Конспект урока русского языка по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема: Упражнения в правописании имен собственных. Цели: 1. Закрепить навык правописания «большой буквы» в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Работать над проблемой правописания одних и тех же слов и с большой, и с маленькой буквы.

  1. Развивать речь, мышление, память, умение слушать друг друга, формировать у детей чувство языка, обогатить словарный запас учащихся.
  2. Воспитывать любовь к родной стране, к родному языку.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Оборудование: - карточки «Мое настроение», лист-помощник на каждой парте, фраза «СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ», листы с текстом для каждого ученика, схема, сюрприз - коробочки со словами, карточки с именами, фамилиями, отчествами, листы со словами Шарик, шарик; - мультимедийный проектор

Ход урока:

I. Актуализация знаний. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. Куда? Это мы узнает чуть позже. А сейчас поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент. - Вы у меня молодцы, у вас все получится! Запишите число, классная работа.

  1. Пятиминутка чистописания

- Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза? (Разделить на слова. Их здесь три.)

(Слайд 3) СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

- О чем надо помнить при записи предложения? Запишите это предложение. Назовите орфограммы.

- Как вы думаете, кто живет в этой стране?

  1. Словарная работа

- Посмотрите, какие слова написаны на доске? (слова из словаря) - Наша задача непросто вставить пропущенные буквы и записать, а записать в том порядке, который указан на листе-помощнике. - Читаем первое определение. Какое из этих слов запишем первым? и т.д. Ученик на доске вставляет пропущенную букву и подчеркивает орфограмму. На доске: . теч . ство н . род Р . ссия М . сква ру.. кий гражд . н .






На листе-помощнике (Слайды 4-9)

  1. Люди, живущие в данном государстве, которые пользуются его защитой и имеют определенные права и обязанности. (граждане)

  2. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Отечество)
  3. Население государства, жители страны. (народ)
  4. Страна, расположенная в Европе и Азии. (Россия)
  5. Национальность и язык основного коренного населения России. (русский)
  6. Столица России. (Москва)













- Почему правописание этих слов нужно запомнить? - Какой общей темой связаны эти слова? (Родина, Отечество) II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. - У каждого на столе есть листок, на котором напечатан небольшой текст. Прочитайте этот текст. Как вы думаете, какое задание вам нужно выполнить? (вставить пропущенные слова) Конспект урока русского языка по теме

ЛИСТ (Слайд 10) Меня зовут _____________ _______________ ________________. Моя Родина - ___________. Я живу по адресу: город ________________, улица ___________________.
- У каждого из вас получился свой рассказ. Кто желает прочитать свой рассказ. - На какие две группы можно разделить слова в наших рассказах? (собственные и нарицательные) - Какие слова мы возьмем в страну больших букв? - Над чем же мы будем работать на этом уроке? (над правописанием имен собственных)

- Какие слова можно отнести к именам собственным?

(Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия)

Имена собственные (Слайд 11)

Конспект урока русского языка по темеКонспект урока русского языка по темеКонспект урока русского языка по темеКонспект урока русского языка по темеКонспект урока русского языка по теме

имена отчества фамилии клички географические

животных названия

- Как пишутся имена собственные? (С заглавной буквы)

Дидактическая игра

- Ребята! Сейчас вы получите сюрприз. Откройте его. Что там? (слова) - Мы должны все ваши слова определить по группам, записанным на нашей схеме.

Назовите имена: Сергей, Марина, Елена, Михаил, Дмитрий, Надежда.

Отчества: Алексеевич, Игоревна, Олегович, Борисовна, Кириллович.

Фамилии: Васильев, Петров, Сидоров, Игнатов.

Клички животных: Тузик, Пушок, Зорька, Шарик.

Географические названия: Смоленск, Норильск, Ока, Сосновка, Енисей.

5. Физминутка (Слайд 12)

- Встаньте те, чье полное имя начинается на букву А, В, Д, И, К, Л, С, П, Р, Ю.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстала,

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

- Глазами в воздухе напишите каждый свое имя. С какой буквы начнете?

III. Развитие умений - применение знаний

- Прочитайте имена, отчества и фамилии. Возьмите любое имя, любое отчество и фамилию и запишите в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось?

А

В

И

ндрей асильевич ванов

лександр икторович саков

ркадий ладимирович стомин

- Прочитайте стихотворение

(Слайд 13)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка,

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще - два козла -

Сивка да Бурка.

- Что заставило вас улыбаться? - Давайте наведем порядок и запишем правильно. Запишите, кого как надо назвать.

1) Самостоятельная работа. Самопроверка. (Слайд 14)

Кошка Мурка, собака Жучка, курица Хохлатка, жеребенок Сивка Бурка.

- Все ли животные из этого стихотворения имеют кличку?

- Как можно назвать козлика? (Серебряное копытце)

- А какой кличке в стихотворении мы не нашли животного?

- Кого можно назвать Буренкой?

- Любую ли корову можно назвать так?

Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

2)Индивидуальная работа учащихся по формированию умений

а) - Ребята прочитайте два предложения. (Слайды15-16) В воздухе летит воздушный . По дороге бежит собака . - Что вы заметили? - У меня есть два слова: шарик, Шарик (на отдельных листах). Только я не знаю, куда какое слово поставить?

(Дети решают проблему и приходят к выводу: Имена собственные пишутся с большой буквы, а имена нарицательные с маленькой.) (Слайд 17) б) На доске записаны предложения.

Город Орел - родина моей мамы.

Орел - хищная птица.

- Что вы заметили? - Ребята, выполняющие 1 вариант, записывают предложение, в котором выделенное слово является именем собственным, а ребята, выполняющие 2 вариант, записывают то предложение, в котором выделенное слово является именем нарицательным.

Самопроверка.

3)Творческое закрепление

- Придумай название деревни, речки, имена и фамилии ребят, кличку собаки.

Чтение получившихся текстов.

IV. Итог урока. Рефлексия.

- В какой стране мы побывали на уроке?

- Чему учились? - А сейчас поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

  1. Домашнее задание.

с.21, упр.52


© 2010-2022