Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Тазовского района ЯНАО







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе

(модуль «Светская этика»)

на тему:

«Род и семья -

исток нравственных отношений»





Разработала:

Синельникова О.Н.

учитель, начальных классов

МКОУ Газ-Салинская средняя

общеобразовательная школа ЯНАО












Пояснительная записка


Актуальность. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель учебного курса «Основы светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях. Данная методическая разработканаправлена на совершенствованиепедагогического мастерства в области проектирования урока на тему:«Род и семья - исток нравственных отношений»по курсу ОРКСЭ в модуле «Основы светской этики». Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий. Цель разработки: систематизация и обобщение педагогического опыта в области проектирования урока по модулю «Основы светской этики»курса ОРКСЭ. Особенности занятия: Урок № 18 на тему «Род и семья - исток нравственных отношений»проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, т.к. расширяет знания обучающихся о семье, роде и формирует нравственные семейные ценности. При проектировании учебного занятия нами были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы. Формы организации познавательной деятельности: -коллективная; -фронтальная; -групповая; Методы: беседа, обсуждение, чтение с комментированием, устный рассказ, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия. Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве; технология развития критического мышления («Толстые и тонкие вопросы»; «Перепутанная цепочка»); объяснительно - иллюстративная технология; игровая технология; ИКТ - технологии; здоровьесберегающая технология, игровая технология. Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация. МПС: литература, история, искусство, русский язык. Основные понятия: семья, род, родственники, ценность, традиция, нравственность.

Методическая разработка урока № 18

Тема: «Род и семья - исток нравственных отношений» (1 час.) Тип урока - изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Цель: формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная», с терминами ближайшего родства;

  • представить образ семьи, как великую нравственную ценность;

  • формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывающие:

  • формировать положительное отношение к семейным ценностям;

  • развивать навыки доброжелательности, адекватной самооценки;

  • воспитывать толерантность, нравственный долг, ответсвенность детей перед родителями, представителями старшего поколения.

Планируемые результаты:

В результате изучения темы обучающиеся на основе УУД (Приложение 2) смогут:

- давать определение «семья», «род», «родословная», «фамилия» и т.д.;

- ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в семье и степени родства;

- составлять свою родословную;

- называть не менее 5 семейных заповедей; не менее 5 качеств добропорядочного семьянина;

- приводить не менее 3 примеров из личного жизненного опыта и литературных произведений;

-аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- задавать не менее 2 вопросов по теме урока своим одноклассникам;

- выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями.

Структура урока

№ Этапы урока Время 1 Подготовительный (орг. момент) 5 минут 2 Основной 25 минут 3 Заключительный 10 минут
Всего 40 мин.






Технологическая карта урока


Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации познавательной деятельности

Образовательный

результат

1. Подготовительный этап

  1. Организационный момент

(8.00-8.01) Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

1. Приветствует

2. Проверяет их готовность к занятию

1. Приветствуют

2. Концентрируют внимание

Организационный диалог

Полная готовность обучающихсяк работе. Быстрое включение в деловой ритм.

Личностные УУД 3

Коммуникативные УУД 2

  1. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.

( 8.01-8.03) Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. 1.Организует положительный эмоциональный настрой на работу. 2. Читает стихотворение

  1. Положительно настраиваются на занятие

  2. Участвуют в чтении стихотворения, дарят свои улыбки

Фронтальная

Психологический настрой

Положительный настрой обучающихся.

Быстрое включение в работу.

Личностные УУД 1

Коммуникативные УУД 2

Регулятивные 7

  1. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

( 8.03-8.05) Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

  1. Организует обсуждение в группе
    2. Актуализирует знания и опыт обучающихся по теме «Семья»








1. Отвечают на вопросы 2. Работают с ребусами, пословицами, стихотворением. 3. Участвуют в формулировке темы и целей урока






Групповая

Фронтальная

Слайд-презентация, мозговая атака, ребусы

Активизация имеющихся знаний и умений.

Развитие внимания, умение работать в группе, с источниками

Познавательные УУД 1,2,3

Регулятивные УУД 1,2,3,7

Коммуникативные УУД 1,2,3

Личностные УУД 1,2,3

2. Основной этап

  1. Изучение нового материала

( 8.05-8.20)

Цель: дать учащимся конкретное представление о семье, роде, родословной.

1. Организует и координирует работу обучающихся в группах с разными информационными источниками и понятиями по теме «Род и семья - исток нравственных отношений»


  1. Воспринимают материал

  2. Работают с информационными источниками: со справочной литературой, с учебником

Работа в группах

Чтение с остановками, «Продолжи предложение», «Перепутанные цепочки».

Освоение понятий

Познавательные УУД 1,2,3

Регулятивные УУД 2,5,7

Коммуникативные УУД 2,3,4

Личностные УУД 1,2,3

2.2. Закрепление, применение знаний и способов деятельности

(8.20- 08.30) Цель: обобщить и систематизировать полученные знания

1. Организует осмысление обучающимися полученных знаний и содействует овладению ими способов деятельности


  1. Отвечают на вопросы

  2. Выполняют практические задания

  3. Анализируют, обобщают, делают выводы.

Групповая

Самостоятельная работа с использованием раздаточного материала.

«Инсерт»

«Перепутанные цепочки, «Толстые» и «тонкие» вопросы

Первичное закрепление.

Познавательные УУД 1,2,3

Регулятивные УУД 2,5,7

Коммуникативные УУД 2,3,4

Личностные УУД 1,2,3

2.3.Физкультминутка (8.30-8.31) Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

1. Проводит физминутку для обучающихся, задавая вопросы

Обучающиеся отвечают на вопросы, выполняя движения.

Фронтальная

Коммуникативные УУД 3,4

2.4.Контроль усвоения знаний

(8.31-8. 33)

Цель: проверить усвоение знаний обучающимися

1. Организует контроль усвоения знаний в виде теста

1.Самостоятельное выполнение теста.

Индивидуальная

взаимоконтроль, КВАДРО

Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей выполнять задание

Познавательные УУД2

Регулятивные УУД 4,5,7

Коммуникативные УУД 3,4

Личностные УУД 2,3

3. Заключительный этап 3.1.Домашнее задание

(8.33-8.34) Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Сообщает обучающимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения

1.Беседуют с учителем

2. Выбирают домашнее разноуровневые задания

Фронтальная

Индивидуальная

Инструктирование, эссе, творческое задание (родословная), синквейн

Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор

Регулятивные УУД 2,3,7

Коммуникативные УУД 1,2,4

Личностные УУД 1,2,3

3. 2 Подведение итогов.

(8.34-8.38) Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

1.Подводит итоги занятия, оценивает работу класса и отдельных обучающихся: отмечает лучшие работы и типичные ошибки


  1. Читают стихотворение по семью.

  2. Слушают гимн семье.

Коллективная

Педагогика сотрудничества

Познавательные УУД 2

Регулятивные УУД 6,7

Коммуникативные УУД 2,4

Личностные УУД 3

3.3. Рефлексия

(8.38-8.40) Цель: дать самооценку своей деятельности

Осуществляет оценку ЗУН, рефлексию и организует самооценку, саморефлексию обучающихся.

1. Проводят самооценку усвоения знаний, саморефлексию

Индивидуальная

Коллективная

Шкала успеха, смайлы

Овладение способами самооценки и саморефлексии

Познавательные 2

Личностные УУД 1,2,3

Коммуникативные УУД 3,4

Регулятивные 6,7


Приложение 1

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

(Звучит музыка) Слайд Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно будет забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
-Я дарю вам свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

II. Актуализация знаний учащихся

Беседа с учащимися по вопросам:
- Что изображено на слайде? (Слайд)
- Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы можете назвать?

III. Введение в тему урока

Учитель: Тему нашего урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А помогут вам задания, выполненные в группах.

1 группа - разгадать ребус.

, Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –Методическая разработка урока по ОРКСЭ «Род и семья –

2 группа - собрать пословицу, определить тему.

Семья в куче - не страшны и тучи.

Семейное согласие -всего дороже

3 группа - определить тему стихотворения и озаглавьте его. Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. (Ответы детей)

- Во все времена эта тема была актуальна для всех народов. К ней обращались и писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Аксаков, Погорельский и др.), и художники. (Слайд).

IV. Постановка проблемы.

- А как вы понимаете значение слов «семья», «род» и что они значат для человека?

- Существует ли сегодня понятие рода?
- Какое понятие шире?

  1. «Открытие» нового знания.

- Родной дом, родные люди, родная семья. А что же такое « род»?

- В русском языке РОД - корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.


  1. Работа с информационными источниками.

- Давайте обратимся к информационным источникам и выясним значение этих слов. (Работа со словарями)

В словаре В.И. Даля читаем: «РОД - это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника».

Семья по С. Ожегову - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.

2) Игра «Продолжи цепочку».

СЕМЬЯ - РОД, ………., ……….

-Подбери однокоренные слова к слову род. ….,…..,……

  1. Первичное закрепление.

Работа с текстом учебника с. 38, (маркировочная таблица)

- Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.


  1. Применение полученных знаний.

  1. Работа в группах с текстом.

-Используя текст, вставьте, пропущенные слова. Как связаны они друг с другом?

- По ходу чтения составьте «тонкие» или «толстые» вопросы.

(Слова для справок: род, семья, любовь). В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. О детях заботились сообща, всем родом. Жили все вместе в одной пещере, греясь у общего костра. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина жили вместе. Но главное в семье- рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств- чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.

Выступления представителей групп.

Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

  1. Работа в группах «Собери пословицу» («Перепутанные цепочки»)

-У вас на столах карточки, где записаны пословицы. Сейчас эти пословицы прочитать трудно, т.к. слова в них перепутаны. Восстановите текст пословиц.

Семейное согласие

не страшны и тучи.

Семья в куче

всего дороже

Где мир да лад

и сам будешь там.

Корми деда на печи

без родни не живет.

Любовь братская

там и божья благодать.

Русский человек

союз христианский

Правильный ответ:

  1. Семейное согласие всего дороже.

  2. Семья в куче - не страшны и тучи.

  3. Где мир да лад, там и божья благодать.

  4. Корми деда на печи: и сам будешь там.

  5. Любовь братская - союз христианский.

  6. Русский человек без родни не живет.

3) Фронтальная работа у доски «Родовое дерево».

-Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные)

- Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках. («Перепутанные цепочки»)

Прабабушка Папин брат

Прадедушка Сын твоей тети

Бабушка Мама твоего дедушки

Дедушка Дочь твоего дяди

Дядя Дедушка твоего отца

Тетя Мама твоей мамы

Двоюродный брат Мамин папа

Двоюродная сестра Мамина сестра

4) Самостоятельная работа по тексту учебника (стр. 38, 2-ой абзац).

- Что такое родословная?

5) Физминутка

- Кто похож на папу? Я -руки вверх

- Кто похож на маму? Я- руки вверх

- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Покачайте руками

- В чьей семье занимаются спортом? 2 раза руки согнуть и наклониться

- У кого нет секретов от родителей? Покачать головой

- К кому приходят друзья в гости? Потопать ногами, похлопать руками

- Кто помогает родителям по дому? Погладить себя по голове, руки к груди , развести в разные стороны


  1. Закрепление полученных знаний.

- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы дать ответ на вопрос- отчего зависит мир и согласие в семье?

Предположения детей.

  1. Работа с текстом легенды.

«Если хочешь знать истину, слушай, что говори « легенда» В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял бумагу и написал на ней что-то.Правитель посмотрел: на листке было написано всего одно слово … «Понимание». Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»
- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?

-Что такое заповедь?

С древних времен существовали заповеди семьи:

*Свято храни честь своей семьи;

*Люби свою семью и делай ее лучше;

*Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*Подари родителям радость;

*Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

2) Групповая работа по составлению семейных заповедей. («да- нетки»)

-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?

Заповеди семьи

  • Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.

  • Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

  • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

  • Не вступайте в пререкания с взрослыми.

  • Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

  • Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

  • Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде - либо еще.

  • Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

  1. Контроль усвоения понятий (тест).

Работа на листочках: поставь знак «плюс» если согласен и «минус» если не согласен.

-Род-это родоначальник семьи

-Семья- группа родственников, живущих вместе.

-Родословная- это история рода

-Родственники - люди, живущие вместе.

-Любовь - сильное чувство привязанности друг к другу



  1. Домашнее задание по выбору.
  1. Напиши эссе о своей семье.
  2. Составь генеалогическое древо
  3. Сочини синквейн (семья, любит, понимает, рад, лад, дружная, добрая)


  1. Подведение итога урока

Подводит итоги занятия, оценивает работу класса и обучающихся: отмечает лучшие работы и типичные ошибки 1.Чтение стихотворения детьми. Семья - это счастье, любовь и удача. Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы, Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
2.Прослушивание гимна семьи.

  1. Рефлексия.

-А наш классный коллектив можно назвать семьей? -Трудно тебе было или нет? Что понравилось на уроке? Как вы работали в группах? Оцените свою работу в группе смайликами.




- Оцени свою личную работу на шкале успеха. (Учащиеся выставляют свои фотографии на шкале успеха)







Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой.

Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой, но не всегда

ты работал в полную силу.

Вы считаете, что было трудно на уроке

и тема урока вам не понятна


Прозвени-ка, дружок Голосистый звонок! Перемену ждут ребята Поиграть, попрыгать надо.


Приложение 2.

Универсальные учебные действия /УУД/


Личностные УУД

Коммуникативные УУД

  1. Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

  2. Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

  3. Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

  1. Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

  2. Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

  3. Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

  4. Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

2. Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

2. Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

2. Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

3. Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

4. Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

5. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

6. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

7. Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).



© 2010-2022