- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок букваря Тема Звук и буква Йй ( 1 класс)
Урок букваря Тема Звук и буква Йй ( 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сандибекова М.Т. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель урока: знакомство с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами; обозначение звука [й] буквой И; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ий; развитие связной речи. воспитание любви к животным. Тип урока: объяснение нового материала. Методы обучения: беседа, рассказ, игра, сказка. Межпредметная связь: познание мира Оборудование: плакаты с прописной и печатной буквой Йй. Схемы, рисунки с изображениями зайцев (морского зайца, древесного зайца, зайца- толай, русака, беляка), кроссворды, ребусы.
Ход уроков
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Объяснение нового материала
1.Вчера деревья в почках,
Сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует,
Весенний месяц всех балует! (май)
2. Семья пчёл (или других летающих насекомых), образующих во главе с маткой обособленную группу.( Рой) -Какой звук слышится на конце слов-отгадок? О какой букве мы будем сегодня говорить? Й.
2.Слушание сказки про букву «Йй» -Ребята, сейчас я расскажу сказку про букву «Йй» и вы узнаете гласный или согласный этот звук?
3.Звуко-буквенный анализ слов: йод, лейка, муравей. Определение и количества звуков в слове, характеристика звуков.
Огородник Федот с длинным носом живет, Как поклонится, так дождь пойдет. (Лейка)
Он стоит на полке в склянке, Лечит ссадины и ранки. До чего же сильно жжет! Догадались-Это… (йод)
Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? … .(Муравей)
4.Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из палочек.
5.Упражнение в слышании звука. -А сейчас буква «й» хочет, чтобы вы хлопали в ладоши в тех случаях, если услышите в словах звук «й». Лиса, майка, игрок, трамвай, соловей, пила, попугай…
5. Обозначение звука буквой. - На что похожа буква?
Букву «Й» зовут « и кратким» «Й» как «и» в твоей тетрадке Чтобы «Й» не путать с «Й» Сверху палочку пиши.
6.Закрепление анализа.
1.Полезный напиток. (чай) 2.Красивая водоплавающая птица. (чайка) 3.Помещение для хранения садово-огородного инструмента.(сарай) 4.Необходимая принадлежность для игры в хоккей.(шайба) 7.Чтение. 1. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой. 2. Чтение предложения: Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец, перец, арбуз) 3. Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжи слова с картинками: на доске размещены картинки и слова: муравей, зайка, линейка, йогурт. Задание: прочти слово - найди картинку. 4.Выполнение упражнения «Буквы убежали». Найди букву, прочитай слова: МА...КА РА...КА ЛЕ...КА СКАМЕ...КА(на доске). 5. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения. 8. Физкультминутка. 9. Письмо. Работа в прописи. 1. Сравнивание печатной и письменной букв Йй, Йй, они выставляются на наборном полотне, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие? 2. Знакомство с письменными буквами: строчная й и прописная Й. Учитель дает образец написания буквы й и особенности ее соединения с другими буквами. Буква и прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Письмо строчной буквы й. 3. Письмо заглавной буквы Й: обводка буквы, письмо по образцу. 4. Работа по переводу печатного текста в письменный. 5. Упражнение: «Буква потерялась». Вставь букву, прочти и напиши слово. За.ка, карава., ла.ка, лс.ка, солове., зме. . 10. Развитие связной речи. 1. Работа по картинке «Букваря». 2. Слушание или индивидуальное чтение текста «Зайка»
Отгадайте, о ком говорится в загадке? Летом серый, А зимой белый. (Заяц)
-В каких словах слышите «и краткое?» -Почему заяц летом серый, а зимой белый?
-Оказывается, в Японии живет древесный заяц. Уши у него небольшие, хвоста почти не видно, на лапах длинные загнутые когти. Он ловко лазает по деревьям и устраивает себе гнездо в дупле. Хорошо ему: не слезая с дерева, можно листьями подкормиться. Древесный заяц довольно редкий зверек. Есть еще горластые зайцы. Они живут в пустынях Средней Азии, в степях Монголии, в горах Китая. В конце февраля раздаются пронзительные крики. Это маленький, но воинственный заяц-толай, которого еще называют песчаником, встав на задние лапы, колотит соперника передними, кусает за уши, и оба они орут на всю степь. Животное, которое называется «Морским зайцем», прыгать и скакать не умеют. Это здоровенная морская улитка аплизия. Весит 400 г. Тело морского зайца очень красивое-ярко-фиолетовое, разрисованное желтыми полосками и белыми пятнышками. А мягкие рожки напоминают заячьи уши. Русаки любят широкие просторы: поля, луга, опушки леса. Зимой шуба русака светлеет, но совсем белым он не становится. Другое дело заяц-беляк.Беляк- лесной житель, поменьше русака. Уши у него короче, зато ноги длиннее - ведь в лесу такой глубокий снег. Свое название он оправдывает зимой. Становится белым-белым.Если же бравый русак повстречает красавицу зайчиху- белячиху и они создадут семью, то их детишек будут называть тумаками.
Подведение итогов урока.
3. Урок букваря Тема: «Звуки и буквы Й й».
Цель урока: знакомство с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами; обозначение звука [й] буквой И; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ий; развитие связной речи. воспитание любви к животным. Тип урока: объяснение нового материала. Методы обучения: беседа, рассказ, игра, сказка. Межпредметная связь: познание мира Оборудование: плакаты с прописной и печатной буквой Йй. Схемы, рисунки с изображениями зайцев (морского зайца, древесного зайца, зайца- толай, русака, беляка), кроссворды, ребусы.
Ход уроков
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Объяснение нового материала
1.Вчера деревья в почках,
Сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует,
Весенний месяц всех балует! (май)
2. Семья пчёл (или других летающих насекомых), образующих во главе с маткой обособленную группу.( Рой) -Какой звук слышится на конце слов-отгадок? О какой букве мы будем сегодня говорить? Й.
2.Слушание сказки про букву «Йй» -Ребята, сейчас я расскажу сказку про букву «Йй» и вы узнаете гласный или согласный этот звук?
3.Звуко-буквенный анализ слов: йод, лейка, муравей. Определение и количества звуков в слове, характеристика звуков.
Огородник Федот с длинным носом живет, Как поклонится, так дождь пойдет. (Лейка)
Он стоит на полке в склянке, Лечит ссадины и ранки. До чего же сильно жжет! Догадались-Это… (йод)
Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? … .(Муравей)
4.Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из палочек.
5.Упражнение в слышании звука. -А сейчас буква «й» хочет, чтобы вы хлопали в ладоши в тех случаях, если услышите в словах звук «й». Лиса, майка, игрок, трамвай, соловей, пила, попугай…
5. Обозначение звука буквой. - На что похожа буква?
Букву «Й» зовут « и кратким» «Й» как «и» в твоей тетрадке Чтобы «Й» не путать с «Й» Сверху палочку пиши.
6.Закрепление анализа.
1.Полезный напиток. (чай) 2.Красивая водоплавающая птица. (чайка) 3.Помещение для хранения садово-огородного инструмента.(сарай) 4.Необходимая принадлежность для игры в хоккей.(шайба) 7.Чтение. 1. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой. 2. Чтение предложения: Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец, перец, арбуз) 3. Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжи слова с картинками: на доске размещены картинки и слова: муравей, зайка, линейка, йогурт. Задание: прочти слово - найди картинку. 4.Выполнение упражнения «Буквы убежали». Найди букву, прочитай слова: МА...КА РА...КА ЛЕ...КА СКАМЕ...КА(на доске). 5. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения. 8. Физкультминутка. 9. Письмо. Работа в прописи. 1. Сравнивание печатной и письменной букв Йй, Йй, они выставляются на наборном полотне, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие? 2. Знакомство с письменными буквами: строчная й и прописная Й. Учитель дает образец написания буквы й и особенности ее соединения с другими буквами. Буква и прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Письмо строчной буквы й. 3. Письмо заглавной буквы Й: обводка буквы, письмо по образцу. 4. Работа по переводу печатного текста в письменный. 5. Упражнение: «Буква потерялась». Вставь букву, прочти и напиши слово. За.ка, карава., ла.ка, лс.ка, солове., зме. . 10. Развитие связной речи. 1. Работа по картинке «Букваря». 2. Слушание или индивидуальное чтение текста «Зайка»
Отгадайте, о ком говорится в загадке? Летом серый, А зимой белый. (Заяц)
-В каких словах слышите «и краткое?» -Почему заяц летом серый, а зимой белый?
-Оказывается, в Японии живет древесный заяц. Уши у него небольшие, хвоста почти не видно, на лапах длинные загнутые когти. Он ловко лазает по деревьям и устраивает себе гнездо в дупле. Хорошо ему: не слезая с дерева, можно листьями подкормиться. Древесный заяц довольно редкий зверек. Есть еще горластые зайцы. Они живут в пустынях Средней Азии, в степях Монголии, в горах Китая. В конце февраля раздаются пронзительные крики. Это маленький, но воинственный заяц-толай, которого еще называют песчаником, встав на задние лапы, колотит соперника передними, кусает за уши, и оба они орут на всю степь. Животное, которое называется «Морским зайцем», прыгать и скакать не умеют. Это здоровенная морская улитка аплизия. Весит 400 г. Тело морского зайца очень красивое-ярко-фиолетовое, разрисованное желтыми полосками и белыми пятнышками. А мягкие рожки напоминают заячьи уши. Русаки любят широкие просторы: поля, луга, опушки леса. Зимой шуба русака светлеет, но совсем белым он не становится. Другое дело заяц-беляк.Беляк- лесной житель, поменьше русака. Уши у него короче, зато ноги длиннее - ведь в лесу такой глубокий снег. Свое название он оправдывает зимой. Становится белым-белым.Если же бравый русак повстречает красавицу зайчиху- белячиху и они создадут семью, то их детишек будут называть тумаками.
Подведение итогов урока.
3. Урок букваря Тема: «Звуки и буквы Й й».
Цель урока: знакомство с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами; обозначение звука [й] буквой И; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ий; развитие связной речи. воспитание любви к животным. Тип урока: объяснение нового материала. Методы обучения: беседа, рассказ, игра, сказка. Межпредметная связь: познание мира Оборудование: плакаты с прописной и печатной буквой Йй. Схемы, рисунки с изображениями зайцев (морского зайца, древесного зайца, зайца- толай, русака, беляка), кроссворды, ребусы.
Ход уроков
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Объяснение нового материала
1.Вчера деревья в почках,
Сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует,
Весенний месяц всех балует! (май)
2. Семья пчёл (или других летающих насекомых), образующих во главе с маткой обособленную группу.( Рой) -Какой звук слышится на конце слов-отгадок? О какой букве мы будем сегодня говорить? Й.
2.Слушание сказки про букву «Йй» -Ребята, сейчас я расскажу сказку про букву «Йй» и вы узнаете гласный или согласный этот звук?
3.Звуко-буквенный анализ слов: йод, лейка, муравей. Определение и количества звуков в слове, характеристика звуков.
Огородник Федот с длинным носом живет, Как поклонится, так дождь пойдет. (Лейка)
Он стоит на полке в склянке, Лечит ссадины и ранки. До чего же сильно жжет! Догадались-Это… (йод)
Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? … .(Муравей)
4.Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из палочек.
5.Упражнение в слышании звука. -А сейчас буква «й» хочет, чтобы вы хлопали в ладоши в тех случаях, если услышите в словах звук «й». Лиса, майка, игрок, трамвай, соловей, пила, попугай…
5. Обозначение звука буквой. - На что похожа буква?
Букву «Й» зовут « и кратким» «Й» как «и» в твоей тетрадке Чтобы «Й» не путать с «Й» Сверху палочку пиши.
6.Закрепление анализа.
1.Полезный напиток. (чай) 2.Красивая водоплавающая птица. (чайка) 3.Помещение для хранения садово-огородного инструмента.(сарай) 4.Необходимая принадлежность для игры в хоккей.(шайба) 7.Чтение. 1. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой. 2. Чтение предложения: Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец, перец, арбуз) 3. Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжи слова с картинками: на доске размещены картинки и слова: муравей, зайка, линейка, йогурт. Задание: прочти слово - найди картинку. 4.Выполнение упражнения «Буквы убежали». Найди букву, прочитай слова: МА...КА РА...КА ЛЕ...КА СКАМЕ...КА(на доске). 5. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения. 8. Физкультминутка. 9. Письмо. Работа в прописи. 1. Сравнивание печатной и письменной букв Йй, Йй, они выставляются на наборном полотне, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие? 2. Знакомство с письменными буквами: строчная й и прописная Й. Учитель дает образец написания буквы й и особенности ее соединения с другими буквами. Буква и прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Письмо строчной буквы й. 3. Письмо заглавной буквы Й: обводка буквы, письмо по образцу. 4. Работа по переводу печатного текста в письменный. 5. Упражнение: «Буква потерялась». Вставь букву, прочти и напиши слово. За.ка, карава., ла.ка, лс.ка, солове., зме. . 10. Развитие связной речи. 1. Работа по картинке «Букваря». 2. Слушание или индивидуальное чтение текста «Зайка»
Отгадайте, о ком говорится в загадке? Летом серый, А зимой белый. (Заяц)
-В каких словах слышите «и краткое?» -Почему заяц летом серый, а зимой белый?
-Оказывается, в Японии живет древесный заяц. Уши у него небольшие, хвоста почти не видно, на лапах длинные загнутые когти. Он ловко лазает по деревьям и устраивает себе гнездо в дупле. Хорошо ему: не слезая с дерева, можно листьями подкормиться. Древесный заяц довольно редкий зверек. Есть еще горластые зайцы. Они живут в пустынях Средней Азии, в степях Монголии, в горах Китая. В конце февраля раздаются пронзительные крики. Это маленький, но воинственный заяц-толай, которого еще называют песчаником, встав на задние лапы, колотит соперника передними, кусает за уши, и оба они орут на всю степь. Животное, которое называется «Морским зайцем», прыгать и скакать не умеют. Это здоровенная морская улитка аплизия. Весит 400 г. Тело морского зайца очень красивое-ярко-фиолетовое, разрисованное желтыми полосками и белыми пятнышками. А мягкие рожки напоминают заячьи уши. Русаки любят широкие просторы: поля, луга, опушки леса. Зимой шуба русака светлеет, но совсем белым он не становится. Другое дело заяц-беляк.Беляк- лесной житель, поменьше русака. Уши у него короче, зато ноги длиннее - ведь в лесу такой глубокий снег. Свое название он оправдывает зимой. Становится белым-белым.Если же бравый русак повстречает красавицу зайчиху- белячиху и они создадут семью, то их детишек будут называть тумаками.
Подведение итогов урока.
3. Урок букваря Тема: «Звуки и буквы Й й».
Цель урока: знакомство с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами; обозначение звука [й] буквой И; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквами Ий; развитие связной речи. воспитание любви к животным. Тип урока: объяснение нового материала. Методы обучения: беседа, рассказ, игра, сказка. Межпредметная связь: познание мира Оборудование: плакаты с прописной и печатной буквой Йй. Схемы, рисунки с изображениями зайцев (морского зайца, древесного зайца, зайца- толай, русака, беляка), кроссворды, ребусы.
Ход уроков
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Объяснение нового материала
1.Вчера деревья в почках,
Сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует,
Весенний месяц всех балует! (май)
2. Семья пчёл (или других летающих насекомых), образующих во главе с маткой обособленную группу.( Рой) -Какой звук слышится на конце слов-отгадок? О какой букве мы будем сегодня говорить? Й.
2.Слушание сказки про букву «Йй» -Ребята, сейчас я расскажу сказку про букву «Йй» и вы узнаете гласный или согласный этот звук?
3.Звуко-буквенный анализ слов: йод, лейка, муравей. Определение и количества звуков в слове, характеристика звуков.
Огородник Федот с длинным носом живет, Как поклонится, так дождь пойдет. (Лейка)
Он стоит на полке в склянке, Лечит ссадины и ранки. До чего же сильно жжет! Догадались-Это… (йод)
Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? … .(Муравей)
4.Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из палочек.
5.Упражнение в слышании звука. -А сейчас буква «й» хочет, чтобы вы хлопали в ладоши в тех случаях, если услышите в словах звук «й». Лиса, майка, игрок, трамвай, соловей, пила, попугай…
5. Обозначение звука буквой. - На что похожа буква?
Букву «Й» зовут « и кратким» «Й» как «и» в твоей тетрадке Чтобы «Й» не путать с «Й» Сверху палочку пиши.
6.Закрепление анализа.
1.Полезный напиток. (чай) 2.Красивая водоплавающая птица. (чайка) 3.Помещение для хранения садово-огородного инструмента.(сарай) 4.Необходимая принадлежность для игры в хоккей.(шайба) 7.Чтение. 1. Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой. 2. Чтение предложения: Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец, перец, арбуз) 3. Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжи слова с картинками: на доске размещены картинки и слова: муравей, зайка, линейка, йогурт. Задание: прочти слово - найди картинку. 4.Выполнение упражнения «Буквы убежали». Найди букву, прочитай слова: МА...КА РА...КА ЛЕ...КА СКАМЕ...КА(на доске). 5. Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения. 8. Физкультминутка. 9. Письмо. Работа в прописи. 1. Сравнивание печатной и письменной букв Йй, Йй, они выставляются на наборном полотне, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие? 2. Знакомство с письменными буквами: строчная й и прописная Й. Учитель дает образец написания буквы й и особенности ее соединения с другими буквами. Буква и прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Письмо строчной буквы й. 3. Письмо заглавной буквы Й: обводка буквы, письмо по образцу. 4. Работа по переводу печатного текста в письменный. 5. Упражнение: «Буква потерялась». Вставь букву, прочти и напиши слово. За.ка, карава., ла.ка, лс.ка, солове., зме. . 10. Развитие связной речи. 1. Работа по картинке «Букваря». 2. Слушание или индивидуальное чтение текста «Зайка»
Отгадайте, о ком говорится в загадке? Летом серый, А зимой белый. (Заяц)
-В каких словах слышите «и краткое?» -Почему заяц летом серый, а зимой белый?
-Оказывается, в Японии живет древесный заяц. Уши у него небольшие, хвоста почти не видно, на лапах длинные загнутые когти. Он ловко лазает по деревьям и устраивает себе гнездо в дупле. Хорошо ему: не слезая с дерева, можно листьями подкормиться. Древесный заяц довольно редкий зверек. Есть еще горластые зайцы. Они живут в пустынях Средней Азии, в степях Монголии, в горах Китая. В конце февраля раздаются пронзительные крики. Это маленький, но воинственный заяц-толай, которого еще называют песчаником, встав на задние лапы, колотит соперника передними, кусает за уши, и оба они орут на всю степь. Животное, которое называется «Морским зайцем», прыгать и скакать не умеют. Это здоровенная морская улитка аплизия. Весит 400 г. Тело морского зайца очень красивое-ярко-фиолетовое, разрисованное желтыми полосками и белыми пятнышками. А мягкие рожки напоминают заячьи уши. Русаки любят широкие просторы: поля, луга, опушки леса. Зимой шуба русака светлеет, но совсем белым он не становится. Другое дело заяц-беляк.Беляк- лесной житель, поменьше русака. Уши у него короче, зато ноги длиннее - ведь в лесу такой глубокий снег. Свое название он оправдывает зимой. Становится белым-белым.Если же бравый русак повстречает красавицу зайчиху- белячиху и они создадут семью, то их детишек будут называть тумаками.
Подведение итогов урока.