- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Знатоки ПДД
Рабочая программа по внеурочной деятельности Знатоки ПДД
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова О.Н. |
Дата | 13.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена в соответствии: • со ст. 12 Закона «Об образовании в РФ»; • с федеральным государственным образовательным стандартом НОО; • с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова; • с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год; • с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году; • с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова. Настоящая программа разработана для систематизации, расширения и углубления знаний детей по безопасности дорожного движения. Актуальность. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не только на больших транспортных магистралях, но и на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде правил - задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми. Достичь желаемого результата поможет организация работы кружка «Знатоки ПДД».
Участники кружка: обучающиеся 3 класса. Структура: на реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Теоретических занятий 15 часов, практических - 19 часов. Продолжительность занятий - 40 минут. Цель программы кружка «Знатоки ПДД» - систематизировать, расширить и углубить знания детей по безопасности движения, сформировать у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитывать дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Задачи: - систематизировать знания детей о правилах дорожного движения; - мотивировать детей соблюдать правила по защите здоровья и жизни в различных жизненных ситуациях; - грамотно и чётко действовать в опасной ситуации; - развивать у учащихся умение контролировать своё поведение на дорогах; - воспитывать у участников образовательного процесса стремление выполнять Закон, регулирующий взаимоотношения всех участников дорожного движения самим и призывать к этому окружающих; культуру поведения на улице. Формы и методы организации занятий:
- тематические занятия
- беседы (в том числе с инспекторами дорожного движения)
- конкурсы
- соревнования
- викторины на лучшее знание правил дорожного движения
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
- экскурсии
- демонстрация фильмов и видеороликов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗНАТОКИ ПДД»
№
Тема
Кол-во
Универсальные действия обучающихся
аудиторные
внеаудиторные
МЫ - ПЕШЕХОДЫ
1 Детский дорожно-транспортный травматизм.
1
Личностные: закрепление образа «хороший пешеход»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения. Метапредметные: навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; установление причинно-следственных связей. Предметные: определять места перехода через проезжую часть; уметь правильно переходить через проезжую часть дороги; пользоваться безопасной дорогой в школу, из школы.
2-3 Причины ДТП.
1
1
4 Навыки безопасного поведения пешеходов.
1
5-6 Правила перехода улиц и дорог.
1
1
7-8 Мы идем по улицам.
1
1
9 Мы идем в школу.
1
ДОРОГА
10-11 Опасные игры.
1
1 Личностные: уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; навыки сотрудничества в разных жизненных ситуациях. Метапредметные: навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; установление причинно-следственных связей. Предметные: находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать ее части; пользоваться безопасной дорогой в школу, из школы; оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера); ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
12 Загородная дорога.
1
13 Движение учащихся группами и в колонне.
1
14 И днем, и ночью о (службе ГИБДД).
1
15-16 Элементы улиц и дорог.
1
1
17-18 Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
1
1
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
19 Разрешающие дорожные знаки.
1
Личностные: узнавать различные дорожные знаки и соотносить их с особенностями своего поведения как участника движения. Метапредметные: навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности. Предметные: различать виды дорожных знаков; применять знания в повседневной жизни.
20 Предписывающие дорожные знаки.
1
21 Запрещающие дорожные знаки.
1
22 Предупреждающие дорожные знаки.
1
Я - ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР
23-24 Сигналы регулирования дорожного движения.
1
1 Личностные: уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям. Метапредметные: навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблему; установление причинно-следственных связей. Предметные: выполнять изученные правила движения на дорогах (в том числе и загородных) и улицах; определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах; самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина) и обратно.
25 Правила перехода улиц, дорог.
1
26-27 Пассажирам запрещается.
1
1
28-29 Виды транспортных средств.
1
1
30 Как обходить стоящий транспорт.
1
31-32 Мы - велосипедисты.
1
1
33 Тормозной путь транспортных средств.
1
34 Итоговое занятие.
1
Всего
15
19
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗНАТОКИ ПДД»
№
Тема
Кол-во часов
Форма
проведения
занятия
Вид деятельности
обучающихся
Ожидаемый результат (основные универсальные действия, формируемые на занятии)
Дата
Коррекция
даты 1 Детский дорожно - транспортный травматизм. 1 беседа
просмотр видеоролика, обсуждение поведения героев на дороге Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни К: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения П: оценивать дорожную ситуацию
2-3
Причины ДТП. 2
беседа, игровой тренинг
обсуждение причин ДТП, участие в игровом тренинге «В чём причина ДТП?» Л: ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих П: умение переходить через проезжую часть дороги.
4 Навыки безопасного поведения пешеходов. 1 игра повторение ПДД, игра Л: уважительное отношение к другим участникам дорожного движения. К: уметь договариваться и приходить к общему решению. П: пользоваться безопасной дорогой в школу.
5-6
Правила перехода улиц и дорог.
2 беседа, игровой тренинг повторение ПДД, постановка и решение проблемной ситуации, игра Л: уважительное отношение к другим участникам дорожного движения К: умение договариваться и приходить к общему решению П: пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т.д.
7-8
Мы идем по улицам.
2
просмотр презентации, экскурсия обсуждение поведения участников ДД, повторение ПДД, практическое занятие Л: уважительное отношение к другим участникам дорожного движения К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин.
9 Мы идем в школу. 1 экскурсия составление безопасного маршрута
10-11 Опасные игры. 2 викторина на знание ПДД, практическое занятие просмотр видеоролика, прогнозирование ситуации, ответы на вопросы викторины Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих П: адекватно оценивать дорожную ситуацию.
12 Загородная дорога. 1 экскурсия отработка навыков поведения на просёлочной дороге Л: уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения К: умение сотрудничать П: предвидеть опасные ситуации и обходить их.
13 Движение учащихся группами и в колонне. 1 практическое занятие отработка навыков движения группами и в колонне Л: формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять ПДД К: выполнять разные социальные роли на улице и дороге П: ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог
14 И днем, и ночью (о службе ГИБДД). 1 встреча с работниками ГИБДД участие в беседе с сотрудниками ГИБДД Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни К: умение слушать собеседника П: расширение представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения
15-16 Элементы улиц и дорог. 2 беседа, игровой тренинг знакомство с уличной разметкой, игра «Мы и улица» Л: повышение общего уровня культуры участников дорожного движения К: договариваться и приходить к общему решению П: расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге
17 Перекрестки и их виды. 1 просмотр презентации знакомство с видами перекрёстков, дидактическая игра Л: положительная мотивация и познавательный инте-рес к занятиям К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: расширение системы знаний и практических навы-ков безопасного поведения на дороге
18 Дорожная разметка. 1 практическое занятие отработка навыков пользования дорожной разметкой Л: повышение общего уровня культуры участников дорожного движения К: умение сотрудничать, находить компромисс П: ориентироваться в дорожной разметке и применять знания в жизни
19 Разрешающие дорожные знаки. 1
просмотр презентации
знакомство с разрешающими дорожными знаками Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: ориентироваться в дорожных знаках
20 Предписывающие дорожные знаки.
1 работа с таблицами распознавание и сравнение дорожных знаков Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям К: слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению П: ориентироваться в дорожных знаках
21 Запрещающие дорожные знаки.
1 практическое занятие экскурсия на улицу, распознавание знаков Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям К: слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению П: ориентироваться в дорожных знаках
22 Предупреждающие дорожные знаки.
1 конкурс рисунков создание рисунков на тему «Наши помощники» Л: положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: ориентироваться в дорожных знаках
23-24 Сигналы регулирования дорожного движения. 2 беседа, практическое занятие знакомство с сигналами регулировщика, отработка навыков распознавания сигналов регулировщика
Л: познавательный интерес к занятиям К: разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации П: умение распознавать различные сигналы регулирования дорожного движения
25 Правила перехода улиц, дорог. 1 игровой тренинг подвижные игры Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т.д.
26-27 Пассажирам запрещается. 2 беседа, практическое занятие просмотр видеоролика, экскурсия на улицы городка Л: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин
28-29 Виды транспортных средств. 2 просмотр презентации, практическое занятие знакомство с видами транспортных средств, распознавание транспортных средств на улицах городка Л: формирование потребности соблюдать транспортную культуру К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: пользоваться различными видами городского транспорта
30 Как обходить стоящий транспорт. 1 сюжетно ролевая игра отработка навыков безопасного поведения на дорогах Л: формирование потребности соблюдать транспортную культуру К: слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению П: пользоваться различными видами городского транспорта
31-32 Мы - велосипедисты. 2 просмотр видеоролика, практическое занятие повторение правил управления велосипедом, конкурс на лучшее управление велосипедом Л: формирование способности оценивать свое поведе-ние со стороны К: умение взаимодействовать П: определять безопасные места для игр и езды на велосипеде
33 Тормозной путь транспортных средств. 1 беседа знакомство с тормозным путём транспортных средств Л: уважительное отношение к другим участникам дорожного движения К: умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение П: пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин
34 Итоговое занятие. 1 сюжетно-ролевые игры конкурсы на знание ПДД Л: формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; умения планировать и оценивать результаты своего поведения. К: умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение П: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 192 с. 2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 256 с. 3. Праздники в детских садах и начальной школе. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. / авт.-сост. О.В. Кадашникова. - Волгоград: изд-во «Учитель», 2001. 4. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1 - 4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 76 с.: ил.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ наглядные пособия: • плакаты • дорожные знаки • модель светофора дидактические материалы: • ребусы • кроссворды • настольные игры • загадки • стихотворения
Ожидаемые результаты реализации программы Первый уровень - приобретение обучающимися новых знаний: систематизированные, расширенные знания по безопасности движения; о дорожных знаках; о сигналах светофора; о видах транспорта; о причинах ДТП; о правилах движения на велосипеде; о правилах движения по дороге. Второй уровень - формирование познавательной активности и готовности к самостоятельной мыслительной деятельности: - сформированность у детей уважения к Закону дорог и улиц; - проявление дисциплинированности детей в роли пешеходов и пассажиров; - соблюдение правил по защите здоровья и жизни в условиях опасных ситуаций; - умение ориентироваться в дорожных ситуациях, оценивать свое поведение на дороге, контролировать своё поведение на дорогах; Третий уровень - получение школьниками самостоятельного социального опыта: - оценивать свои действия и действия других участников дорожного движения; - логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог; - стремятся выполнять правила дорожного движения; - овладение культурой поведения на улице и дороге. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, викторинах и играх.
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО от __________№___
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 192 с. 2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 256 с. 3. Праздники в детских садах и начальной школе. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. / авт.-сост. О.В. Кадашникова. - Волгоград: изд-во «Учитель», 2001. 4. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1 - 4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 76 с.: ил.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ наглядные пособия:
- плакаты
- дорожные знаки
- модель светофора
- ребусы
- кроссворды
- настольные игры
- загадки
- стихотворения
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от __________№___
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________