке с буквами подчеркни только те буквы, которые скажет учитель. Работать надо быстро и точно.

е н е п р и е о т к с а е г ш о р е е в у

а д ш а р а н а к в м и н а л т ь а ж э а


  1. Слоговой аукцион «Кто больше?».

Составь как можно больше слов со слогом МА в начале, в середине и в конце слова.

2 класс

Цепочка слов.

Игра заключается в нахождении цепочки слов, соединяющих два ключевых слова, причём каждое слово цепочки получается из предыдущего заменой ровно одной любой буквы. Выигрывает тот, чья цепочка длиннее.

Коза - поза - пола - полк - волк…

Коза - кора - кара - фара - фарс - барс - марс…

3 класс

«Четвёртый лишний».

Учащиеся читают четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно из них не подходит к остальным. Детям предлагается найти «лишнее» слово и объяснить сой выбор.

Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

Река, мост, озеро, море.

Василий, Фёдор, Иванов, Семён.

















ПРИЛОЖЕНИЕ № 4


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

2 класс


  1. На доске: Он (в)катился (в)огород,

(До)катился (до)ворот,

(Под)катился (под)ворота,

(До)бежал (до)поворота.

Задание.

Раскрой скобки и правильно запиши отрывок из стихотворения. Дети не смогут этого сделать без знания особенностей правописания предлогов и приставок. Организуется поисковая работа, направленная на выявление этих особенностей.

  1. На доске:

Садик, водить, водитель, садовый, провод, садовник, посадить, садовод, проводник.

2 класс

Выдели корень и раздели слова на две группы. Слово «садовод» ученики затрудняются отнести к одной из групп, так как образование и правописание сложных слов они не изучали. Учитель организует поисковую работу, направленную на выявление образования и правописания сложных слов.

3 класс

На доске:

Идёт, сильный, мальчик, он, читает, мы, хороший, вы, смотрит, дети, они, учатся, ученик, я, белые, говорят.

Задание.

На какие группы можно разделить слова?

При делении ученики встречаются с незнакомой частью речи, учитель направляет поиск детей на выявление особенностей новой части речи - местоимения.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ


На доске:

Промоина была похожа на очень широкий и глубокий желоб.

Читаем первое слово, стягивая слоги в единое звучание с выделением ударного слога: про∕мо∕и′∕на. Надо обратить внимание, как действует речевой аппарат: в первом слоге после согласных необходимо чётко произнести звук [о]. Это и то самое движение губ (лабиализация), которое должно отрабатываться в памяти при произнесении их. В подобных словах практически не бывает ошибок.

Сочетание слов на очень широкий требует пояснения. Предлог НА произносится отдельно, как самостоятельное слово. Слово ШИРОКИЙ особое. Оно не поддаётся орфографическому чтению. Тут не обойтись без правил: ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА, ЖИ, ШИ. Если предлог прочитан слитно, надо возвратиться и прочитать предлог и слово раздельно. Если нечётко произнесён согласный, надо повторить слово, выделяя этот согласный.


































ПРИЛОЖЕНИЕ № 6


Схема-классификация видов диктантов.

Диктанты


  1. Буквенные, слияний, словарные, по словосочетаниям, по предложениям, по связным текстам.


  1. Контрольные (текущие, итоговые).


  1. Обучающие (выборочные, свободные, творческие (со вставкой слов, с изменением слов)).

Обучающие предупредительные (зрительные, слуховые).

Обучающие объяснительные (зрительные, слуховые).

Обучающие комментированные.





























ПРИЛОЖЕНИЕ № 7


I уровень

О

А

п…

д…

п…

пр…

д…

строил

бежал

играл

летел

писал

з…

н…

н…

з…

з…

кричал

летел

копал

пел

плыл

II уровень

Е-И

О-А

сн

л

р

в

л

жок-__________

сок-__________

ка-___________

сна-__________

нтяй-_________

р

гр

к

в

к


са- _________

за-__________

за-__________

да-_________

са-_________

III уровень

в

в

г

д

св

с

кторина

лшебник

ризонт

ректор

ркать

лдат



ПРИЛОЖЕНИЕ № 8


Виды и формы работы над словарными словами.

  1. Выборочный диктант (картинный, зрительный, слуховой).

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущены безударные гласные, либо слова на слух.

Задания.

  1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй слова - названия растений.

  2. Выписать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй столбик- слова, в написании которых надо запомнить гласную А (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт).

  3. Из текста выписать словарные слова.

Урожай! Урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха? Огурцы как на подбор! С грядки нам сорвать неплохо крупный красный помидор! Пробежишься огородом, съешь морковку мимоходом.

  1. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают и записывают слово, выделяя в слове орфограмму.

Языка нет, а рассказывает. (Книга)

Не ест, не пьёт, а говорит и поёт. (Радио)

В поле лестница лежит, до по лестнице бежит. (Поезд)


  1. Творческий диктант.

Замени предложение одним словом.

Четвёртый день недели. (Четверг)

Приём пищи в середине дня. (Обед)

Плод яблони. (Яблоко)


  1. Ответы на вопросы.

Кто живёт в лесу? (Лиса)

Кто следит за чистотой в классе? (Дежурный)

Что нам даёт корова? (Молоко)


  1. Дописать предложения.

Весело чирикает … (воробей).

В конуре живёт… (собака).

Дети катаются на… (коньках).


  1. Кто быстрее?

К данным словам подберите противоположные по смыслу (близкие по значению).

Юг-…., запад-…, грустно-…., медленно-…, прощай-…, плохо-… .

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9


Входная контрольная работа

по математике и обучению грамоте

(комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе)

Задание 1.

Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания: Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

(смотри приложение №1)

Оценка выполнения задания:

3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуру в основном сохранены.

2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок «-» - в дополнении к баллу.

Задание 2.

Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево-вправо-вверх-вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

(смотри приложение №2)

Возьмите карандаш и под диктовку начертите «заборчик».

От точки: одну клетку вправо, две вниз, две вправо, одну вверх, одну вправо, одну вниз, две вправо, две вверх, одну вправо, две вниз, две вправо, одну вверх, одну вправо, одну вниз, две вправо, две вверх, одну вправо. А дальше продолжи сам по образцу.

Оценка выполнения задания:

3 балла - все выполнено верно;

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов - задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнении к баллу ставится «-».

Задание 3.

Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному понимаю текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

(смотри приложение №3)

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

  1. На полянке играют З девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить).

  2. В машине ехали 4 человека. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).

Оценка выполнения задания:

3 балла - выполнены верно обе задачи;

2 балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4.

Цель: Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

Текст задания: Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

(смотри приложение №4)

  1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

  2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

  3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

  4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата.

Оценка выполнения задания:

3 балла - все выполнено верно;

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов - задание не выполнено.

Задание 5.

Цель: Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если треугольников больше, то дорисуй фигуры так, чтобы их стало поровну.

(смотри приложение №5)

Оценка выполнения задания:

3 балла - сравнение проведено верно;

0 баллов - сравнение проведено неверно.

Задание 6.

Цель: Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

(смотри приложение №6)

Оценка выполнения задания:

3 балла - линия проведена правильно (к зверям).

2 балла - линия проведена к птицам.

0 баллов - задание не выполнено.

Задание 7.

Цель: Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания: Посмотрите на картинки, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук (с), то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук (с), значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

(смотри приложение №7)

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение задания;

2 балла - выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет.

1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков (с) - (з).

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков (с) - (з), (с) -(ц), (с)-(ш) или полное непринятие задания.

Задание 8.

Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

(смотри приложение №8)

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение здания.

2 балла - наличие ошибок в один звук.

0 баллов - непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слое и количества «окошечек».





Рубежная контрольная работа по математике

1. Арифметический диктант.

- Запиши числа по порядку от 8 до 2.

- Из 10 вычесть 3.

- Увеличьте 2 на 3.

- Уменьшите 7 на 2.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое- 2. Чему равна сумма?

- К 6 прибавьте 2, и полученный результат уменьшите на 3.

2. Реши задачу.

В вазе 9 слив, а персиков на 2 меньше. Сколько персиков в вазе?

3. Реши примеры.

9-3= 5+3=

7+2= 6-3=

2+3= 10-2=

4.Выполни действия, записав конечный результат.

8______-3______+2______-3______+1______-2_________=

Рубежная контрольная работа по обучению грамоте

  1. Проверочное списывание (с доски).

У Марины кубики. Она строит замок.

  1. Составь из слов предложения. Запиши их и начерти схемы этих предложений.

  1. столе, на, ваза

  2. розы, в, красивые, вазе


  1. Допиши слоги так, чтобы получились слова-имена людей.

Ри.. Во.. Зи.. Ла..


Итоговая контрольная работа по математике

  1. Арифметический диктант.

- Запиши числа по порядку от 1 до10.

- Запиши число 3 и число, которое стоит перед ним.

- Запиши число 7 и число, которое стоит после него.

- Запиши число 5 и его «соседей».

2. Реши примеры.

0+6= 7-0=

5+6= 8-3=

8+4= 16-10=

10+3= 19-9=

3. Начерти ломаную из 3 звеньев.

4. Реши задачу.

На выставке было 3 кошки, а собачек на 4 больше. Сколько животных было на выставке?

5.Сравни и поставь нужный знак (больше, меньше или равно).

5__8 9+2___8

9__6 14-4___7+3

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Диктант.

У деда.

У деда жил внук Яша. Дедушка хорошо плёл лапти. Мальчик часто наблюдал за работой деда. Славные были лапти!

Грамматическое задание.

Замени одну букву другой так, чтобы получилось новое слово.

Палка, удочка, роза.

Запиши новые слова и подчеркни в них все буквы, обозначающие согласные звуки.


Рубежная контрольная работа по математике (тест)

Часть А (I уровень)

Оценивание теста.

2 балла - задание выполнено полностью правильно.

1 балл - выполнено правильно 50% задания.

0 баллов - задание выполнено менее чем на 50 % или выбран неправильный ответ.

  1. Вставь пропущенные числа.

а) 1,…,…,…,5,…,…,8,…,…

б) …,2,…,4,…,…,7,…,…,…

2. Запиши состав следующих чисел.

7 8 10 9 7 9 10

/ \ / \ / \ / \ / \ / \ / \

2 5 7 1 4 6 5

3. Реши и запиши результаты.

6+2=___ 5+1=___ 3+4=___

7-2=___ 9-1=___ 8-3=___

4.Прочти задачу и выбери правильное решение.

В гараже было 9 машин. Уехало 7 машин. Сколько осталось?

а) 7 б) 4 в) 2

5.Начерти прямую.

6.Начерти кривую.

7.Начерти отрезок длиной 5 см.


Часть В (II уровень)

8. Вставь нужные числа.

___+3=9 5+___=8 3+2+4=___

___-2=6 9-___=2 8-3-1=___

9.Начерти ломаную длиной 7см, состоящую из 2 звеньев.

10. Продолжи ряд:

1, 3, 5, …, …, …

Часть С (III уровень)

11.Построили башню из трёх кубиков. Красный кубик оказался выше синего, но ниже зелёного. Кубик какого цвета оказался выше?

красный синий зелёный

12.Реши примеры.

8+1-1+2-2+3-3=

5+1-1+2-2+3-3+4-4+5-5=




Рубежная контрольная работа по обучению грамоте (тест)

Часть А (I уровень)

  1. Мы произносим и слышим…

А. Звуки

Б. Буквы

2. Мы видим и пишем…

А. Звуки

Б. Буквы

3. [у],[э],[и],[ы],[а],[о] - это…

А. Гласные звуки

Б. Согласные звуки

4. [б],[в],[г],[р],[н],[л] - это…

А. Гласные звуки

Б. Согласные звуки

5. Каким звуком различаются слова? Выбери правильный ответ.

МАЛ МЯЛ

первым

вторым

третим


6.Подчеркни слово, которое подходит к данной схеме:

/


Луна, тигр, чайник.


7.Подчеркни слово, в котором есть ошибка.

Чучело, чюдо, чаша.

8.Подчеркни слово, в котором есть ошибка.

Малышы, ужи, мыши.

9. Поставь в словах ударение.

Зайка, санки, окошко, гора, воробей.

Часть В (II уровень)

10.Подчеркни слова, где букв больше, чем звуков.

Мальчик, сугроб, путь, улица.

11. Раздели слова на слоги.

Наступила суровая зима.

13.Раздели слова для переноса.

Утка, уголок, скамейка, утюг.


Часть С (III уровень)

14.Вспомни и напиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

15.Запиши предложение, соответствующее данной схеме.

I______ ______ _______ _______ .

________________________________________________________________________

















Итоговая контрольная работа по математике (тест)

Часть А (I уровень)

1.Вставь пропущенные числа.

а) 20,19,…,17,…,…,14,13,…,11

б) 10,…,…,...,6,…,…,…,2,…

2.Обведи примеры, в ответе которых получается 8:

5+3 9+1 9-2 4+4

10-2 1+7 8-0 7+2

3.Какое число надо увеличить на 4, чтобы получилось 10?

Найди правильный ответ и подчеркни его.

5 6 7

4.На сколько число 9 больше чем 2?

Найди правильный ответ и подчеркни его.

На: 11 8 7

5.Задача.

С грядки сорвали сначала 8 огурцов, а потом ещё 2 огурца. Сколько всего огурцов сорвали с грядки?

Запиши решение этой задачи в одну из схем:

а) ___ - ___ =___ б) ___ + ___ =___

6.Какое число надо увеличить на 3, чтобы получилось 9?

Найди правильный ответ и подчеркни его.

5 7 6


Часть В (II уровень)

7.Какие знаки действия: (+ или -) надо поставить слева и справа, чтобы равенство 9 ○ 3=8 ○ 2 стало верным?

8.Начерти два отрезка. Один длиной 9 см, а другой на 3 см короче.

9.Вставь нужные числа.

5+ ___=8 11-___=10 16-____=6

19=10+___ 15+4=___ 17=14+___

10. Сравни выражения.

15+2___19-4 14+4___9+8


Часть С (III уровень)

11.Продолжи ряд:

20,1,19,2,18,…,…,…,…,…,…

12.В этом примере одинаковые цифры зашифрованы одинаковыми буквами, а разные цифры - разными буквами. При этом все числа в примере меньше 20. Расшифруй пример.

АУ + А = АА

_______________________

Итоговая контрольная работа по русскому языку (тест)

Часть А (I уровень)

1.Поставь знаки препинания в конце предложений.

Пришла весна ярко светит солнышко, а кто ревёт в лесу это проснулся медведь.

2.Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы: кто? что?

Туча, крупная, свежий, бельчонок, потекло, маленькое, засверкало, спелый, гроза, застучал.

3.Поставь ударение. Подчеркни слова с ударением на первый слог.

Малина, бобры, заяц, прыжок, лейка, наклейка, лампа, медвежонок, чайник, ромашки, шипы, картина.

4.Подчеркни ту букву, которую необходимо написать в конце слова. Соедини с проверочным словом.

гла(с,з) утюги

стол(б,п) глаза

утю(к,г) столбы

5.Прочитай. Найди и исправь ошибки.

Чудеса, шыны, площадка, пушыстый, щюка, пружина, чючело.

Часть В (II уровень)


6.Допиши слова.

Малы____, лы____, ____ка, ____вот, ____йник, ____рокий.

7.Прочитай. Подчеркни слово в скобках, которое является проверочным.

Холмы (холмистая, холм).

Сосна (сосновая, сосны).

Грибы (гриб, грибок).

8.Прочитай слова. Подчеркни те из них, которые начинаются с согласного звука.

Комната, яма, осы, ёлка, усы, сад, мел.

9. Составь и запиши предложения из данных слов, изменяя их.

а) в, лес, петь, птицы

б) сидеть, под, зайка, куст

______________________________________________________________________________

10.Прочитай. Подчеркни только предложения.

Лето прошло I голубыми цветами I наступила осень I дети идут в школу I у тихого ручья

11.Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Каша, Юля, дом, Рая, цвет, сестра, смех, след, слон, сила.


Часть С (III уровень)

12.Придумай и запиши слова, состоящие из одного, двух и трёх слогов.

_____________________________________________________________________________

13.Напиши два слова с безударной гласной. Рядом напиши проверочные слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Запиши имя девочки, в котором все согласные звуки твёрдые.

_____________________________________________________________________________

Организация работы над развитием орфографической зоркости младших школьников.Литературное чтение.

Выбери правильный ответ.

  1. Когда происходили события?

    1. зимой

    2. летом

    3. весной

2.Почему Варя собирала больше ягод?

1) Она очень сильная.

2) Она быстрая и ловкая.

3) Ей помогал брат.

Запиши правильный ответ.

3.Назови героев произведения.

Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………………….

4.Считаешь ли ты Саньку лодырем? Почему?

Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………..

5.Понравилось ли тебе это произведение? Чем?

Ответ:………………………………………………………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………….













Русский язык.

Выбери правильный ответ.

1.Найди слова с ошибками.

1) бабушка

2) Санька

3) варя

2.Какие слова нельзя переносить?

1) сестра

2) гриб

3) кузовок

3. Вставь пропущенные буквы в слова.

  1. ч..сто

  2. яго..ка

  3. в л..су

4. Обозначь ударение.

  1. работница

  2. корзинка

  3. высоко

5. Составь предложение из данных слов. Обозначь главные члены предложения.

За, Варя, и, Санька, малиной, в, пошли, лес.

……………………………………………………………………….






















Математика.

Выбери правильный ответ.

1.Сколько слов во втором предложении?

1) 5

2) 4

3) 7

2.Сколько раз Варя и Санька ходили в лес?

1) 0

2) 2

3) 3

Выполни задание.

3.Запиши цифрами числа.

1) тринадцать ….. земляничек

2) пятнадцать ….. грибов

3) восемнадцать ….. малинок

4. Реши задачу.

Посчитай слова в первом и втором предложении текста. На сколько слов в первом предложении больше чем во втором?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………….























Окружающий мир.

Выбери правильный ответ.

1. Маслята это …

1) ягоды

2) грибы

3) овощи

2. В лесу собирают …

1) траву

2) пеньки

3) ягоды, грибы

Запиши правильный ответ

3. Как называется тот, кто …?

Собирает в лесу грибы ………………………………………………………………………………………………………………

4. Что может быть опасным?

1) Дома ……………………………………………………………………………………………………………………………………….

2) В лесу ………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ответь на вопрос.

5. Какие правила безопасного поведения нужно соблюдать в лесу?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
















Ответы


К тестам по литературному чтению

1 - 2);

2 - 3);

3 - Варя, Санька, бабушка, автор.

4 - Нет. Санька не лодырь, а любящий брат.

5 - описание своих впечатлений о прочитанном рассказе.

К тестам по русскому языку

1 - 3);

2 - 2);

3 - 1) (а), 2) (д), 3) (е);

4 - 1) работница, 2) корзинка, 3) высоко;

5 - Варя и Санька пошли в лес за малиной.

К тестам по математике

1 - 1);

2- 3;

3- 13, 15, 18;

4 - (9-5=4).

К тестам по окружающему миру

1 - 2)

2 - 3);

3 - грибник

4 - 1) дома опасно играть со спичками, включать газовые и электроприборы без родителей, открывать дверь чужим людям,

2) В лесу опасно уходить с тропинки, терять взрослых, заходить в болото.

5 - нельзя разжигать костер, оставлять мусор, разорять гнезда, ломать ветки.

42


© 2010-2022