КТП Мы-дети природы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

  1. Введение.

Курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др. Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы - воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Одно из важнейших положений - интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира во 2 классе. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения. Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
  1. Теоретической базой данной образовательной программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
  • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

  1. Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы - дети природы» заключается:
  • в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

4. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
  • в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры;
  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.
Образовательная программа «Мы - дети природы» рассчитана на 1 год.
5. Формы и режим занятий
  • Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);
  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

6. Методы и приемы:
  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

7. Формы проведения
  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поход,
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях

8. Цель и задачи данной образовательной программы:
Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края. В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса: Обучающие:
  • развитие познавательного интереса к изучению природы края;
  • приобретение знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
  • повышение интеллектуального уровня учащихся.
Развивающие:
  • развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;
  • привитие навыков познавательной творческой деятельности;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:
  • формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
  • привитие навыков здорового образа жизни.

9. Ожидаемые результаты реализации программы:
Учащиеся будут знать:
  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
  • Местоположение своего края, символику округа ХМАО - Югра.
  • Писателей и поэтов округа, их творчество.
  • Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.

Учащиеся будут уметь:
  • Вести самостоятельные наблюдения в природе.
  • Узнавать изученные растения и животных.
  • Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.
  • Работать с элементами народного творчества.
  • Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, выступление - презентацию по изученному материалу.
Критерии результативности
  • Участие в тематических конкурсах;
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие ученических проектах.

Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мы - дети природы» на 2014-2015 учебный год

п/п

Календарный

срок

Тема занятия

Количество

часов



план



факт

теория

практика

контроль

1 четверть- 9 часов

1

05.09

Югорские леса и лесные чудеса. Лес - природное сообщество.

1

2

12.09

Югорские леса и лесные чудеса. Какие же они наши леса?

1

3

19.09

Югорские леса и лесные чудеса. Кустарники.

1

4

26.09

Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.

1

5

03.10

Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.

1

6

10.10

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.


1

7

17.10

Урок-экскурсия.

Югорские леса и лесные чудеса.


1

8

24.10

Югорские леса и лесные чудеса. КВН.

1

9

31.10

Ягоды нашего края.

1

2 четверть - 7 часов

10

14.11

Ягоды нашего края.

1

11

21.11

Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.

1

12

28.11

Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.

Экскурсия в МВЦ.


1

13

05.12

Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.

1

14

12.12

Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.

1

15

19.12

Наши грибы.

1

16

26.12

Лес даёт нам стол и дом.

1

3 четверть - 10 часов.

17

16.01

Жилище народов Севера раньше и теперь.

1

18

23.01

Домашняя утварь - искусное мастерство северян.

1

19

30.01

Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.

1

20

06.02

Праздники в нашем доме. У нас гости.

1

21

13.02

Праздники в нашем доме. У нас гости.

1

22

20.02

Дружная семья: дети помощники родителей.

1

23

27.02

Дружная семья: с мамы начинается Земля.

1

24

06.03

Дружная семья: наша бабушка.

1

25

13.03

Образы детей в Югорских сказках.

1

26

20.03

Образы детей в Югорских сказках.

1

4 четверть - 8 часов.

27

03.04

Образы детей в Югорских сказках.

1

28

10.04

Игры и игрушки детей Югры.

1

29

17.04

Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.

1

30

24.04

Игры и игрушки детей Югры.

1

31

08.05

1 мая - вых.

Народный календарь.

1

32

15.05

Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва"

1

33

22.05

Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы"

1

34

29.05

Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»

1






























7


© 2010-2022