Применение информационных и цифровых образовательных ресурсов при подготовке и проведении экскурсий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение информационных и цифровых образовательных ресурсов при подготовке и проведении экскурсий.

Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Практика показывает, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования, создания для себя «открытия».

Поэтому я учу детей искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Они должны уметь оценить достоверность полученной информации. Сегодня я постараюсь рассказать, показать, как я работаю в этом направлении при подготовке и проведении экскурсий, какие есть трудности, какие успехи, наработки. В своей практике я использую основные источники информации:

  • книга
  • слово как символ понятия
  • наблюдение
  • компьютер, интернет
  • межличностное общение.

Планируя любую экскурсию, предлагаю детям так называемые "вопросы на засыпку".

Например, экскурсия в Волгоградский планетарий. (Приложение 1.)

Накануне вывешиваю объявление на доску:

- На экскурсию, 1 В класс!

- Вы слыхали? Это нас!

Ждёт нас умный Звездочёт.

Нам о Звёздах даст отчёт!

Но прежде, чем отправиться к нему в гости, вы должны узнать:

- Что такое планетарий?

- Где в Волгограде находится планетарий?

-Когда в Волгограде появился планетарий?

- Кто такие звездочёты?

А также подумать,

о чём же спросим мы Звездочёта?

Дети выбирают вопрос, на который будут искать ответ. Таким образом, образуются группы, и начинается подготовительная работа. Чтобы с ней справиться, дети, естественно, должны обратиться к различным источникам информации.

Дня за два до назначенной экскурсии группы представляют мини-выступления о своих исследованиях, оформляют это на листовках, вывешивают в классном уголке в рубрике "Нам это интересно ".

В заключение группы предлагают вопросы, на которые должен ответить Звездочёт, т.е. что должны узнать и запомнить в ходе экскурсии.

- Какие созвездия есть на небе?

- Что такое звезда?

- Какая самая большая и самая близкая к Земле звезда?

Такая подготовительная работа

  • знакомит детей с объектом

  • зарождает интерес к объекту

  • настраивает на конкретное запоминание нужной информации, т.к. экскурсовод, конечно, рассказывает много, а ребёнку нужно отложить в свой багаж знаний конкретную информацию.

После поездки в планетарий дети делятся своими впечатлениями уже прямо в автобусе. Фотокорреспонденты оформляют фотоотчёт и представляют в классный уголок, как дополнение к уже имеющейся там информации. (Приложение 1.)

По такой аналогии готовимся мы к экскурсиям в музей, на Мамаев курган и т.п.

Также активно применяю информационные ресурсы при подготовке уроков-экскурсий. Преимущества применения цифровых образовательных ресурсов на таких уроках очевидны. Яркие и красочные слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию общей картины мира.

Используя мультимедиапроектор, показываю презентацию, которая позволяет учащимся вспомнить ранее изученный материал для подготовки к экскурсии, рекомендую сайты с нужной информацией и т.д. К четвёртому классу дети пытаются сами работать в программе Power Point, оформляя отчёты и свои наблюдения в простые презентации, слай-шоу. Всё это, несомненно, повышает самооценку ученика, является хорошей тренировкой публичного выступления, заставляет неоднократно продумывать рациональность и наглядность каждого слайда презентации.

Хочу предложить в качестве примера отчёт-презентацию об осенней экскурсии " Что растёт у школы " по программе «Перспектива» в классе. (Приложение 2)

Перед проведением урока гости-инопланетяне в презентации были удивлены видами красочного мира планеты Земля, и у них возникли вопросы:

  1. В какой разноцветный мир мы попали? (Слайд 1)

  2. Почему у них такие колючки? (Слайд 2)

  3. Почему они такие маленькие? (Слайд 3)

  4. А это что за антенны? (Слайд 4)

  5. Это упавшие звёздочки? (Слайд 5)

В результате нашей работы на экскурсии мы нашли ответы на все вопросы, творческие группы сочинили стихи и оформили презентацию.

Предлагаю её вашему вниманию.



© 2010-2022