- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок русского языка на тему Правописание слов с Ь на конце и в середине слова перед согласными. Перенос слов с Ь
Открытый урок русского языка на тему Правописание слов с Ь на конце и в середине слова перед согласными. Перенос слов с Ь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валеева Г.Х. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.
- Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
- Развивать умения составлять предложения
- Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к своему здоровью.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык», рабочие тетради, демонстрационный материал с заданиями (карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы), раздаточный (индивидуальный) материал по чистописанию, электронная доска, проектор, презентация.
Ход урока. I.Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите число. II.Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания. - Ребята, букву, которую мы будем писать, вы определите сами. (на экране ромашка с буквами Е Ё Ю Я И Ь) Посмотрите на букву и найдите лишнюю. Почему буква ь лишняя? (не обозначает звука).
- Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Могут обозначать звуки, являются гласными)
- Для чего они служат, если стоят после согласной? (Для смягчения согласных) 2. У вас на партах ёлочки. Мы украсим их необычной гирляндой, которая будет не из шариков, а из буквы ь.
- Мы пропишем Ь нежной капелькой - вот так Ь (Показ на доске) Возьмите красивые гелевые ручки и напишите по образцу букву ь. Отложите ёлочки: они нам пригодятся в конце урока. III. Самоопределение к деятельности. 1. Работа в парах. - Для того, чтобы определить нашу учебную задачу, вам необходимо сделать задания в парах. Возьмите карточки и начинайте работу. Карточки (работа в парах) Вставь пропущенную букву там, где это необходимо. Найди и подчеркни лишнее слово. 1) Маш…на, пруж..на, ш…шка, портфел… 2) Ч…шка, тетрад…, щ…авель, ч…йник
3) Ч…гун, щ…ка, учител…, ч…деса
4) Ноч…ной, кон…ки, доч…ка, веточ…ка 2. Проверка и запись слов в словарики с комментированием -Давайте проверим вашу работу. Откройте словарики. Назовите лишнее слово в 1 группе слов (портфель) Почему оно лишнее? (нет орфограммы жи-ши) -Запишем это слово в словарик. Что нужно писать на конце слова? Какова роль буквы ь в этом слове? -Назовите лишнее во 2 группе слов (тетрадь). Почему оно лишнее? (нет орфограммы ча-ща) Запишем это слово в словарик. - Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? ( в конце). -Назовите лишнее слово в 3 группе слов. (учитель). Почему? (нет орфограммы чу-щу) Запишем это слово в словарик. - Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? (в конце). - Назовите лишнее слово в 4 группе слов (коньки). Почему оно лишнее? (нет орфограммы чн-чк). Запишем это слово в словарик. - Какова роль буквы ь в этом слове? Где в слове стоит буква ь? ( в середине). IV. Постановка темы и цели урока. 1. Проблемный вопрос. -Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Исходя из темы урока, уточните нашу учебную задачу (будем учиться грамотно писать слова с ь в конце и середине слова). 2. Работа с правилом. -Откройте учебник на с. 125 и прочитайте вторую часть правила. Совпали ли ваши предположения с замыслом авторов? Что нового вы узнали из правила? О чём мы не говорили в 1 классе? ( буква ь -это орфограмма).
Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо:
-
Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.
-
Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.
-
Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.
На коньках по льду качусь
В ясный день морозный, -
Я кататься научусь
Рано или поздно.
Еду я, скольжу по льду,
Надо мной не смейтесь, -
Всё равно не упаду,
Даже не надейтесь!
Назовите слова с ь в середине (на коньках, по льду, кататься, скольжу) -Запишем эти слова в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса. Что нужно помнить при переносе слов с буквой ь? -Какое слово не получилось перенести? (по льду) Почему? (оно состоит из одного слога) -Какое слово на другое правило? (кататься). С этой орфограммой нам ещё предстоит познакомиться в будущем. - Как переносить слова с ь? Какие ещё зимние виды спорта вы знаете и любите? - Почему важно занятие спортом? - Отдохнём. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (песенка Маши «Про коньки») VI. Первичное закрепление.
-
Игра «Быстрый счёт».
У каждого ученика на парте лежит комплект, состоящий из знаков «=» и «>»
Учитель: Я буду называть слова, а вы должны быстро сосчитать, сколько в слове звуков слышится и сколько букв потребуется для его написания. Если количество звуков и букв совпадёт, то вы показываете знак равно, а если не совпадёт - знак неравенства.
Дом, конь, сыр, рис, боль, угол, письмо, король, мост, соль, совесть, зяблик, сирень.
- Почему в некоторых словах звуков было меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)
-Придумайте предложение с любым из этих слов.
- Запишем предложение в тетрадь, а один ученик будет работать у доски.
- Подчеркнём грамматическую основу этого предложения. 2. Задание на внимание (на слайде написаны слова)
- Ребята, правильно ли Вова Колесников перенёс слова?
- Где ошибки? Вот вопрос? Кто исправит перенос?
(ответы детей)
Уголь-ки, ко-ньки, пол-ьза, боль-ной, пальч-ик.
(показ правильного ответа - 2 щелчка)
Повторение правила переноса.
- Как переносятся слова? (По слогам)
- Как переносить слова с ь знаком в середине?
- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с ь? 3. Работа по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык»: с.125 упр.188. - Сейчас, применяя это правило, выполните упр. 188 Что нужно помнить при переносе слов с ь? (нужно помнить, что буква ь от предшествующей буквы не отделяется)
VII. Закрепление изученного.
На доске пословица:
Не гордис званием, а гордис знанием.
- Все ли правильно написано? В чем ошибка?
(Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись»)
(исправление на слайде - 2 щелчка)
- Как понимаете смысл пословицы?
- Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак? (показатель мягкости в середине и в конце слова, перенос слов)
- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?
- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание упр 169 в «Дидактическом материале»
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-
Работа с тестом (на экране)
Фамилия, имя:
1. Какая буква звука не обозначает?
-
ь
-
й
-
я
2. Какое слово будет лишним?
-
тень
-
кольцо
-
урок
3. Подбери пару к слову конь.
-
кот
-
кон
-
кол
4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .
-
согласную
-
гласную
-
мягкий знак
5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?
-
а, о, у, ы, э.
-
е, ё, ю, и, я, ь.
-
а, ю, й, ф, ч
Проверьте по ключу: 13232
-
Я прошу вас взять елочки. Если вы сегодня всё поняли и чувствуете знания по теме урока, если ваша работа на уроке понравилась вам, то прикрепите ваши ёлочки рядом с моей ёлочкой.