Конспект урока по литературному чтению С. А. Есенин

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Горошихинская ООШ»

Конспект урока литературного чтения


С. А. Есенин «Берёза»
Идигешева Надежда Григорьевна учитель начальных классов Горошихинской ООШ.
Цели: расширить знания учащихся о творчестве С. А. Есенина; работать над языком стихотворения, выяснением авторской позиции, умением выражать свое отношение к прочитанному; развивать умение выразительно читать произведение.
Оборудование: стенд о Есенине, рисунки, кроссворды для групповой работы, картина «Февральская лазурь», запись стихотворения, карточки « метафора», «олицетворение».



Ход урока. 1. Подготовка и мотивация. Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. (Эмоциональный настрой). - Проверим готовность к уроку. Настройтесь, пожалуйста, на большую работу. Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром поэзии, где вы обязательно откроете для себя что-то новое и интересное. Отгадайте загадку: Она весну встречает - Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка А платьице в полоску. Ты узнаешь…(березку). - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина. -А с каким произведением Есенина вы познакомитесь? (Со стихотворением «Береза). 2. Проверка домашнего задания. - Приступаем к проверке домашнего задания. - Дома вы должны были выучить стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима - аукает». - Как вы его должны прочитать? (Спокойно, загадочно). - Кто желает рассказать? Остальные внимательно слушайте, оценивая ответ, будьте объективны. (Ребята после ответа показывают смайликов). - Почему поставили такую оценку? - Я тоже поставлю…(Аргументация). 3. Биография писателя. - Чтобы лучше понять поэзию Есенина, обратимся к его биографии. - Посмотрите ещё раз на портрет: красивый, голубоглазый, молодой человек. - Как вы думаете, каким по характеру был поэт? - Когда родился? Где? (21 сентября на рязанской земле, в селе Константиново). - Кто запомнил, кто его воспитывал? (С 3 лет был отдан на воспитание к деду по матери и бабушке, которую он нежно и трепетно любил). - Как дядьки повлияли на характер мальчика? (Развивали силу воли, характер, выносливость). - В 18 лет поступил в университет, проучился только 1,5 года. Прожил короткую жизнь, но написал много произведений. (Обращение к выставке книг, рассматривание). С.А. Есенин писал и стихотворения, и поэмы, и повести. С. А. Есенин - замечательный певец русской природы.
4. Беседа о природе. - За окном прекрасное время года - зима. Но есть на земле страны, где нет зимы. - Представьте, что вы встретились с этими детьми. Попробуем рассказать об этом чудесном времени года. - Что вас волнует? Что удивляет? - Какое особенное русское дерево вы показали бы гостям? - Берёза прекрасна в разные времена года. Летом выглядит так (показ), зимой - по-другому. - Какие явления изменяют берёзу зимой? - Произнесите вполголоса - зима. - Какое чувство возникло? (Кому-то грустно, кому-то радостно). - Глядя на ваши рисунки, видно, кому из вас нравится зима, что нравится зимой. (Выставка рисунков ребят на тему «Волшебница-зима»). - На рисунках многие изобразили символ России - берёзу. Народ посвятил берёзе много песен, картин. Особенно красива зимняя берёза. - Вот такой её увидел художник Игорь Эммануилович Грабарь в наше февральское утро. - Рассмотрите репродукцию картины И.Э Грабаря « Февральская лазурь». « В то необычное утро природа праздновала какой-то необычный праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток на зеленом снегу. Я стоял возле березы. Заглядевшись на нее я уронил палку и нагнулся, чтобы поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от фантастической красоты: какие - то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Если бы десятую долю этой красоты передать». В « Февральской лазури вылилась всегда жившее в художнике восхищение русской природой, ее символом - могучим великолепием ветвистой березы. Он изобразил ее сильными контрастными красками: белой, синей, зеленой, красной. А небо, чтобы показать его переливчатость, пишет резкими синими полосками по белому фону. Ветви берез устремлены вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро. 5. Беседа по картине:

  1. Как вы думаете, чем восхищается художник, создавая эту картину?
  2. Какие цвета он использует для создания образа березы?
  3. А какие краски использует для описания неба? Почему?
  4. Почему ветви березы устремлены вверх?
  5. Почему художник создал это произведение?
А вы замечали, как красива береза зимой? «Сказкой инея и восходящего солнца назвал Грабарь свою картину». - Какое настроение создаёт у вас картина? (Картина яркая, красочная и создаёт настроение праздника). Итак, художник изобразил берёзу с помощью красок, а Есенин посмотрел в окно, увидел чудесную берёзку в зимнее морозное утро и «нарисовал» картину словами. Его стихотворение так и называется «Берёза». - Определите задачи по работе над стихотворением С. Есенина «Берёза». Физкультминутка: Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат этой красавицы березки. Мы защитники ее. Откройте глаза. Посмотрите, как ярко светит солнце! Какая белоснежная береза! Какое небо голубое с редкими воздушными облаками! Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
6. Знакомство со стихотворением С. Есенина «Береза». - Сегодня мы будем учиться видеть те красочные средства, которые помогли поэту рассказать о зимней берёзе. - Вы должны понять настроение автора и научиться выразительно, читать стихотворение. - Вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, исследователями. Слушание стихотворения (аудиозапись). - Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе всё то, что хотел показать Есенин. - Какие картины увидели? - Откройте учебники. Посмотрите на иллюстрацию. Какими красками художник изобразил берёзу? - В сборниках художник показал берёзу такой (Показ иллюстрации в сборнике).
7. Словарная работа. -Чтобы правильно понять текст, проведём словарную работу. - Прочитайте самостоятельно, вполголоса. Пользуясь словарями С. Ожегова, раскроем смысл слов. Принакрылась - укрыла себя слегка чем-то. Каймой - обшивка по краю. Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток. Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь, свободно свисающих кистей. Обходя - обойти что-нибудь вокруг. Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. - Читаем хором и разбираем каждое слово. - Прочитайте стихотворение вместе со мной, а потом ответьте, какие слова помогли поэту показать, а нам увидеть красоту берёзы. - Какие слова и выражения оказались еще непонятны?
8. Физкультминутка. Спала березка и проснулась Протянула ветки, улыбнулась. Косы расплетала, ветви распускала. Рады солнышку и птицы, Воробышки и синицы И от радости они Полетели до зари.
9. Анализ стихотворения. - Внимательно работаем с каждой строкой стихотворения. - В каких выражениях рассказывается о цвете? (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок). - Почему ветки пушистые? (На них лежит иней). - Прочитайте, как Есенин описал иней? - Иней появляется на деревьях, когда была оттепель, а потом стало холоднее. - Какое время суток рисует поэт? Почему так думаете? - Как заря занимается зимой? (На иллюстрации виден разовый цвет). -Какое утро солнечное или пасмурное описывает поэт? (Снежинки горят в лучах восходящего солнца). -Как заменить горят? (Сверкают) - Какой приём использовал автор, чтобы показать блеск снега на ветках берёзы? ( Карточка сравнение). -Найдите ещё сравнения. -Для чего поэт использовал сравнения? (Чтобы ярче передать своё восхищение берёзой). -А вам не кажется, что Есенин смог оживить берёзу, смог увидеть что-то новое в такой знакомой картине. -Как называется такой литературный приём? (Карточка олицетворение). - Найдите олицетворение (Принакрылась, распустились, горят снежинки, обходит, обсыпает). - Для чего использовал? (Передать великолепие раннего зимнего утра). -У поэта за каждым, словом скрывается целый поэтический образ. Стихотворение рассказывает и об авторе, хотя его нет в стихотворении, но мы его чувствуем. -Что узнали о нём? (Умеет любоваться природой, был очень внимательным, наблюдательным). - Какое настроение появилось у вас после работы над стихотворением? Какие чувства возникли?
10. Подготовка к выразительному чтению. -Чтобы подготовиться к выразительному чтению посмотрим, какое настроение возникает при чтении каждой картины. -Первое четверостишье прочитаем, показав удивление, восхищение. (На доске появляются карточки). -Почему с удивлением? (Увидел такую красивую берёзу рано утром). -Второе четверостишье прочитайте, показав радость, торжество. -Почему чувствуется торжество? - Третье четверостишье прочитаем с радостью, показав красоту. - Четвёртое четверостишье прочитаем сказочно, таинственно. -Какие слова об этом говорят? -Посмотрите на записи и прочитайте стихотворение выразительно в парах. -Стихи Есенина очень музыкальны и мелодичны. - Прочитаем стихотворение, соблюдая все рекомендации.
11. Итог урока. - Что нового для себя открыли на уроке? - Чем заинтересовала вас поэзия Есенина? - Стихотворения Есенина лиричны и удивительно образны. Умей только слушать. Я очень люблю поэзию Есенина, надеюсь, полюбите её и вы.
12. Задание на дом - Какое задание хотелось бы получить? - Дома выучить стихотворение С. Есенина «Берёза» наизусть и кто желает, можете нарисовать рисунок к стихотворению.



Использованная литература: Урок в современной школе. Формирование читательской компетенции. Авторы - составители Т.В. Данилюк, Н.И.Калашникова и др.
© 2010-2022