- Преподавателю
- Начальные классы
- Применение информационных и цифровых образовательных ресурсов при подготовке и проведении экскурсий
Применение информационных и цифровых образовательных ресурсов при подготовке и проведении экскурсий
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Е.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Применение информационных и цифровых образовательных ресурсов при подготовке и проведении экскурсий.
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Практика показывает, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования, создания для себя «открытия».
Поэтому я учу детей искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Они должны уметь оценить достоверность полученной информации. Сегодня я постараюсь рассказать, показать, как я работаю в этом направлении при подготовке и проведении экскурсий, какие есть трудности, какие успехи, наработки. В своей практике я использую основные источники информации:
- книга
- слово как символ понятия
- наблюдение
- компьютер, интернет
- межличностное общение.
Планируя любую экскурсию, предлагаю детям так называемые "вопросы на засыпку".
Например, экскурсия в Волгоградский планетарий. (Приложение 1.)
Накануне вывешиваю объявление на доску:
- На экскурсию, 1 В класс!
- Вы слыхали? Это нас!
Ждёт нас умный Звездочёт.
Нам о Звёздах даст отчёт!
Но прежде, чем отправиться к нему в гости, вы должны узнать:
- Что такое планетарий?
- Где в Волгограде находится планетарий?
-Когда в Волгограде появился планетарий?
- Кто такие звездочёты?
А также подумать,
о чём же спросим мы Звездочёта?
Дети выбирают вопрос, на который будут искать ответ. Таким образом, образуются группы, и начинается подготовительная работа. Чтобы с ней справиться, дети, естественно, должны обратиться к различным источникам информации.
Дня за два до назначенной экскурсии группы представляют мини-выступления о своих исследованиях, оформляют это на листовках, вывешивают в классном уголке в рубрике "Нам это интересно ".
В заключение группы предлагают вопросы, на которые должен ответить Звездочёт, т.е. что должны узнать и запомнить в ходе экскурсии.
- Какие созвездия есть на небе?
- Что такое звезда?
- Какая самая большая и самая близкая к Земле звезда?
Такая подготовительная работа
-
знакомит детей с объектом
-
зарождает интерес к объекту
-
настраивает на конкретное запоминание нужной информации, т.к. экскурсовод, конечно, рассказывает много, а ребёнку нужно отложить в свой багаж знаний конкретную информацию.
После поездки в планетарий дети делятся своими впечатлениями уже прямо в автобусе. Фотокорреспонденты оформляют фотоотчёт и представляют в классный уголок, как дополнение к уже имеющейся там информации. (Приложение 1.)
По такой аналогии готовимся мы к экскурсиям в музей, на Мамаев курган и т.п.
Также активно применяю информационные ресурсы при подготовке уроков-экскурсий. Преимущества применения цифровых образовательных ресурсов на таких уроках очевидны. Яркие и красочные слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию общей картины мира.
Используя мультимедиапроектор, показываю презентацию, которая позволяет учащимся вспомнить ранее изученный материал для подготовки к экскурсии, рекомендую сайты с нужной информацией и т.д. К четвёртому классу дети пытаются сами работать в программе Power Point, оформляя отчёты и свои наблюдения в простые презентации, слай-шоу. Всё это, несомненно, повышает самооценку ученика, является хорошей тренировкой публичного выступления, заставляет неоднократно продумывать рациональность и наглядность каждого слайда презентации.
Хочу предложить в качестве примера отчёт-презентацию об осенней экскурсии " Что растёт у школы " по программе «Перспектива» в классе. (Приложение 2)
Перед проведением урока гости-инопланетяне в презентации были удивлены видами красочного мира планеты Земля, и у них возникли вопросы:
-
В какой разноцветный мир мы попали? (Слайд 1)
-
Почему у них такие колючки? (Слайд 2)
-
Почему они такие маленькие? (Слайд 3)
-
А это что за антенны? (Слайд 4)
-
Это упавшие звёздочки? (Слайд 5)
В результате нашей работы на экскурсии мы нашли ответы на все вопросы, творческие группы сочинили стихи и оформили презентацию.
Предлагаю её вашему вниманию.