Из опыта работы Условия инклюзивного образования

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Условия инклюзивного образованияИз опыта работы Условия инклюзивного образованияИз опыта работы Условия инклюзивного образованияЯщенко Галина Ивановна

Тема: «Условия инклюзивного образования»

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не "импортировать" систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

  • методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

  • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей.


Необходимо помнить основные правила инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Мировая практика инклюзивного образования За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию, мэйнстриминг, интеграция, инклюзия, т.е. включение. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Государственная Программа образования Республики Казахстан 2011-2020 годов указывает на необходимость развития инклюзивного образования во всех сферах, начиная с дошкольного воспитания. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет равные права и возможности для получения образования на протяжении всей жизни. Рассмотрим другие варианты обучения детей-инвалидов, которые применяются на практике в нашей республике. Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. Наша школа на протяжении многих лет ведет работу с детьми, которые нуждаются в домашнем обучении. Особенности обучения на дому заключаются том, что дети инвалиды очень доверчиво относятся к учителю и стремятся к общению с ним. Второй год я занимаюсь с ученицей инвалидом детства с диагнозом ДЦП. В самом начале работы я познакомилась с семьей и установила контакт с ученицей, родителями. Психолог школы провела диагностику на выявление мотивации к обучению, типа памяти, внимания, и др. На основе полученных данных передо мной была полная картина возможностей, способностей, интересов ребенка. Моя ученица очень любознательная, начитанная девочка. У нее достаточно развита речь, память, мышление. Она очень быстро запоминает стихотворения и любит их декламировать, интересуется математикой, много знает об окружающей природе и ее охране. Интересуется компьютером, английским языком, любит животных, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. Поэтому своей работе я использую игровую технологию, стараюсь в доступной форме предоставить изучаемый материал. Дидактические игры, наглядные пособия способствуют повышению интереса ученицы к учебной деятельности, дают возможность научить работе с книгой, умению ориентироваться в информационном поле, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. На уроке провожу пальчиковую гимнастику, физминутку, упражнения по формированию четкой дикции. Моя ученица успешно усваивает школьную программу. Работая с детьми с ограниченными возможностями нужно учитывать состояние их здоровья на данном уроке, так как они быстро утомляются, реагируют на внешние факторы, которые отражаются на их самочувствии. Обязательное условие успешного обучения - это уверенность в том, что все у нас получится, работа на успех ребенка, радость от его достижений. Такое отношение к ученице способствовало тому, что она стремится не отставать от своих сверстников и всегда интересуется их успехами. Я познакомила ее заочно с ребятами из нашего класса. Она охотно согласилась встретиться с девочками. При знакомстве не испытывала робости и стеснения и между детьми завязалась дружба. Ребята поздравляют ее с праздниками, дарят ей сувениры, небольшие подарки. Она приглашает подружек на свой день рождения. Сейчас они звонят друг другу и общаются, рассказывают о мероприятиях, праздниках, которые проходят у нас в школе, классе. Таким образом, ребенок общается с другими детьми, живет общими с ними интересами. Стремится быть успешной в учебе и радуется от положительного результата. Такое общение направлено на гуманное отношение окружающих ко всем людям. А что может быть важнее для воспитания человека способного жить и строить новое общество в современных условиях при переходе на высокий уровень образования и жизни.

В заключение хочу сказать о том, что все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования.





Из опыта работы Условия инклюзивного образования



© 2010-2022