- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир Почему мы любим кошек и собак? (1 класс)
Окружающий мир Почему мы любим кошек и собак? (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Усоева Н.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1"
Конспект урока
по окружающему миру в 1-ом классе
по теме:
"Почему мы любим кошек и собак?"
Учитель начальных классов
Усоева Наталья Викторовна
Кашира, 2012
Урок окружающего мира
Автор: Усоева Наталья Викторовна, учитель квалификационной категории МБОУ СОШ №1 г. Кашира МО
Класс: 1 Тема урока: "Почему мы любим кошек и собак?" Цели урока: Образовательные:
- формировать начальные представления о взаимоотношениях человека и его домашних питомцев (кошка, собака), с условиями жизни и особенностями ухода за ними;
- развивать навыки устной речи, умения вести диалог, способности чётко формулировать свои мысли;
- воспитывать бережное отношение к животным.
- личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности);
- регулятивные (умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение);
- коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);
- познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
- познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними;
- развивать осмысленное понимание необходимости ответственности за домашнее животное, ухода, содержания и заботы о нём;
- учить выдвигать предположения и доказывать их.
Планируемые результаты: Предметные:
- учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)
Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой, плакат с правилами безопасности при общении с собаками (кошками); презентация к уроку по теме, мультимедийное оборудование.
Конспект урока: I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Цель:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Садитесь.
- Что обычно происходит на уроке, зачем мы собрались? Сейчас мы будем учиться, будем узнавать что-то новое!
- А может быть, лучше поиграть, поговорить с друзьями?
- (Звучат ответы детей: нет! Мы пришли учиться!)
- Тогда… (учитель продолжает чтение стихотворения)
(на последних строчках все: и дети, и учитель показывают друг другу ладошки на вытянутых руках, желая тем самым удачи друг другу).
- Вот в такой дружественной обстановке мы проведём наш урок, который называется…(на экране высвечивается 1слайд - название урока).
II. Самоопределение к деятельности (подготовка учащихся к усвоению новых знаний):
- введение в тему;
- постановка цели и формулирование темы урока.
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урок учащимися.
- (На доске крепится слайд "I шаг учебной деятельности") С чего начинается работа на уроке? (С определения: чего я не знаю?)
- Так чего же мы не знаем?
- А помогут ответить на этот вопрос наши друзья - Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель обращает внимание детей на экран. На нём появляются изображения названных героев учебной книги, 2 слайд.) Они приготовили для нас загадки. Вот первая… (На экране высвечивается текст загадки, 3 слайд:
- Послушайте её и подумайте, о ком или о чём идёт речь? (Хорошо читающий ученик читает загадку с экрана.)
- Кто понял, о чём идёт речь? (Звучат ответы детей.)
- Учитель показывает отгадку - мягкую игрушку - кошку или на экране высвечивается 4 слайд с изображением кошки.
- Вот вторая загадка. (На экране высвечивается текст второй загадки, 5 слайд:
- Послушайте её и подумайте, о ком или о чём идёт речь в этой загадке? (Хорошо читающий ученик читает загадку с экрана.)
- Кто понял, о чём идёт речь? (Звучат ответы детей.)
- Учитель показывает отгадку - мягкую игрушку - собаку или на экране высвечивается 6 слайд с изображением собаки.
- Предположите, о чём мы сегодня поведём разговор на уроке. (Звучат ответы детей.)
- Правильно, сегодня на уроке мы поговорим окошках и о собаках.
- Прочитайте тему урока на стр. 42 учебника. (Дети читают тему урока: Почему мы любим кошек и собак?) Это ответ на вопрос "I-го шага учебной деятельности": Что я не знаю?)
- Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- На доске крепится слайд "II шаг учебной деятельности".
- Как же мы будем отвечать на вопросы?
- Будем сами находить ответы на вопросы с помощью учебника, иллюстраций, диалога друг с другом, словами-помощниками и т.д.
- Кто уже умеет ухаживать за кошкой и собакой? Вы будете моими помощниками на уроке.
III. Работа по теме урока Цель:
- организовать работу по формированию умений описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой;
- организовать работу по коллективно составленному плану;
- развивать умения оформлять свои мысли в устной форме;
- развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Беседа:
- На какие две большие группы можно разделить животных? (Дикие и домашние.)
- Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жильё строит для них человек.)
- У кого из вас есть домашние животные? (Звучат ответы детей.)
- Расскажите о них по плану, который дан на стр. 42 учебника:
- Название животного.
- Его порода.
- Его кличка.
- Окраска.
- Характер питомца.
- Забавный эпизод из наблюдений за его поведением.
- Подумайте, почему же мы любим кошек и собак. (Звучат ответы детей.)
- Отгадайте ещё одну загадку:
Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится… Угадали? Это - … (кот).
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка.)
- На мультимедийном оборудовании учитель предлагает учащимся презентацию о кошках, которая сопровождается рассказом:
- Все домашние кошки, в общем, похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Все кошки замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко котёнок ловит бумажку на верёвочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает - и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу - не вырваться. Играя, кошка редко пускает в ход когти - отбивается мягкими, "бархатными" лапками, но если её разозлить - не обижайтесь, сами виноваты!
- Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском. В доме уютнее, когда кошка мурлычет где-нибудь.
2. Работа по учебнику, стр.42.
- Рассмотрите рисунки на стр. 42 учебника и расскажите, как нужно ухаживать за кошкой.
- Звучат ответы детей.
3. Беседа (продолжение):
- Отгадайте следующую загадку:
- На мультимедийном оборудовании учитель предлагает учащимся презентацию о собаках, которая сопровождается рассказом:
4. Работа по учебнику, стр.43.
- Рассмотрите рисунки на стр.43 учебника и расскажите, как нужно ухаживать за собакой.
- Звучат ответы детей.
- К сожалению, в последнее время в городах появилось очень много бродячих собак. Как узнать, бродячая собака или нет? (Звучат ответы детей.)
- Как вы думаете, бродячие собаки опасны? (Звучат ответы детей.)
- Обобщение учителя: по данным статистики, укусы домашних собак - более частое явление, нежели укусы бродячих, но это не значит, что можно спокойно играть с ними. Лучше держаться от бродячих собак подальше.
- Учитель вывешивает на доску плакат с правилами безопасности при общении с собаками и знакомит с ними детей:
- Неверно считать, что помахивание хвостом говорит о дружелюбном настрое собаки. Иногда это означает обратное.
- Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы напоминаете собаке убегающую дичь и предлагаете ей поохотиться.
- Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать своё превосходство.
- Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо также трогать её щенков.
- Не нужно подходить к собаке, сидящей на привязи.
- Не стоит приближаться к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определённое расстояние.
- При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
- Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущего навстречу человека с собакой, особенно если происходит это где-нибудь в узком месте.
- Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случится. Но если вас всё-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством.
- Ребята, а откуда берутся бродячие собаки? (Звучат ответы детей.) (На экране высвечивается слайд 19).
- Собаки требуют много внимания и заботы, и если у вас нет времени на содержание четвероного домашнего друга, лучше отказаться от этого.
IV. Физминутка (В качестве физминутки используется песенка-игра из передачи "Мы идём играть".) V. Работа по теме урока (продолжение) Цель:
- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Практическая работа в парах:
- Рассмотрите карточки, данные вам в файлах. Разложите их перед собой. Перед вами рисунок кошки и собаки. Возьмите себе какой-нибудь рисунок и положите к себе поближе (договоритесь друг с другом, кто какой рисунок возьмёт). Остальные карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за кошкой и собакой. Выберете себе те, которые, по-вашему мнению, необходимы именно вам.
- Объясните, какие предметы вы взяли и для чего они предназначены. (Коллективная проверка: один ученик рассказывает о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой - за собакой. В это время учитель крепит иллюстрации на доске для проверки по эталону.)
- Беседа:
- Кошка и собака - живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.
- Послушайте стихотворение и подумайте, грустное оно или весёлое:
Г.Мельникова.
- Грустное или весёлое я прочитала стихотворение? (Звучат ответы детей.)
- Это стихотворение грустное. Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
- Работа в рабочей тетради:
- Раскройте тетрадь на стр.27.
- Найдите задание.
- Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?
- Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?
- Выполните задание.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (закрепление знаний) Цель:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепашка подготовили для вас несколько вопросов. (На экране высвечиваются слайд 20.)
- Найдите их в рамочке, в низу страницы 43. (Учащиеся читают вопросы по порядку и отвечают на них.)
- Какой же вывод мы сделаем на уроке по изучаемой теме? (Звучат ответы детей.)
- А вот, что говорит Мудрая Черепашка. (Зачитывается вывод урока в учебнике, на стр.43, перед итоговыми вопросами.) (На экране высвечиваются слайд 21.)
- Оцените свои достижения на уроке. (Звучат ответы детей.)
VII. Подведение итогов урока Цель:
- зафиксировать новое содержание урока; оценить свои достижения на уроке.
- Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к учебной задаче:
- О чём мы говорили сегодня на уроке? (Звучат ответы детей: мы обсуждали наше отношение к домашним питомцам. Познакомились с правилами ухода за кошкой и собакой.)
- Как мы находили ответы на вопросы? (Сами находили ответы на вопросы с помощью учебника, иллюстраций, диалога друг с другом, словами-помощниками и т.д.)
- Мы справились с поставленными задачами урока? (Да.) Мы молодцы? (Да.)
- Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.
VIII.Рекомендации для занятий дома Цель:
- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного без помощи учителя;
- развивать умения извлекать (по заданию учителя) информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о домашних питомцах и обсуждать полученные сведения.
- Читайте литературу о кошках и собаках, найдите о них стихи. По желанию можно выучить наизусть.
- Наблюдайте за домашними любимцами, фотографируйте их в наиболее интересных ситуациях. Можно своего домашнего любимца и нарисовать.
Спасибо за работу! (На экране высвечиваются слайд 22.)