Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями


Татьяна Петровна Курилова, учитель начальных классов

МКОУ Совхозной СОШ Семилукского района

Воронежской области

Хочу поделиться с коллегами своим опытом по изучению слов с непроверяемыми гласными. Так как эта тема очень трудная, основана в основном на запоминании словарных слов, то работу над ними надо проводить систематически и целенаправленно. Только тогда она вызывает интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию. Чтобы сделать серьёзное обучение занимательным, не заставлять детей, а зажигать, заинтересовывать, приглашая детей к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопомощи. Для этого провожу много игр, ярких, эмоциональных, разнообразные виды и формы работы, которые вызывали бы самостоятельный поиск, активность пытливого, ищущего ума, развитие воли. Мною разработаны разнообразные виды и формы работы над словарными словами, дидактические игры, упражнения. В своей работе я применяю игры из весёлой грамматики. 1. «Игры «Чей ряд лучше». 2. «Будь внимательным» 3. «Сквозная буква» 4. «Первый слог потерялся» 5. «Подумай и запиши» 6. «Собери слоги» 7. «Из каких слов выпали гласные» 8. «Где начало слова». 9. «Догадайся» 10. «Подбери слова» 11. «Кто как голос подаёт?» и другие.
Интересны игры с картинками: «Молчанка», «Кто это?», «Подпиши картинки!», «Напиши букву, которую запоминаем». Занимательны и увлекательны игры, которые развивают орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, воображение. Это такие игры: «Кто больше?», «Словарный БОЙ», «Знаешь ли ты тему?», «Ответственный», «Цепочка», «Невежда», «Подумай и запиши!», «Прочитай слова орфографически», «Как сказать одним словом», «Замени противоположным словом», «Замени близким словом « и так далее. Но особенно детям нравятся ролевые игры, которые не только развивают память, внимание, мышление, но воспитывают доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь, дружбу, взаимовыручку, любовь к природе, любовь ко всему живому на Земле, трудолюбие. В этих играх дети сами выступают в роли помощников. Они собирают яблоки, грибы, морковки, колоски, шишки. Ребята ловят мышек, рыбу, спасают от пожара дом кошки, украшают ёлку игрушками и так далее. Эти игры занимательны и интересны. Дети с удовольствием играют. Игры красочно оформлены, большого формата. Эти игры я применяю и на уроках математики при отработке навыка счёта на состав чисел, также при решении задач и примеров.









  • Игра «Помоги зайке собрать морковки в корзинки»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке Зайка. У него две корзины. Растут морковки. Надо в первую корзину собрать морковки, на которых написаны словарные слова с безударной гласной А, а в другую корзину- с безударной гласной О. Например, морковь, огурец, урожай, овощи, капуста, малина, картофель, квартира. Вызываются два ученика. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет морковки.









  • Игра «Помоги мышке собрать колоски»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке мышка. У нее две корзины. Растут золотые колосья пшеницы. Надо собрать колоски. В одну корзину надо положить колоски, на которых написаны слова с безударной гласной Е, а в другую с безударной гласной И. Е И Пш__ница Уж__н П__сок Ул__ца Учит__ль Р__сунок



  • Игра «Помоги Машеньке собрать яблоки».

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) Отгадайте, ребята, загадку. - Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки. Что это? (Яблоко). Почему любят его все? - Какую букву запоминаем? (о). Да…Яблоко…Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь!..Пишет так А.С.Пушкин. -Ребята, а вы умеете яблоки собирать? Тогда помогите, пожалуйста, Машеньке собрать яблочки в ведёрки. Но в первое ведёрко надо собрать слова - яблочки с безударной гласной О, а во -второе- с А.(Можно по рядам, а можно вызвать двух учеников). - Кто хочет? Проверим. - Молодцы, ребята! -Вы - хорошие помощники! Машенька благодарит вас за помощь и угощает вас спелыми яблочками. О А __сина Н__род __рех Комн__та __днажды Р__стения __бед Кв__ртира

  • Игра «Помоги кошке поймать мышек».

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке Кошка. У нее две клетки. Надо помочь Кошке поймать мышек. Но в одну клетку надо посадить мышек, на обратной стороне которых написаны слова с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.

«А»

«О»

З__вод

М__роз

Р__бота

К__ньки

М__шина

П__суда

П__льто

К__лхоз


  • Игра «Рыболовы»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картине два рыбака. Они ловят рыбу. У каждого по ведру. В реке плавают рыбы. Первый рыбак должен поймать рыбки с безударной гласной И, а другой с непроверяемой Е. Д__ректор Пр__дс__датель Б__лет М__даль Ул__ца Лаг__рь Можно вызывать ребят с разных рядов или по очереди. Выигрывает тот ряд или тот ученик, который быстро поймает свои рыбки и правильно.

  • Игра «Кто быстрее соберет грибки»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке ежик. У него две корзины. Он собирает грибы. В первую корзину надо собрать грибки с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О. В__гон Ш__ссе Ф__милия В__кзал Г__зета Ш__фёр С__лют П__ртрет
Слова написаны на грибках с обратной стороны, пропущена в них гласная буква. Выигрывает тот, кто быстрее соберет грибки свои и правильно вставит гласную.




  • Игра «Помогите белке собрать шишки».

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке белка, у нее две тележки. Она собирает шишки. В первую тележку собрать слова-шишки с гласной И, а в другую с Е.

Уж__н

Пр__дс__датель

Л__са

Г__рой

Ул__ца

Ж__лать


Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильно соберет слова - шишки.




  • Игра «Угадай, какая бабочка сядет на какой цветок».

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке красивые яркие цветы растут, солнце светит, бабочки летают. На бабочках с обратной стороны написаны словарные слова, надо вставить букву и по букве определить на какой цветок сядет какая бабочка. На цветках написаны буквы А, О, Е, И, Я.







  • Игра «Чудесная яблоня»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картине яблоня. Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не такие обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но большие-пребольшие - яблоки с буквами Я, О, Е, И,А. Собрать эти яблоки сможет тот, кто подберет для каждого из них подходящее слово. Напишите слова. Проверим! Кто какие яблоки отведал? Можно проводить устно,а можно письменно.







  • Игра «Воздушные шары»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы)






На картине Петрушка. У него воздушные шарики, на этих шарах гласные А, О, И, Е, Я. Можно загадать загадку и узнать кто к нам в гости пришел. Можно прочитать стих: Петрушка в школу прибежал, Чтоб загадки вам задать, По шарикам воздушным Словарные слова отгадать. Какие словарные слова задумал Петрушка? (дети говорят или пишут). На последнем слове учитель говорит: «Правильно угадали. Это слово задумал Петрушка». Можно загадать загадки детям.





  • Игра «Украсим елку игрушками»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы)
На картине Дед Мороз и Снегурочка. Они принесли игрушки. Дают задание детям. Укажите, какую игрушку повесить на какое место. На елке написаны буквы А, О, Е, И, Я. Дети берут игрушку, говорят слово словарное с гласной О, вешают игрушку на то место, где О скрепкой или магнитом. Можно написать слова на игрушках. Закончить игру стихом о красоте елки.









  • Игра «Кошкин дом»

Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы) На картинке дом кошки, он горит. Курочка, собачка, зайка, лошадка бегут заливать Кошкин дом. Но не могут залить. Давайте им поможем! Кто хочет помочь курочке, должен написать словарные слова с безударной гласной А, собачке с О, зайке с Я, кошке с И, лошадке с Е. Дети пишут или говорят. Проверяем. Кто помогал кошке? Курочке? Собачке? Зайке? Лошадке? Раз! Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!

  • Игра «Лесенка»

На картине лесенка, а на её вершине Буратино с золотым ключиком. На каждой ступеньке написаны словарные слова, в которые надо вставить букву. Тот, кто вставил буквы правильно, тому Буратино дарит золотой ключик. Можно организовать соревнование между учениками.







15

© 2010-2022