Планирование 3 кл Литературное чтение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование 3 кл Литературное чтение

Планирование составлено на основе программы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Программа по литературному чтению для четырехлетней начальной школы», - Москва: Баласс, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Образовательная система «Школа 2100».

Основное пособие (учебник) для учащихся: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение. 3-й класс. 2 части. («Маленькая дверь в большой мир»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.2011.
Содержание учебника соответствует требованиям ФГОС. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г № 1067 г. Москвы «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год ».

Практическая часть



Виды контрольных, практических работ

I полугодие

II полугодие

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть Проверочные работы 2 2 4 2 Лабораторные работы



Практические работы



Диктанты



Сочинения 1
2
Изложения



Зачеты



Другие:



Техника чтения 1 1 1 1







I. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов: •Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644). •Образовательной системы «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа под научной редакцией Д.И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. •Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

•Авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение». Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

2. Общая характеристика учебного предмета В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу - сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3 класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов ХХ века, доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» - третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. При составлении учебника для 3 класса учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Основные формы и методы: -учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа); -индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников); -игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам); -творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.); -трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, при создании проектов, газет, книжек-малышек).

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая), работа с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ и примерными программами начального общего образования на изучения предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; -понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; - этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно - следственные связи; - строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; - самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; - делить текст на части, составлять простой план; - самостоятельно формулировать главную мысль текста; - находить в тексте материал для характеристики героя; - подробно и выборочно пересказывать текст; - составлять рассказ - характеристику героя; - составлять устные и письменные описания; - по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); - относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; - различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; - видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

6.Содержание учебного предмета

3 -й класс -136 ч (4 часа в неделю)


Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Круг детского чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста. 5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

1. Круг детского чтения. Прощание с летом (6 ч). Стихи Б.Заходера, К.Бальмонта, рассказы В.Драгунского, Э.Успенского о лете. Летние путешествия и приключения (19 ч.). Стихи Ю.Кима, рассказы и отрывки из повестей К.Паустовского, С.Голицына, И.Дика, Б.Емельянова, М.Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. Природа летом (9 ч.). Стихи С.Есенина, И.Бунина, Б.Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, А.Чехова, А.Толстого, М.Пришина, В.Бианки о красоте и поэзии летней природы. Уроки и переменки (12 ч.). Стихи Б.Заходера, О.Григорьева, отрывки из повестей Л.Гераскиной, Г.Куликова, Э.Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. «Глухая пора листопада» (8 ч.). Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, Г.Сапгира, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (18 ч.). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.Перро, Г.-Х.Андерсена, А.Волкова, пьеса - сказка С.Маршака, стихи о сказках и волшебстве. «Поёт зима, аукает… (12 ч.). Стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Д.Самойлова, А.Башлачёва, Ю.Мориц, А.Барто, рассказы В.Бианки, В.Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике. Животные в нашем доме (9 ч.). Стихи В.Берестова, Ю.Мориц, Г.Сапгира, рассказы Д.Мамина - Сибиряка, Ю.Коваля, Ю.Коринца, В.Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. Мы с мамой и папой (12 ч.). Стихи А.Барто, С.Маршака, Э.Успенского, рассказы И.Дика, В.Драгунского, Ю.Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях. «Наполним музыкой сердца…» (9 ч.). Стихи для детей О.Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, В.Короленко, К Паустовского, маленькие сказки Г.Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека. День смеха (4 ч.). Весёлые юмористические стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора. «О весна, без конца и без краю…» (8 ч.). Стихи Ф.Тютчева, А.Блока, В.Маяковского, О.Мандельштама, Саши Чёрного, Б.Окуджавы, А.макаревича, отрывок из повести А.толстого о весне, о весенней природе. День Победы (5 ч.). Стихи - размышления А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В.Драгунского о военном детстве. Родная земля (6 ч.). Произведения К.Паустовского, Г.Цыферова и других писателей о России. О любви к родной земле.

2. Техника чтения. На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения: 1) способ чтения - чтение целыми словами; 2) правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3) скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа. Громкости, логического ударения.

3.Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных). Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений: - выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; - самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); - составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана - повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста); - сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками; - самостоятельно составлять план рассказа о герое; - отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста; - самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; - использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики. Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое: - портрет; - детали биографии (что известно о его жизни); - черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; - речь героя как средство его характеристики; - отношение автора к герою; - собственное отношение к герою, его обоснование. Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представить картину, нарисованную автором. Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

5.Литературоведческая пропедевтика. На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор». Повесть, её отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введённых во 2-м классе.

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

6.Творческая деятельность учащихся. Развитие устной и письменной речи (на основе литературных произведений).

Обучение: - подробному и краткому пересказу текста по плану; - выборочному пересказу текста;

- словесному рисованию картин к художественным текстам;

- составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана; - составлению устных рассказов от имени одного из героев; - составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана). Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.



7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Содержание материала по предметной программе (всего 136 часов, в неделю- 4часа)

Всего часов

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Планируемые по разделу программы результаты обучения

предметные

метапредметные

личностные

Глава I

72 ч.

Прощание с летом.

Летние путешествия и приключения.

Природа летом.

Уроки и переменки.

«Глухая пора листопада…»

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

Читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Знать:

жанровые особенности произведений,

средства художественной выразительности

(олицетворение, сравнение , гипербола, кон траст, звукопись),термин «бродячий сюжет»

Уметь:

Пересказывать текст. характеризовать героев произведений, выявлять авторское отношение к героям, самостоятельно работать со словарями, находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе, принимать участие в инсценировке, интерпретировать литературный текст;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ - характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Регулятивные УУД.

целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении понятий олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе поэтического текста, установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, определении приёмов (олицетворение, сравнение , контраст, звукопись).

- самостоятельное создание алгоритмов при заучивании стихотворений наизусть;

- решении проблем творческого и поискового характера при анализе художественных текстов и экскурсиях в « Музейный Дом».

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия, выведение следствий при определении понятий: олицетворение, сравнение , контраст, звукопись;

-построение логической цепи рассуждений, при определении художественных особенностей текста;

-доказательство при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при самостоятельной работе со словарём и текстами дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий: олицетворение, сравнение , контраст, звукопись, установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, при анализе художественных текстов.

-умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при обсуждении текстов.

-адекватное использование речевых средств, включая монологическую речь и диалог.

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при характеристике героев произведений, интерпретации сказок и инсценировки.

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности путём сравнения и анализа содержания сказок народов мира.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при характеристике героев.

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения при характеристике сказочных героев, выявлении авторского отношения к ним.

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Глава II

64 ч

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

(продолжение)

«Поёт зима аукает…»

Животные в нашем доме.

Мы с мамой и папой.

«Наполним музыкой сердца…»

День смеха.

«О весна, без конца и без краю…»

День Победы.

Родная земля.

Читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

выявлять авторское отношение к герою;

рассказывать о любимом литературном герое;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.


Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; составлять рассказ-характеристику героя; составлять устные и письменные описания; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст; - составлять рассказ - характеристику героя; составлять устные и письменные описания; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Регулятивные УУД: Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение задавать вопросы Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу посредством изучения сказок народов мира; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при характеристике героев произведений, интерпретации сказок и инсценировки. -основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности путём сравнения и анализа содержания сказок народов мира. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при характеристике героев. -развитие этических чувств - стыда, вины, совести -как регуляторов морального поведения при характеристике сказочных героев, выявлении авторского отношения к ним. -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями;

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);

чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.





























6. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.

п/п

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Тип урока

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Обеспечение урока

( дидактичес-кое, ЭОР)

Формы контроля

Дом.

зада-ние

1.

Знакомство с учебником. Г.Сапгир «Нарисованное солнце». Ю.Ким «Светлый день».

2.09
Урок «открытия» нового знания

Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация)

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

с.4-5

1 четверть (32 часа)

Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ (6часов).

2.





3.

В.Драгунский «Англичанин Павля»

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

3.09

5.09
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

с.8-11

с.1,№1 (р/т)

4.









5.

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского

«Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Э.Успенский «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика»

6.09


9.09
Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.2,

№2,3

(р/т)

6.

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

10.09
Урок «открытия» нового знания

Составление небольшого устного текста на заданную тему; выразительное чтение художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Фронтальный

с.20-21

с.3, №3

(р/т)

Раздел 2. ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (19 часов).

7.

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

12.09
Урок «открытия» нового знания

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.24, наи-зусть.

8.





9.

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

С. Голицын «Сорок изыскателей» (главы 1и 3)

13.09

16.09
Урок рефлексии

Урок рефлексии

Деление текста на смысловые части, составление простого плана.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

С.25-33

с.4,№2 (р/т)

10.




11.

С. Голицын «Сорок изыскателей»

(глава 4)

Какие они - настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы скателей»)

17.09

19.09
Урок общеметодо-логической направленности Урок рефлексии

Деление текста на смысловые части, составление простого плана.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.34-43

с.4,№2 (р/т)

12.




13.



И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

Повесть о летних путешествиях

(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

20.09

23.09
Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.44-47

14.




15.




16.



М.Твен «Приключения Тома Сойера»

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения

Тома Сойера»)

24.09

26.09

27.09
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Урок рефлексии

Развития умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.55-61

с.55-61

с.7,№1 (р/т)

17.

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

30.09

Урок общеметодо-логической направленности

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Индивидуаль

ный

Книга А.Гай дара «Тимур и его коман да»

18.




19.

Б.Емельянов «Игра»

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

1.10

3.10
Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.69-73

с.8,

№2

(р/т)

20.




21.

К.Паустовский «Кот-ворюга»

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

4.10

7.10
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.77

,№2

с.9,№3 (р/т)

22.




23.

К.Паустовский «Жильцы старого дома»

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома»)

8.10

10.10
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Деление текста на смысловые части; высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.78-81

с.85, №1,2.

24.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2

11.10

Урок развивающего контроля

Тест

Срезовый

25.

Обучающее сочинение.

14.10

Урок развивающего контроля

Составление небольшого письменного текста на заданную тему.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Итоговый

Редактирование сочине

ния

Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ (9 часов).

26.

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака

«За поворотом»

15.10
Урок «открытия» нового знания

Чтение стихотворных произведений наизусть.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

с.20.с.11-12 (р/т).

1часть пове-сти А.Толстого.

27.





28.

А.Чехов «Степь»;

М.Пришвин «Золотой луг».

Краски и звуки лета

(А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

17.10

18.10
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.92-98

с.98,

№1

29.

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого

«Детство Никиты»)

21.10
Урок «открытия» нового знания

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Выра-зитель-ное чтение 1-й части главы «Стрелка барометра».

30.

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого

«Детство Никиты»)

22.10

Урок рефлексии

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Промежуточ

ный

с.99-100 наи-зусть.

31.




32.


И.Тургенев «Голуби»;

И.Бунин «Розы».

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

24.10

25.10
Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии

Чтение стихотворных произведений наизусть.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

с.105 №3-перес-каз.

2 четверть (32 часа)

33.

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)

5 .11
Урок «открытия» нового знания

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

с.107

с.17

(р/т)

34.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

7.11

Урок развивающего контроля

Тест

Итоговый

Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (12 часов).

35.





36.

Введение в раздел.

Э..Успенский «Школа клоунов».

Необычная школа

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

8.11

11.11



Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.111-120

Сочи-нение-фанта-зия на тему «Шко-ла моей мечты»

37.

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)

12.11
Урок «открытия» нового знания

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

с.129

с.19,№1(р/т)

38.



39.

Г.Куликов «Как я влиял на Севку»

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

14.11

15.11
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Осознанное чтение текста художественного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

с.129-135

чтение по ролям.

40.

Путь в Страну невыученных уроков.

(Б. Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

18.11
Урок «открытия» нового знания

Определение темы и главной мысли произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.147-151

41.






42.

Л.Гераскина «В стране невыученных уроков».

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

19.11

21.11
Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Составление плана; озаглавливание частей произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.151-156

с.159-167

43.





44.

О.Григорьев о ребятах и секретах роста.

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

22.11

25.11
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

с.173.

наи-зусть

45.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

26.11

Урок развивающего контроля

Тест

Итоговый

Напи-сать сочине

ние

46.

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

28.11

Урок общеметодо-логической направленности

Самостоятельное чтение книг.

Тематический

Индивидуаль

ный

И.Пи-воваро-ва , Л.Гераскина

Раздел 5. «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…» (8 часов).

47.








48.

Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень».

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

29.11


2.12
Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Чтение стихотворных произведений наизусть.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть по выбо

ру

с.27

(р/т).

49.

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

3.12
Урок «открытия» нового знания

Пересказ текста.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

с179-181.

50.

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

5.12
Урок «открытия» нового знания

Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

с.182-184.

51.



52.

С.Есенин «Нивы сжаты…».

Как приходит зима. ( Б. Пастернак «Иней»)

6.12

9.12
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуальный

Наи-зусть 1,2 или

8-й абза-цы.

53.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

10.12

Урок развивающего контроля

Различие жанров художественной литературы.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Срезовый

сочинение

54.

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

12.12

Урок общеметодо-логической направленности

Различие элементов книг, журналов(обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация)

Тематический

Фронтальный

Детские журна-лы.

Раздел 6. «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» (18 часов).

55.

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

13.12
Урок «открытия» нового знания

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Наи-зусть.

56.

«Сказка - ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

16.12
Урок «открытия» нового знания

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.30,№ I-III (р/т)

57.






58.

Какие ещё бывают сказки?

(Сказка «Никита-Кожемяка»)

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил».

17.12

19.12
Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Подготовиться к инсце-ниро-ванию

59.






60.

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город»)

Арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

20.12

23.12
Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Озаглавливание частей текста

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Выра-зитель-ное чтение стих-я

Перес

каз фрагмента сказки о Синд-баде.

61.





62.

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

Ш.Перро «Ослиная шкура».

24.12

26.12
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Выделение ключевых слов в тексте или частях текста.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Выр. чтение текста

с.26, №3

(р/т)

63.








64.


Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

27.12


30.12
Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Обучение пересказу текста.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Выр. чтение текста

Перес

каз сказки

3 четверть (40 часов)

65.








66.

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

А.Волкова «Волшебник изумрудного города».

13.01


14.01
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Обучение краткому и подробному пересказу текста.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.50-55


с.28, №3

(р/т).

67.




68.

Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

С.Маршак «Сказка про козла».

16.01

17.01
Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.29

29,

№3

(р/т)

69.






70.

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».

Проверочная работа по разделу 6.

20.01

21.01

а.д.

3.02

Урок развивающего контроля

Урок развивающего контроля

Тест

Итоговый

Подго

товка к уроку вне-клас-сного чтения

71.

Внеклассное чтение по разделу 6.

Сказки-путешествия.

23.01 а.д.

4.02

Урок развития умений и навыков

Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли.

Тематический

Индивидуаль

ный

С.Маршак «12 меся-цев».

72.

Обучающее сочинение.

24.01

а.д.

6.02

Урок развивающего контроля

Формирование умения писать на тему. Сочинение сказки.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Итоговый

Допи-сать сказкуОфор-мить работу

Раздел 7. «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» (12 часов).

73.

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает..)

27.01

а.д. 7.02 Урок «открытия» нового знания

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину нарисованную автором.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Наи-зусть.

74.

«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского

«Вечером»)

28.01 а.д.


10.02 Урок «открытия» нового знания

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Наи-зусть

75.






76.

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет»)

А.Барто «В защиту Деда Мороза»

30.01

а.д.

31.01

а.д. 11.02



17.02 Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Наи-зусть

Наи-зусть

77.

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)

3.02 24.02 Урок «открытия» нового знания

Обучение работе с образом литературного героя.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Выр-зитель-ное чтение рассказа.

78.






79.

Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт»)

Б. Пастернак «Снег идёт», А,Башлачов «Рождественская», Д.Самойлов «Город зимний».

4.02

6.02 25.04 к.з




25.02. Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении. Формирование умения понимать образные выражения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Наи-зусть

Наи-зусть

80.





81.

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

В.Бианки «По следам»

7.02

10.02 27.02

26.04

к.з Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.87-92

Перес

каз

82.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

11.02

28.02

Урок развивающего контроля

Тест

Срезовый

83.

Внеклассное чтение по

разделу 7.

13.02

а.д.

3.03

Урок общеметодо-логической направленности

Выборочный пересказ текста.

Тематический

Индивидуаль

ный

Приду-мать свою кон-цовку сказки

84.

Обучающее сочинение.

14.02

а.д.

4.03

Урок развивающего контроля

Формирование умения писать на тему.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Итоговый

Допи-сать сочине-ние.

Раздел 8. ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ (9 часов).

85.

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира

«Морская собака»

17.02 6.03 Урок «открытия» нового знания

Заучивание наизусть стихотворения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть стихот-ворение Г.Сапгира.

86.







87.

У каждого - своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

18.02

а.д.

20.02

а.д. 7.03





10.03 Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Пересказ текста.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Чтение текста

Подго

товить пере-сказ текста от 3 лица.

88.









89.

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Ю.Коринец «Ханг и Чанг».

21.02

а.д.

24.02 11.03







28.04 к.з. Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

С 100-103


с.100,

№2

90.






91.

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

Ю.Коваль «Капитан Клюквин»

25.02

27.02 14.03




29.04 к.з. Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Прочи-тать, озагла-вить

Перес-казать 6-ю часть

92.







93.

Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони»)

Ю.Мориц «Любимый пони».

28.02

3.03 17.03




30.04 к.з. Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть

Наи-зусть

94.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

4.03

18.03

Урок развивающего контроля

Тест

Тематический

Фронтальный

с.101

сочине-ние, офор-мить работу

Раздел 9. МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ (12 часов).

95.

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

6.03 20.03 Урок «открытия» нового знания

Знание авторов и героев произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть

96.

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

7.03 21.03 Урок «открытия» нового знания

Знание авторов и героев произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Подгото-вить выра-зитель-ное чтение или пересказ понра-вивших

ся отрыв-ков.

97.








98.

Подарки - это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой»)

А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном».

10.03


11.03 31.03







1.04 Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Наи-зусть отры-вок из рассказа(2-я часть, 1-ый абзац)

Наи-зусть

99.





100.

Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)

И.Дик «Красные яблоки».

13.03

14.03 3.04



2.05 к.з. Урок «открытия» нового знания

Урок рефлексии

Составление устных описаний миниатюр.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Чтение текста

Напи-сать сочине- ние-миниа-тюру

101.






102.

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

В.Драгунский «Девочка на шаре».

17.03

18.03


4.04





3.05 к.з. Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Умение составлять план из предложений текста. Обучение работе с образом литературного героя.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Соста-вить цитат-ный план расска

за.

Приду-мать продолжение расска

за.

103.

Хорошо, когда рядом - папа! (С. Маршак «Хороший день»)

20.03 7.04 Урок «открытия» нового знания

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль-ный

Наи-зусть

104.

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)

21.03 8.04 Урок «открытия» нового знания

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Разде-лить текст на три части. Озагла-вить полу-чившие

ся части.

4 четверть (32 часа)

105.

В.Драгунский «Тайное всегда становится явным».

31.03 5.05 к.з. Урок рефлексии

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Озагла

вить полу-чившиеся части.

106.


Внеклассное чтение по разделам 8 и 9. Творческая работа-сочинение о своей семье

1.04

10.04

Урок общеметодо-логической направленности

Формирование умения писать на тему: обдумывать тему, формулировать главную мысль.

Тематический

Индивидуаль

ный

Напи-сать сочине

ние, офор-мить его.

107.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

3.04

11.04

Урок развивающего контроля

Тест

Срезовый

Раздел 10. «НАПОМНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» (9 часов).

108.

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

4.04 14.04 Урок «открытия» нового знания

Обучение подробному пересказу.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

с.51, №4

(р/т) Пересказ

109.

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).

7.04 15.04 Урок «открытия» нового знания

Обучение подробному пересказу.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Пере-сказ

1 и 2- частей

110.








111.

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Как рождается музыка(К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

8.04


10.04 6.05 к.з.





15.04 Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Обучение выборочному пересказу.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Подго

товить выбо-рочный перес-каз.

Перес-каз.

112.








113.

Сказка о маленьком Моцарте

(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка».

11.04


14.04 17.04







7.05 к.з. Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Обучение вы разительному чтению стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Чтение текста

Подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсцени

рованию

114.







115.

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

В.Драгунский «Независимый Горбушка».

15.04

17.04 18.04





8.05 к.з. Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Развитие умения находить в тексте ключевые слова.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Чтение текста

Напи-

сать сочине

ние

116.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

18.04

21.04

Урок развивающего контроля

Тест

Итоговый

Раздел 11. ДЕНЬ СМЕХА (4 часа).

117.

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

21.04 22.04 Урок «открытия» нового знания

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть.

118.






119.

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

22.04

24.04 24.04




10.05 к.з. Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Чтение текста

Перес

каз расска

за.

120.

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)

25.04 25.04 Урок «открытия» нового знания

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Выразительное чтение стихот

ворения.

Раздел 12. «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» (8 ЧАСОВ).

121.







122.

Введение в раздел. Как весна приходит (Стихотворения А. Макаревича «Снег...»)

Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…», А.Блок «Ветер принёс издалека…»

28.04

29.04
Урок «открытия» нового знания



Урок рефлексии

Заучивание наизусть стихотворного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть

Наи-зусть

123.







124.

Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки»)

О.Мандельштам «Калоша».

Саша Чёрный «Зелёные стихи».

2.05

5.05
Урок «открытия» нового знания





Урок рефлексии

Заучивание наизусть стихотворного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть

Наи-зусть

125.

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

6.05
Урок «открытия» нового знания

Обучение делению текста на части

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Разде-лить текст на три части, озагла-вить.

126.

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

8.05
Урок «открытия» нового знания

Заучивание наизусть стихотворного произведения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть

127.



128.

Обобщение по разделам 11-12.

Проверочная работа по разделам 11-12

12.05

13.05

Урок развивающего контроля

Урок развивающего контроля

Тест

Срезовый

Раздел 13. ДЕНЬ ПОБЕДЫ (5часов).

129.

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

15.05
Урок «открытия» нового знания

Формирование выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Индивидуаль

ный

Наи-зусть

130.






Трудная тема - война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

16.05



Урок «открытия» нового знания

Формирование выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Читать выра-зитель

но фраг-мент.

131.

Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

19.05
Урок «открытия» нового знания

Формирование выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Читать вырази-тельно стихи. Нари-совать плакат «Пусть всегда будет мир».

132.

Внеклассное чтение по разделу 13.

20.05

Урок общеметодо-логической направленности

Самостоятельный выбор книг на заданную тему.

Тематический

Индивидуаль

ный

Б.Поле-вой «Пос-ледний день Матвея Кузмина», С. Алексеев «Они защищали Москву»

Раздел 14. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ (5 часов).

133.

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие».

22.05
Урок «открытия» нового знания

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения. Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также

темпа , громкости, логического ударения.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

Наи-зусть 3 абзац.

134.

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

23.05
Урок «открытия» нового знания

Тематический

Индивидуаль

ный

Пересказать две части «Ду-бинка».

135.

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

26.05
Урок «открытия» нового знания

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Тематический

Фронтальный

136.

Заключительный урок внеклассного чтения.

27.05

Урок общеметодо-логической направленности

Формирование умения находить книги на заданную тему.

Индивидуаль

ный

Список литерату

ры на лето.


    9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.



    Класс Учебники (автор, Название ,год издания, кем рекомендован) Методические материалы Дидактические материалы Материалы для контроля Интернет-ресурсы Электронные ресурсы 3 Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В одном счастливом детстве» (2 части), 3 класс. - М.: Баласс, 2011, рекомендовано Министерством образования и науки РФ, 2012г.
    Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение», методическое пособие, 3 класс. - Москва: Баласс, 2011.
    Наглядные пособия: 1)Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве», 3 класс. - М.: Баласс, 2011. 2)Портреты писателей Тесты, 3 класс
    Компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др. schoolcollection.edu.ru/


    Книгопечатная продукция Практические работы по чтению. (nsc.1september.ru/article.php?ID=200502306) (annikbgpu.nm.ru) (suhin.narod.ru/mat2.htm)

    Материалы по преподаванию литературного чтения в начальной школе.





    © 2010-2022