- Преподавателю
- Начальные классы
- Внутришкольный контроль – главный источник информации деятельности образовательного учреждения
Внутришкольный контроль – главный источник информации деятельности образовательного учреждения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Умрилова Е.М. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Внутришкольный контроль - главный источник информации деятельности образовательного учреждения»
(из опыта работы)
Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса и выявления основных результатов деятельности образовательного учреждения.
Внутришкольный контроль это:
-оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства;
- взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса;
- вид деятельности руководителей совместно с педагогическим коллективом и общественностью по установлению соответствия качества образования общегосударственным требованиям на
диагностической основе.
ВШК направлен на оценивание состояния всех систем, компонентов, ступеней учебно воспитательного процесса, выявление причин достижений и недостатков в работе, т.е. выявление проблем, изменение условий, а именно- коррекция деятельности того или иного объекта. Цель внутришкольного контроля - собрать полную информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и делают процесс управления более качественным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта.
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и нормативно-правовых актов, принятию мер по их пресечению;
-анализ причин, лежащих в основе нарушения, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по рассмотрению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
-оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Основные принципы внутришкольного контроля:
- планомерность (проект плана внутришкольного контроля нарабатывается в течение всего текущего года, темы контроля намечаются на основании предшествующих инспектирований и решений (выводов) по ним. Планомерность внутришкольного контроля обеспечивает создание комфортных психологических условий для развития всех объектов ОУ);
- обоснованность (четкое представление, понимание о том, что контролировать, когда и во имя чего);
- полнота (охват всех компонентов, направлений системы жизнедеятельности школы, а также результативность их взаимодействия в достижении поставленных целей и задач);
- компетентность проверяющего (достаточный уровень компетентности тех людей, кто готовится к предстоящему инспектированию);
- открытость (это один из самых важных принципов ВШК. Каждый непосредственный участник УВП должен знать, в каком «состоянии» он находится, с целью дальнейшего планирования своего будущего развития);
- непрерывность( особенно важен этот принцип при отслеживании результатов труда учителя, что делает процесс формирования его профессиональной компетентности непрерывным);
- систематичность- регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса;
-объективность - проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных и согласованных критериев;
- результативность- принятое решение (вывод) должно быть выполнимым, конкретным, направленным на положительные изменения, рост). Эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он планируется ежемесячно. Тем самым имеется возможность оперативно вносить изменения в контрольную деятельность.
Формы и методы внутришкольного контроля -административный (инициатор и организатор администрация); -взаимоконтроль (инициатор администрация, а организатор-педагог
- самоконтроль (инициатор и организатор педагог).
Виды контроля:
1. По масштабу целей: стратегический; тактический; оперативный.
2. По этапам процесса: начальный или отборочный; учебный или промежуточный; итоговый или заключительный.
3. По временной направленности: предупредительный или опережающий (для предупреждения возможных ошибок); текущий; заключительный;
4. По частоте проведения: разовый; периодический; систематический.
5. По широте контролируемой области: выборочный; локальный;
сплошной.
6. По организационным формам: индивидуальный; групповой; коллективный.
7. По объекту: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически обобщающий; фронтальный; комплексно-обобщающий.
Основные формы контроля:
-
самоконтроль (инициатор и организатор - педагог относительно
собственной деятельности);
-
взаимоконтроль (взаимообучение равных);
В своей работе при проведении контроля усвоения учебного материала по предметам использую следующие формы и методы контроля: 1.Текущий: проводится после изучения одной темы в тетрадях на печатной основе по русскому языку, математике, окружающему миру. Положительный результат:
- Ребёнок имеет возможность причитать повторно задание.
- Разноуровневые задания.
- Право выбора ученика задания по силам.
- Индивидуальный подход при выполнении работы (оказание помощи при затруднении).
- Уменьшение времени выполнения задания (нет необходимости написания ответа при оформлении задачи, примеров в столбик и т.д).
- Взаимопрверка и выставление оценки соседу заставляет быть предельно внимательными.
- Эмоциональный настрой (детям очень нравится использовать такие тетради).
- Индивидуальная работа по вариантам.
- Использование в одной работе по русскому языку различных жанров литературы (стихов, сказок, рассказов, пословиц, скороговорок и т.д.).
- Проверка всех предлагаемых вариантов решения.
- Обдуманный выбор правильного ответа.
- Возможность самопроверки (в тестах по русскому языку даны ответы).
- Выполнение работы над ошибками.
- Выполнение второго варианта в качестве закрепления и повышения самооценки.
- Итоговые проверочные тесты в конце учебного года позволяют ребёнку проверить полученные знания по математике и окружающему миру за весь период обучения по предмету.
- Такие уроки не только позволяют проверить усвоение материала, но способствуют сплочению классного коллектива.
- Оценивание работы своей команды заставляет быть внимательными.
- Стремление к успеху (желание победы своей команде).
- Ответственность не только за себя, но и за всю команду.
- Развитие творческих способностей.
- Разнообразные задания активизируют учащихся.
- Эмоциональный настрой (детям очень нравятся такие уроки).
- объективная оценка уровня подготовки каждого ученика;
- выявление группы риска;
- оценивание эффективности процесса обучения;
- принятие необходимых мер для коррекции;
- умение выполнять последовательно указания учителя
- умение делить текст на смысловые части
- умение находить главную мысль и озаглавливать текст
- фиксация результатов в нужную графу таблицы
- сформированность общего представления о характерных признаках и типичных местах обитания отдельных представителей животного мира
- умение находить слова с нужной орфограммой
- самостоятельность в выяснении значений непонятных слов
- умение сравнивать величины
- сформированность общего представления о карте мира, отдельных крупных географических объектах
- сформированность навыков работы с контурной картой
- умение составить, записать и решить математическую задачу в 2 действия, правильно оформив её решение
- умение распознать сложное слово
- сформированность технических навыков письма (правописание, почерк, оформление предложения)
- умение строить небольшое высказывание как ответ на вопрос
- сформировали общее представление о карте мира, отдельных крупных географических объектах
- работали над умением составлять, записывать и решать математические задачи в 2 действия, правильно оформив её решение
- составляли небольшие высказывания на заданную тему
- Особое внимание уделили формированию навыков письма (правописание, почерк, оформление предложения, высказывания)
- Для пополнения словарного запаса и формирования умения работы с дополнительными источниками информации подбирали материал для подготовки сообщений, готовили пересказы литературных произведений, научных сведений.
- на переменах обменивались дополнительной литературой, принесенной из дома.
- Даже слабоуспевающие дети стремятся быть проверяющими, поэтому более тщательно готовят домашние задания.
- фонарик красного цвета - всё было понятно, вся работа выполнена;
- фонарик зелёного цвета - старался, но не всё было понятно или что- то не успел;
- фонарик синего цвета- не понял ничего и не старался.
- Весёлая или грустная улыбка показывает эмоциональное состояние детей на уроке.
- Возможность ребёнку самостоятельно оценить результат своей работы.
- Возможность выявления причин неудовлетворительной оценки своей деятельности.
- Стремление к достижению наилучшего результата.
- Возможность отслеживания учителем эмоционального состояния обучающегося индивидуально за продолжительный промежуток времени.
- Возможность проследить степень самооценки ребёнка.
- Формирование чувства ответственности при оценивании работы одноклассника
- В процессе обсуждения результативности использования одного и того же метода или формы выявляются наиболее приемлемые
- своевременно и адекватно оценить свою работу.
- своевременно и адекватно оценить знания и умения обучающихся.
- своевременно исправить недочёты в работе.
- Возможность выбора и использование результативных методов и форм контроля.