Конспект урока по литературному чтению Е. И. Чарушин Кабан

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное образование младших школьников.

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе

Седенкова Марина Юрьевна

Учитель начальных классов

Аннотация Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Использование на уроках литературного чтения приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:

  • понимать прочитанное и услышанное;
  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • писать, чтобы учиться;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
  • использовать полученные знания в жизни.
Это достигается с помощью: - планирования активных уроков; - создания тематических блоков; - разработки методов аутентичного оценивания, чтобы можно было оценить и результат, и процесс учения. Технология критического мышления, включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия». Первая стадия - вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: 1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; 2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; 3) побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия - осмысление. Эта стадия позволяет ученику: 1) получить новую информацию; 2) осмыслить её; 3) соотнести с уже имеющимися знаниями. Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является: 1) целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации учеником; 3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. В моей практике накопилось множество приёмов, которые я использую на разных этапах урока в технологии критического мышления. На конкурс представляю методическую разработку урока литературного чтения.





Тема урока: Е. Чарушин «Кабан». Цели урока: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство учащихся с творчеством Е.Чарушина на материале рассказа «Кабан». Задачи урока: Стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы. Стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми; расширять и активизировать словарный запас детей; прививать любовь и бережное отношение к природе, животным. Стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: в ходе урока у учеников пробудится интерес к личности и творчеству Чарушина, дети познакомятся с содержанием произведения Чарушина «Кабан»; вспомнят о необходимости бережного отношения к животным; расширится словарный запас ребят (анималист, зоосад, марал, гуськом, сопеть); закрепится умение прогнозировать и анализировать; урок способствует развитию креативности мышления. Необходимое оборудование и материалы: звуковая мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг Е. И. Чарушина; учебник «Родная речь» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова). Методические приёмы развития критического мышления: «Верите ли Вы», «Стратегия ключевых слов», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн».

Ход урока I. Мотивация учащихся. - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания. Стадия вызова. Слайд № 2 Игра «Верите ли Вы» II. Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина Слайд № 3 - Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником? - Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Кто читал произведения Чарушина? Какие? О чём он писал?

Рассказы детей о Чарушине. Слайды № 4- 7 1 ученик. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. 2 ученик. Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. 3 ученик. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин. 4 ученик. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? - А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное. - Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 3-4 человека. Игра «Завершите фразу». Слайд № 8 - Ребята, на экране - начало фразы, а вы её продолжаете. III. Работа с текстом. - Прочитайте, как Е. Чарушин назвал свой рассказ. - Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске. «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске: я рисую животных; все звери играют; придавил, отнял метлу; хрустнуло что-то сзади; идут на меня; всё из рук попадало; хочет сшибить, растоптать, забодать; громадные, с жёлтыми клыками; ползу, перебираюсь по загородке; чуть я не слетел; стыдно стало. - Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? - Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз. Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например, 2 абзац - Почему автор пришёл рано в зоосад? 13 абзац - Что может случиться дальше? 19 абзац - А вы бы испугались? - Как бы вы поступили? Вопросы после прочтения: - Соответствует ли название рассказа его содержанию? - Кто испугал автора? Сравним, оправдался наш прогноз? - Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? - Кабан - страшный зверь? Почему автор их испугался? - Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. Дети рассказывают свои случаи из жизни. Физминутка для глаз IV. 1. Стадия осмысления. «Толстые и тонкие вопросы» - Соответствует ли название рассказа его содержанию? - Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Прочитайте.

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

- Почему так рано? Прочитайте.

2. Словарная работа.

- Замените слова близкими по значению: баловство - шалость; унимать - успокаивать; сшибить - сразить, побить, уронить. Замените слово противоположным по значению: начальник - подчинённый.

Слайды № 9 - 11 Объяснение лексического значения слов «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал». - Какая книга нам поможет объяснить значение слов? Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

3. Повторное чтение текста детьми. «Жужжащее» чтение.

4. Беседа по содержанию.

- Каких животных описывает Чарушин?

В зоосаде на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. Поскольку вы путешествуете по зоосаду, то познакомьтесь поподробнее с некоторыми его обитателями.

А) Чтение про оленя.

- Что нового вы узнали об этом животном?

- А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем.

Б) Чтение про ягуара, слона, медведя, волков. (Слайды 12-16)

- Кто живёт в общей загородке? (Журавли) (Слайд 17)

- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

V. Формирование практических навыков.

- Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

Что насторожило его? Зачитайте.

- Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

- А вы знаете, что в старину кабана называли "вепрь"?

- Что написано на табличке про кабана? (Слайд 18)

Ученик рассказывает о кабанах. ( Кабан - крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана - страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами). Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

- Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд 19)

- С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

На слайде: Интересно! Ничего не вижу!

- Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте.

На слайде: Всё из рук попадало!

- Понравилось ли это Серёжке?

- Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

На слайде: Прощай, моя акварель!

- Какие чувства он испытывает?

На слайде: Делать что-то надо!

- Что он решает? Зачитайте его действия.

- Как себя чувствует в это время автор?

На слайде: Вспотел со страху!

- Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

- Состояние автора? Прочитайте.

- С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли). (Слайд 20). VI. Стадия рефлексии. Составление коллективного синквейна «Кабан» Слайд 21. Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников. Слайд 22 VII. Домашнее задание Слайд № 23 Обязательное домашнее задание и задание по желанию. Слайд № 24 «Спасибо за урок». Использованные источники и литература: 1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: Уч.пос. для студентов-филологов. М., 2003. Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить: в начальной школе необходима наглядность, но на урок не приходят герои сказок, они не выполняют дидактической функции. Наглядность состоит в демонстрации слайдов с портретом Е.Чарушина, кабана, других животных зоосада, которые напоминают детям внешний вид животного. При объяснении лексического значения слов «анималист», «марал» «зоосад», используются слайды с фотографиями. Чтобы дети смогли погрузиться в атмосферу зоосада.

© 2010-2022