- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме
Конспект урока русского языка по теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пестехо И.В. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка
3 класс
Тема: Упражнения в правописании имен собственных. Цели: 1. Закрепить навык правописания «большой буквы» в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Работать над проблемой правописания одних и тех же слов и с большой, и с маленькой буквы.
- Развивать речь, мышление, память, умение слушать друг друга, формировать у детей чувство языка, обогатить словарный запас учащихся.
- Воспитывать любовь к родной стране, к родному языку.
Оборудование: - карточки «Мое настроение», лист-помощник на каждой парте, фраза «СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ», листы с текстом для каждого ученика, схема, сюрприз - коробочки со словами, карточки с именами, фамилиями, отчествами, листы со словами Шарик, шарик; - мультимедийный проектор
Ход урока:
I. Актуализация знаний. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Куда? Это мы узнает чуть позже. А сейчас поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент. - Вы у меня молодцы, у вас все получится! Запишите число, классная работа.
-
Пятиминутка чистописания
(Слайд 3) СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ
- О чем надо помнить при записи предложения? Запишите это предложение. Назовите орфограммы.
- Как вы думаете, кто живет в этой стране?
-
Словарная работа
На листе-помощнике (Слайды 4-9)
-
Люди, живущие в данном государстве, которые пользуются его защитой и имеют определенные права и обязанности. (граждане)
- Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Отечество)
- Население государства, жители страны. (народ)
- Страна, расположенная в Европе и Азии. (Россия)
- Национальность и язык основного коренного населения России. (русский)
- Столица России. (Москва)
- Почему правописание этих слов нужно запомнить? - Какой общей темой связаны эти слова? (Родина, Отечество) II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. - У каждого на столе есть листок, на котором напечатан небольшой текст. Прочитайте этот текст. Как вы думаете, какое задание вам нужно выполнить? (вставить пропущенные слова)
ЛИСТ (Слайд 10) Меня зовут _____________ _______________ ________________. Моя Родина - ___________. Я живу по адресу: город ________________, улица ___________________.
- У каждого из вас получился свой рассказ. Кто желает прочитать свой рассказ. - На какие две группы можно разделить слова в наших рассказах? (собственные и нарицательные) - Какие слова мы возьмем в страну больших букв? - Над чем же мы будем работать на этом уроке? (над правописанием имен собственных)
- Какие слова можно отнести к именам собственным?
(Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия)
Имена собственные (Слайд 11)
имена отчества фамилии клички географические
животных названия
- Как пишутся имена собственные? (С заглавной буквы)
Дидактическая игра
- Ребята! Сейчас вы получите сюрприз. Откройте его. Что там? (слова) - Мы должны все ваши слова определить по группам, записанным на нашей схеме.
Назовите имена: Сергей, Марина, Елена, Михаил, Дмитрий, Надежда.
Отчества: Алексеевич, Игоревна, Олегович, Борисовна, Кириллович.
Фамилии: Васильев, Петров, Сидоров, Игнатов.
Клички животных: Тузик, Пушок, Зорька, Шарик.
Географические названия: Смоленск, Норильск, Ока, Сосновка, Енисей.
5. Физминутка (Слайд 12)
- Встаньте те, чье полное имя начинается на букву А, В, Д, И, К, Л, С, П, Р, Ю.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстала,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
- Глазами в воздухе напишите каждый свое имя. С какой буквы начнете?
III. Развитие умений - применение знаний
- Прочитайте имена, отчества и фамилии. Возьмите любое имя, любое отчество и фамилию и запишите в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось?
А
В
И
ндрей асильевич ванов
лександр икторович саков
ркадий ладимирович стомин
- Прочитайте стихотворение
(Слайд 13)
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще - два козла -
Сивка да Бурка.
- Что заставило вас улыбаться? - Давайте наведем порядок и запишем правильно. Запишите, кого как надо назвать.
1) Самостоятельная работа. Самопроверка. (Слайд 14)
Кошка Мурка, собака Жучка, курица Хохлатка, жеребенок Сивка Бурка.
- Все ли животные из этого стихотворения имеют кличку?
- Как можно назвать козлика? (Серебряное копытце)
- А какой кличке в стихотворении мы не нашли животного?
- Кого можно назвать Буренкой?
- Любую ли корову можно назвать так?
Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.
2)Индивидуальная работа учащихся по формированию умений
а) - Ребята прочитайте два предложения. (Слайды15-16) В воздухе летит воздушный . По дороге бежит собака . - Что вы заметили? - У меня есть два слова: шарик, Шарик (на отдельных листах). Только я не знаю, куда какое слово поставить?
(Дети решают проблему и приходят к выводу: Имена собственные пишутся с большой буквы, а имена нарицательные с маленькой.) (Слайд 17) б) На доске записаны предложения.
Город Орел - родина моей мамы.
Орел - хищная птица.
- Что вы заметили? - Ребята, выполняющие 1 вариант, записывают предложение, в котором выделенное слово является именем собственным, а ребята, выполняющие 2 вариант, записывают то предложение, в котором выделенное слово является именем нарицательным.
Самопроверка.
3)Творческое закрепление
- Придумай название деревни, речки, имена и фамилии ребят, кличку собаки.
Чтение получившихся текстов.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- В какой стране мы побывали на уроке?
- Чему учились? - А сейчас поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.
-
Домашнее задание.
с.21, упр.52