- Преподавателю
- Начальные классы
- Охрана природных сообществ
Охрана природных сообществ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власова Л.П. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Охрана природных сообществ живых организмов.
Цели урока:
-
раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.
-
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
-
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к Родине.
Ход урока:
-
Организация класса (слайд 1)
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
-
Операционно-познавательный процесс (слайд 2)
-
Стратегия «Что знаем - обобщаем» (направление на обобщение об изученном, выход на тему и цели урока)
Вопросы по закреплению раздела «Природа»:
Что можно сказать о разнообразии природы?
Какова связь живых и неживых существ в природе? (показ сценки «Связь живой и неживой природы»
Заяц: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денёк. Что за странный запах? Это вовсе не запах травы.
Мышь: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня! Я вовсе не хотела забираться в твои владения. Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас.
Заяц: Так-так. Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.
Мышь: О, да. Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не вкусные, как травка.
Заяц: Ну об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да и не смог бы съесть мышку, даже если бы захотел.
Мышь: Не смог бы? Почему?
Заяц: Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.
Мышь: Тогда для чего они приспособлены?
Заяц: Они приспособлены для того, чтобы есть траву, листья, кору деревьев, т.е. растения.
Мышь: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.
Заяц: Пожалуйста, сколько хочешь. Пока! (Мышь убегает). Может быть, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта Лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.
Лиса: Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя в один миг съесть?
Мышь: Ты не можешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.
Лиса: Его зубы предназначены для пережевывания растений. А мои - для того, чтобы есть животных, таких как зайцы, мыши.
Мышь: Ты п-п-полагаешь, что с-с-сможешь с-с-съесть м-м-меня? Ай-ай-ай!
Лиса: Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных.
Заяц: О, как я рад, что нашел тебя.
Мышь: Да-да. Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов Лисы?
Заяц: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы - плотоядные животные, а зайцы - травоядные. Плотоядные такие, как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развитые клыки. А у травоядных зубы широкие, плоские приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит
Мышь: Теперь я все поняла! Прежде всего, надо взглянуть на зубы животного и тогда я пойму сможет оно меня съесть или нет.
Заяц: Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.
Мышь: Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать тебя.
Заяц: Бежим, а то Лиса вернется.
Какое значение имеет природа для человека?
С какой целью учёные изучают природу?
-
Работа в группе . Стратегия «Сортировка»
Какие природные сообщества вы знаете?
- сборка частей мозаики 1 группа - лес, 2 группа - река, 3 группа - степь, 4 группа - луг
- Определение названий групп и раздача заданий по сбору признаков сообществ каждой группы
1 группа «Лес»
Лес - прекрасное украшение земли. Леса бывают хвойные, смешанные и лиственные. Это огромные территории, которые отличаются крайне сухим климатом. Лес - это источник здоровья человека. Он хранитель чистого лечебного воздуха. Надземная часть цветущих растений отмирают, а в почве остаются корни с накопленными питательными веществами. В лесу встречаются медведи, кабаны и слышится пение соловья и стук дятла.
2 группа «Река»
Река - это водоём. По их берегам и в воде растут многолетние растения - камыш, рогоз, осока и другие растения. Животные спасаются от палящего солнца разными путями. Их корни, стебли, листья и цветы являются хорошим кормом для водоплавающих птиц. В воде растут дуб, берёза, клён и многие другие деревья. У берегов в тихих заводях живут ондатры, бобры, выдры.
3 группа «Степь»
Степью называются безлесные пространства с чернозёмными или каштановыми почвами. Климат степи засушливый, особенно мало выпадает осадков летом. В степи растут луговые травы. В степи живут водоплавающие птицы - гуси, утки, размножаются лягушки. В степи живёт много грызунов - полёвок, хомяков, сусликов, сурков, тушканчиков, а значит и хищных птиц и зверей - лисы, волки, орлы.
4 группа «Луг»
Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. Ранней весной луга покрываются жёлтыми одуванчиками. В траве водятся щуки, караси. Люди используют луга для выпаса скота. Луга, как маленькие джунгли с зарослями стеблей трав, листьев и корней. Здесь живёт множество насекомых. Климат засушливый недостаточно влаги. Высоко над лугом летает беркут. Эта хищная птица охотится на птиц и зверюшек.
- Каждое сообщество имеет свои отличительные черты. Найти признаки своего сообщества и составить рассказ. (рассказ о своих сообществ Слайд 3)
-
Телефон доверия. (ЛУГ)
(Слайд 4 . Картинка животного. Звонок телефона и звучание «голосов» тревоги и просьб о помощи от имени насекомых и трав).
- Сейчас в каждом городе существуют телефон доверия, куда можно позвонить и попросить помощи.
На нашем лугу тоже есть такой телефон и тревожные сигналы уже поступали.
Послушайте:
Шмель: Алло! Вы меня слышите? Я - луговой шмель. Распахивают мой любимый луг, а ведь в земле наши домики. Помогите!
Клевер: Скорее! На помощь! Куда-то пропали наши друзья- шмели! Мы останемся неопылённымии и не дадим семян!
Перепёлка: К вам обращается перепёлка. Люди насыпали на луг удобрение Апчхи! Нам негде спрятаться! Апчхи! Я не могу дышать! Ой! Я умираю!
Вывод: в природе всё взаимосвязано погибнет одно животное или растение следом могут погибнуть другие животные.
-
Работа в группе Стратегия «Составь причины»
(запись в группах кто или что приносит вред природе - каждому сообществу)
- Обработка записей групп и выделение самых главных и существенных причин и их запись в тетради.
Физминутка. Давайте выйдем все на луг. как много трав, смотри вокруг! Вот бабочка вспорхнула И крыльями взмахнула. А вот кузнечик скок - скок. Давай понюхаем цветок.
(пересадка групп)
-
( ТиО - задание на опережение) Тревожные факты!!!
1.За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 - 3 миллиона лет.
2.Леса - «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента (это 20 га за сутки)
3.Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.
4.Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
5.От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
6.На Земле безвозвратно исчезает виды животных, а еженедельно 1 вид растений
-
Работа в группе «Сохраним природу»
- Хоть мы маленькое общество, всего ученики четвёртого класса, давайте сами составим правила по сохранению живой и неживой природы, её красоты в целостности ещё на миллионы лет (составление экологических правил с обращением с природой )
- обработка записей групп и запись в тетрадь самых значимых для природы
- Рефлексия
- С каким природным сообществами мы с вами работали на уроке?
- Почему луга, реки, леса, степи называются природными сообществами?
- Интересна ли вам была эта тема? Чем?
-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки. Давайте закончим урок песней о красоте нашей планеты.
- Итог урока (оценивание) - Мы договорились с вами не рвать луговые цветы для составления букетов, но мы можем создать букет из бумажных цветов. Перед вами луг. Если вы довольны собой, своей работой в группе и хорошо усвоили тему сегодняшнего урока, поместите свой цветок на луг синий или жёлтый или белый. Если вам было трудно на уроке, вы недовольны своей работой или что-то не поняли - поместите на луг красный цветок.