Урок по литературному чтению для 1 класса «Законы докучной сказки. Сказка про белого бычка»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ НОШ №9

Законы докучной сказки. Сказка про белого бычка.

План-конспект открытого урока

УЧИТЕЛЬ Билевич Наталья Ивановна

13.03.2013

Урок по литературному чтению для 1 класса.
ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.
«Сказка про белого бычка»

Страницы: (учебник) 6-7; (тетрадь) 5, задания № 1-2. Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «докучная сказка», развития умения находить сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного аппарата, памяти. Планируемые результаты: личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД: регулятивные - выполняют учебные действия на основе алгоритма действий; познавательные - выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные - воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников;предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повторы), читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (докучная сказка) и инсценировать с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация), различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки. Образовательные ресурсы: условные знаки; предметные рисунки, проектор, презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. СЛАЙД 1 - К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Улыбнитесь друг другу

I. Актуализация. Формулирование темы и целей урока. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.

На прошлом уроке мы познакомились с Вами с ребятами, которые отправились в необыкновенное путешествие в огороды Бабы Яги. Ребята прислали нам задание, которое необходимо выполнить для дальнейшего путешествия. Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы(выслушать каждого, один говорит- остальные слушают, согласование общего решения, представитель группы защищает решение перед классом). У вас на столе конверт, откройте, СЛАЙД 2 перед вами 6 ребусов, вам нужно их разгадать, написать отгаданное слово можно прямо под ребусами. Из первых букв у вас получится загаданное Машей и Мишей слово. Желаю удачи!

Проверка (ЩЕЛЧКИ НА СЛАЙДЕ 2)

А сейчас проверим кто из вас самый внимательный, у кого хорошая память. На прошлом уроке мы познакомились с необычным словом, синонимами которого являются слова приставать, надоедать (докучать). ЩЕЛЧОК Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока(ответы детей). СЛАЙД 3 Молодцы, а какую цель мы поставим перед собой?

Какие вы молодцы! Тема сформулирована, цель поставлена, самое время продолжить путешествие по огородам Бабы-яги. СЛАЙД 4Но попасть мы туда сможем, только дружно прочитав заклинание:
Шлеп-шлеп-шлеп, Хлоп-хлоп-хлоп,Урок по литературному чтению для 1 класса «Законы докучной сказки. Сказка про белого бычка». Стук-стук-стук, Топ-топ-топ. Не хотим мы здесь сидеть, Хотим в огороды полететь.
Учитель открывает доску с условным знаком «Репейники» СЛАЙД 5:

II. Введение в тему. 1. Беседа. Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем. - Ребята, посмотрите, какой интересный знак! Отчего бы это вдруг Репейники дружно встали в круг? Что такое, в самом деле, Словно бы на карусели? - Кто-нибудь может объяснить? (Свободные высказывания детей.) Конечно, можно спросить у кота ученого, но он отчего-то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники, послушайте, что они говорят. От имени репейника выступает учитель.

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давным-давно мы вас ждем-поджидаем,

Сказку не начинаем!

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Принесли мы забавушек на всякий вкус!

Будем говорить вам сказки докучные,

Но совсем не скучные.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?
Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить. 2. Лексическая работа. - Вспомните, что значит «докучать»? Кто из вас заглянул в словарь?  «Докучная, докучливая сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же» (Даль В. И. «Толковый словарь»).  В толковом словаре Д. Ушакова сказано: «Докучные - наводящие скуку, уныние, надоедливые».  Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная» - значит бесконечная. И «докучать» - значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон: «Еще, еще...». 3. Работа по тетради (с. 5). Отработка навыка чтения (задания № 1, 2). III. Изучение нового материала. 1. Работа по учебнику (с. 6-7). СЛАЙД 6 Познавательные УУД: логические - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков - сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы. Чтение сказки по ролям (коммуникативные УУД). Учитель читает первым, дети - хором, по рядам - «отвечают». - Как вы думаете, кому и когда могли рассказывать такие сказки? (Свободные высказывания детей.)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 7-18
2. Работа по учебнику (продолжение). Чтение сказки в парах (коммуникативные УУД). - Можно ли назвать «сказку про белого бычка» бесконечной? Кто может ее продолжить? (Например: Уйди! - Ты говоришь «уйди», я говорю «уйди». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?) 3. Работа по карточкам. - Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.
Шел я как-то через мост, Глядь - ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил ее на мост: - Пусть ворона сохнет. Шел опять я через мост, Глядь - ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил ее под мост: - Пусть ворона мокнет.
(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

* * * Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

* * *

* * * В одном болоте жила-была лягушка, По имени, по отчеству квакушка; Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, Присела да и завязила в тину хвост! Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала - Выдернула хвост, да завязала нос; Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала - Выдернула нос, да завязала хвост; Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала - Выдернула хвост, да завязала нос...

И так без конца. - У кого такая же сказка? - Кто докажет, что это докучная сказка? (Сказки эти шуточные, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы.) - Какие две части есть в каждой докучной сказке? Зачем рассказывается первая часть? А зачем вторая? (Каждая докучная сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей сказки, вторая часть резко обрывает рассказ предложением: «рассказать ли тебе сказочку сначала?») - Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки. Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей. - Прочитайте вторые части сказок.

- Почему возникает чувство разочарования? (Свободные высказывания детей.) Физминутка

9.45. Маша шла, шла, шла (дети шагают на месте), Маша ягодку нашла (присели). Опустилась, поднялась (поднялись): «Ах, какая ягодка!» (Дети показывают, любуются ягодкой.) Поглядела на лужок (смотрят из-под ладошки), Там увидела цветок.
Молодцы ребята! Настало время разгадать секрет докучной сказки, репейники прислали нам подсказку. Сейчас, пожалуйста, возьмите зеленые листочки, ……к доске. Внимательно слушайте задание! 4. Упражнение для глаз. Буквы вычеркни скорей Те, которые два раза Встретишь на строке моей, И тогда прочесть ты сможешь И в ответе сообщить, В чем секрет докучных сказок, Знак на грядке объяснить.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б
В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь (Круг, карусель.) - Что означают эти слова, вам поможет понять ученый кот. СЛАЙД 20


«В некотором царстве, в тридевятом государстве жила была Варвара... Не начать ли сказку сначала?» Вывод: сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели. СЛАЙД 21
Давайте попробуем нарисовать схему докучной сказки, возьмите планшетки и маркер. Готовы? Давайте вместе подумаем, в каждой сказке есть сюжет, каким знаком мы его можем обозначить (смайлик). И мы сказали, что этот сюжет может двигаться по кругу, как нам это показать на схеме? (стрелочкой).Итак, сюжет-возвращение к сюжету-сюжет возвращение к сюжету. Ничего вам не напоминает? Конечно. Наш таинственный знак. Так что же он означает?Знак на грядке означает, что репейники могут рассказывать свои сказки бесконечно. 5. Работа по учебнику (с. 6, 7). Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями). Примечание. к выполнению задания необходимо привлечь учеников, слабо успевающих. - Ребята, рассмотрите иллюстрации, расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи? (Все элементы на картинках: бычок, лиса и петух, цапля и лягушка, рыбка и волны, кустик и ромб - расположены друг за другом по кругу и повторяются, образуя орнамент.) 6. Самостоятельная работа по тетради (задание № 3). IV. Итог урока. Учитель. Ребята, пора возвращаться, но репейники требуют, чтобы Миша и Маша рассказали докучную сказку. Кот ученый предлагает такое начало (учитель говорит начало и просит слабоуспевающих учащихся продолжить): «Миша и Маша хотят отправиться домой, а репейники...» Дети. «…Все пристают и не пускают их». Учитель. «Миша и Маша хотят домой, а репейники ...» Дети. «…Все не пускают их». Учитель. Этак мы домой не попадем, сказка-то бесконечная. А нам пора возвращаться. Давайте прочитаем заклинание: ЩЕЛЧОК Шлеп-шлеп-шлеп, Хлоп-хлоп-хлоп, Стук-стук-стук, Топ-топ-топ. Не хотим мы здесь сидеть, Хотим в класс мы полететь. СЛАЙД 22 - Вот мы и в классе. СЛАЙД23(ПУСТО СНАЧАЛА) ЩЕЛЧОК Кого заинтересовали докучные сказки? Кто захотел попросить родителей рассказать докучную сказку? Кто хочет придумать свою сказку? Что означает условный знак «Репейники»? Какую хитрость таят в себе докучные сказки? (Сюжет движется по кругу.) - Оцените свою работу на уроке. ЩЕЛЧОК1,2,3

СЛАЙД24 Урок окончен.

Урок по литературному чтению для 1 класса «Законы докучной сказки. Сказка про белого бычка».

Урок по литературному чтению для 1 класса «Законы докучной сказки. Сказка про белого бычка».

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

- Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

- Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

- Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

- Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

- Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

- Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?


Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула хвост, да завязала нос...

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула хвост, да завязала нос...

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала -

Выдернула хвост, да завязала нос...

© 2010-2022